Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
19 ноября 18:07Распечатать

Владимир Кейдан. АКАФИСТ МУССОЛИНИ. Страницы биографии русской беженки Н.С. Дефендовой по архивным материалам итальянских спецслужб эпохи фашизма. Часть первая


Наталья Серафимовна Дефендова родилась 30 марта 1887 г. в Тамбове, а умерла 6 июля 1965 г. в Риме

Жили в Москве три сестры-христианки: старшая, Ольга, посвятила себя служению преследуемым христианам; средняя сестра, Мария, учительница, после революционных потрясений провела остаток жизни в больнице; самая младшая, Наталья, посвятила себя уходу за больным мальчиком, оставленным родителями в Италии (1).

Семья Дефендовых в конце XIXвека переехала из Тамбова в Москву. Здесь отец, Дефендов Серафим Даниилович, был назначен помощником главного смотрителя Странноприимного дома гр. Шереметьева, на Сухаревской площади (2) и к 1916 г. дослужился до чина статского советника, который соответствовал чину армейского полковника. Со временем стал и старостой соседней церкви Живоначальной Троицы. Здесь же Дефендовы поселились всей семьёй в служебной квартире (3).

Борис Пастернак назвал одну из героинь повести "Детство Люверс" "Лиза Дефендова, дочка псаломщика", из чего логично предположить, что он, по крайней мере, слышал эту редкую фамилию, а, возможно, и был знаком с кем-то из этой семьи.

В предреволюционные годы на отдыхе в Крыму Наталья подружилась с молодой актрисой Московского художественного театра Ольгой Владимировной Баклановой (1896-1974), получившей в 1925 г. - одной из первых - звание заслуженной артистки РСФСР. В возрасте шестнадцати лет Ольга приняла участие в конкурсном наборе в Московский художественный театр. Несмотря на высокую конкуренцию — на три вакансии претендовало 400 девушек, — она была принята в труппу под руководством К.С. Станиславского и с успехом начала выступать на сцене театра, приняв участие в постановках по произведениям Пушкина, Чехова, Тургенева, Шекспира и Диккенса, однако ровное развитие её карьеры оборвала Октябрьская революция 1917 года.

После переворота, во время которого был убит её отец, всю большую семью Баклановых переселили в одну комнату в их бывшем особняке. После того, как в 1919 году по инициативе Немировича-Данченко была основана Музыкальная студия (4), призванная подарить классическим пьесам новое авангардное звучание, Ольга начала брать уроки вокала и танца и между 1920 и 1925 годами с блеском приняла участие в пяти больших постановках. В 1922 г. Бакланова выходит замуж за московского юриста, а впоследствии актёра IVстудии МХАТ Владимира Эрнестовича Цоппи (5), и в 1923 г. у неё рождается сын, также названный Владимиром (6). Однако упорные театральные слухи называют этот брак фиктивным и приписывают отцовство мальчика Владимиру Ивановичу Немировичу-Данченко, который откровенно выделял красавицу-актрису своим вниманием. Ребёнок с рождения страдал детским церебральным параличом, эпилептическими припадками и отставал в развитии. Актриса приглашает Наталью Дефендову в няни и воспитательницы беспомощному Владимиру, в итоге та становится его второй матерью.

В 1926 году Бакланова-Цоппи, во время гастролей труппы в Европе и США, принимает решение остаться на Западе. Вскоре она получает свою первую роль в Голливуде, а затем на несколько лет становится кинозвездой (7). В 1927 г. няня с ребёнком уезжают на лечение в Германию, затем переезжают в Латвию. Получив в феврале развод от Цоппи, Бакланова 5 марта 1929 года вышла замуж за не слишком удачливого русского актёра Николая Сусанина, такого же эмигранта, как она сама.

В том же году по совету врачей Дефендова с мальчиком-инвалидом переезжает в Италию для лечения на термально-бальнеологических курортах Сан-Ремо (1929), Виареджо (1929-1932), а с 1932 г. - в Монтекатини Терме. Спецслужбы сразу берут её под наблюдение:

"КОРОЛЕВСКАЯ ПРЕФЕКТУРА г. ИМПЕРИЯ

В день 13 марта 1929

VIгод фашистской эры (8)

Объект: Дефендова Наталия дочь Серафима и Аничковой Ольги

Рожденная в Тамбове 30 марта 1887

Гражданство: советская русская

Уважаемому МВД

Генеральной Дирекции Общественной безопасности

В Отдел общих и секретных дел

Имею честь довести до сведения уважаемого Министерства, что 5 числа сего месяца в Сан-Ремо прибыла из Латвии указанная выше подданная СССР, обладательница паспорта N° 127354, выданного в Москве 3 мая 1927 г. с визой итальянского консула в Риге от 17.2.1929 согласно разрешению министерства № 1569. По её словам, она приехала в Италию с целью лечения вверенного её заботам больного ребёнка, Цоппи Владимира 7 лет, сына Владимира Цоппи и киноактрисы Ольги Баклановой-Сусаниной, сопровождающей их и имеющей вид на жительство в Америке. Вышеуказанная Дефендова запросила вид на жительство для себя и ребёнка сроком на полгода. Я установил над ней соответствующее наблюдение, и буду своевременно докладывать о результатах.

Префект ‹Подпись нрзб.›" (9).

Вид на жительство был выдан и позже многократно продлевался. Бакланова уехала в Америку на съёмки с обещанием регулярно переводить деньги на счёт воспитательницы.

Интересно отметить случайное (?) смысловое сочетание, заметное, в первую очередь, итальянцам, между фамилиями калеки и его заботливой воспитательницы, которые произведены от латинско-итальянских основ: "zoppo" – ит. ‘хромой’; "defendere" - лат. ‘охранять, защищать’. Вдумчивого итальянца это этимологическое наблюдение должно было умилять.

Средства к существованию в первые годы итальянской жизни регулярно поступают от матери ребенка-инвалида из США. Бакланову в Италии прозвали "русской тигрицей" после нескольких фильмов, где она создала яркие образы женщин-вамп. В 1932 году она снялась в фильме ужасов "Freacs" ("Уродцы") (10), в роли цирковой красавицы-гимнастки Клеопатры, в которую влюблен простодушный лилипут Ганс. Он разбогател, получив наследство, а жестокая красавица решает женить его на себе, чтобы потом убить. Однако актёры-калеки с врождёнными уродствами, выступающие в бродячем цирке на потеху грубым вкусам, отвергнутые и презираемые обществом, мстят за своего брата так же жестоко, как Клеопатра и ее любовник Геркулес насмехались над ними. Этот фильм вскоре после выхода был запрещён к показу в США по причине его обличительной жесткости и социальной провокационности. Однако помимо этого, соотнеся сюжет с мало кому известным фактом биографии актрисы, даже непрофессионал отметит, что она "отыгрывает" таким способом свою жестокость и чувство вины по отношению к своему брошенному ребёнку-калеке.

Здесь уместно привести свидетельство из статьи историка моды А. Васильева, который приводит позднейшее семейное предание, сообщённое ему в интервью с потомками О. Баклановой, согласно которому "у нее был сын от Немировича, которого выдавали затем за сына дирижера, который фиктивно на ней впоследствии женился. И этот ребенок не выжил" (11).

Только через 30 лет фильм был заново открыт и оказал большое влияние на нонконформистские культурные течения 1960-х годов. В 1994 году фильм был внесён в "Национальный кино-реестр США" (12).

После 1936 года, когда карьера Баклановой в кино стремительно пошла на убыль, она была уже не в состоянии обеспечить сына и няню-воспитательницу, а со вступлением Италии в войну против СССР, США и союзников денежные переводы вовсе прекращаются, сбережения быстро тают. Это подтверждается в секретной переписке наблюдателей спецслужб:

"‹…› Дефендова является воспитательницей и няней юного Владимира Владимировича Цоппи, рождённого 28.9.1922 (1923?), больного детским параличом и эпилепсией. Эти иностранцы находятся на содержании матери несовершеннолетнего Цоппи, киноактрисы, проживающей в Нью-Йорке (США). На их текущем счету в сберегательной кассе в Монтакатини-Терме на имя Цоппи и его воспитательницы хранится вклад в 23 000 лир, сумма, по словам вышеназванной, накопленная из денег, ежемесячно посылаемых на их содержание матерью Цоппи.

Префект Оливьери" (13).

С началом 1938 г. МВД Итальянского королевства издаёт циркуляр, согласно которому полиция перестаёт продлевать вид на жительство лицам без гражданства или с неясным гражданством и не имеющим регулярного источника доходов. Советским гражданам с давно просроченными паспортами, Наталье Дефендовой и Владимиру Цоппи, грозит высылка в СССР. Почувствовав опасность для своей и своего воспитанника жизни, она обращается с письмами лично к главе итальянского правительства Бенито Муссолини:

"Я, нижеподписавшаяся Дефендова Наталья, дочь покойного Серафима и покойной Ольги Аничковой, обращаюсь к Вам за справедливостью – позволить мне далее проживать в Вашей прекрасной Италии, где уже девять лет я с благодарностью живу и которая стала моей второй Родиной, без моего кровавого советского паспорта.

Я убежала из России, моей Родины, 3 мая 1927 года и прибыла в Ригу, сопровождая парализованного ребёнка, страдающего эпилепсией, где я ожидала мать ребёнка Ольгу Бакланову-Цоппи, ныне проживающую в Америке. Я по профессии медицинская сестра Красного Креста, приняла этого мальчика навсегда.

21 февраля 1929 года я прибыла в Вашу прекрасную страну через Сан-Ремо. Потом по совету профессоров я перебралась в Монтекатини Терме, где чувствую себя очень хорошо.

Теперь согласно новому декрету я больше не могу жить здесь, что повергает меня в отчаяние. Я дочь царского генерала (14), моя мать дочь министра из большой семьи, имевшей исторические заслуги перед императорской Россией. Вся семья погибла от голода, вызванного революцией (15). В данный момент две мои сестры и брат (16) находятся в заключении. В Москве я видела все ужасы революции и до сих пор нахожусь под их впечатлением. Будьте милосердны, я люблю только вашу страну, прекрасную Италию, это моя вторая Родина. От Вашего ответа зависит моя жизнь или смерть. Если я не могу проживать здесь без паспорта, выдайте мне, пожалуйста, специальное разрешение, потому что мне и моему ребёнку необходимо жить в тишине и покое, чтобы жить и умереть здесь, я уже старая, у меня больное сердце. Я предпочла бы умереть, чем брать красный (советский) паспорт! Я ужасно боюсь этих красных дьяволов, врагов всего мира, врагов Христа. Мой мальчик и я чувствуем себя полными фашистами, влюблёнными в прекрасную Италию.

Исполненная веры быть услышанной и понятой Вами.

Благодарная и с благоговением преданная Вам

Дефендова Наталия

25 февраля 1938 XVI" (17).

***

7 августа 1941 года вся Италия была повержена в траур – в возрасте 23 лет погиб второй сын Бенито и Ракеле Муссолини Бруно. В 1935 году, в возрасте 17 лет, Бруно стал самым молодым пилотом Королевских ВВС Италии; с 1940-го - генеральным директором авиакомпании "Лати". Принимал участие в бомбардировках Абиссинии, в гражданской войне в Испании и во II Мировой войне. При испытании нового экспериментального четырёхмоторного итальянского бомбардировщика "PiaggioP108" самолёт врезался в землю.

В следующем письме по случаю этой трагической утраты Дефендова пишет:

"Его Высокопревосходительству

Бенито

Муссолини

Рим

8/8 41 XIX

Ваше Высокопревосходительство

Бенито Муссолини,

Скорби фашизма – наши скорби, а скорби главы – Отца фашизма – это неописуемая и наша скорбь! Примите, Ваше Высокопревосходительство к Вашей б‹ольшой›, мировой, объединенной горем семье, присоединяются и наши две скорбящие души, молящиеся за Вашего драгоценного, незабвенного сына-гения, погибшего за правду и свет – воистину со святыми упокоится его Светлая Душа, где нет болезни и печалей и воздыханий, но жизнь бесконечная! (18) Помоги Вам Бог в скорбях Ваших – крепитесь, чтобы поддержать Вашу глубокочтимую и глубокоуважаемую Супругу, Семью и Его Семью! (19) – Велик крест, но Господь с Вами и да утешит Он Сам Вас, Вашу Семью и Его Семью! Без креста и Христос не воскрес бы и не дал бы нам Св. Пасхи. Эта жизнь временная – испытание Вам, так много скорбей, горя приносит она – что делать – молимся усердно за Ваше здоровье и бодрость и умоляю Вас – берегите Свое драгоценное здоровье Отца Вселенной, Нового Мира – мужайтесь и носите на своей груди 90-ый псалом. Пусть кто-нибудь спишет его для всех Ваших родных и носите все, ибо ночь еще не окончилась, враг силен, но свет уже восходит, и день настает! Я давала такие листочки (вкладываю этот 90 псалом) с этим великим псалмом многим Вашим солдатам, и это очень ободряло их и помогает, и спасает! (20) Знаю, что не смею писать Вам, но мы чувствуем в Вас воистину Отца Мирового, а отцу можно писать, что есть на душе, и знаю и чувствую не только Вашу Мощь, величие, всемогущество, храбрость, но и Ваше доброе отеческое сердце и знаю, что Вы поймете нас и не осудите, и не рассердитесь! Христос с Вами и со всеми Вашими Родными и Вашей Идеей – Он посреди Вас и Ваш Щит и опора, поэтому грядет скорая вторая Пасха (21) и надо терпеть страстную неделю – что делать – Бог Вам и всем, кто с Вами и за Вас – в помощь. Всей душой и всем сердцем с Вами и мы, страждущие и скорбящие, Ваши русские-белые

Наталия Дефендова и Владимир Цоппи.

Natalia Defendoff. Viale Francesco Crispi № 1. MontecatiniTerme.

Дух вашего усопшего сына не умер, и Он с Вами со всеми и свыше будет благословлять вторую Пасху!" (22)

(Продолжение следует)

ПРИМЕЧАНИЯ:

1.По материалам публикации Зои Александровны Крахмальниковой (1929—2008), репрессированной в советское время за христианскую проповедь в издаваемом ею журнале "Надежда..Христианское чтение", № 9, 1983. Франкфурт-на-Майне, Посев. С. 80.

2.Ныне институт им. Склифосовского, Сухаревская пл., 3. Построен в 1794-1807 гг., архитекторы Е. С. Назаров, Дж. Кваренги и др.

3.Вся Москва. 1917.

4.Будущий Московский академический Музыкальный театр им. К. С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко.

5.Цоппи Владимир Эрнестович (1889-1970), советский актёр театра и кино. Закончил юридический факультет Московского университета. Сценическую деятельность начал в 1923 году. В 1925-1927 годы играл в Четвертой студии МХАТа, затем был актером различных театров. В кино играл небольшие роли острохарактерного рисунка.

6.По материалам Википедии.

7.Приведём перечень фильмов, в которых она снялась, по материалам русской Википедии.

В России с 1914 по 1917 год Бакланова снялась в десятках фильмов. Ни один из них не сохранился, известны только названия — "Симфония любви и смерти", "Когда звучат струны сердца", "Великий Магараж", "Загробная скиталица", "Женщина-вампир", "Любовь под маской", "Петля смерти", "Жизнь есть шутка", "Нана и ее дочь", "По трупам к счастью", "Третий пол", "Домик на Волге", "Я помню вечера", "Тот, кто получает пощечины", "Когда умирает любовь", "Цветы запоздалые", "Желтый паспорт", "Лунный свет". Большинство этих картин режиссировал Виктор Туржанский, который после революции эмигрировал во Францию, основал собственную кинокомпанию и стал широко известен в Европе.

Фильмы и роли, сыгранные в Голливуде, звёздочкой отмечены утраченные фильмы:

1933 Скандал на миллиард долларов (Billion Dollar Scandal) Анна Гоу-Гоу

1932 Вниз по лестнице (Downstairs) Софья Кословская

1932 Уродцы (Freaks) Клеопатра

1931 Великий любовник (The Great Lover) Саварова

1930 Тытам? (Are You There?) Графиня Хеленка

1930 Не грусти и улыбайся (Cheer Up and Smile) Ивонна

1929 Любимый мужчина (The Man I Love) Соня Барондова

1929 Опасная женщина (A Dangerous Woman) Таня Грегори

1929 ВолксУолл-стрит* (The Wolf of Wall Street) Волчица

1928 Лавина* (Avalanche) ГрейсСтиллвелл

1928 Спорнаяженщина (The Woman Disputed) Вэпизоде

1928 ДокиНью-Йорка (The Docks of New York) Луи

1928 Забытыелица (Forgotten Faces) ЛиллиХарлоу

1928 Улицагреха* (Street of Sin) Анни

1928 Человек, которыйсмеётся (The Man Who Laughs) ГерцогиняДжозиана

1928 Три грешника* (Three Sinners) Баронесса Хильда Брингс

1928 Секрет царицы*The Czarina’s Secret Царица

1927 Голубка (The Dove) В эпизоде

1918 Хлеб* — неизвестно

8.29 октября 1922 года завершается "поход на Рим" военизированных фашистских отрядов Муссолини, 31 октября король Италии Виктор-Эммануил III назначил Бенито Муссолини премьер-министром. От этой даты в Италии отсчитывалось начало "фашистской эры".

9.Archivio Centrale dello Stato. Ministero dell’Interno Direzione Generale della Pubblica Sicurezza, (далее: ACS MI DGPS) Categoria A4bis, Internati, fascicoli personali, busta 88, Defendoff Natalia, Zoppie Vladimir.

10.Фильм поставлен по рассказу Тода Робинса. Авторы сценария: Эл Боусберг, Уиллис Голдбек, Леон Гордон, Эдгар Алан Вульф. Режиссер и продюсер Тод Браунинг. Оператор Меррит В. Герстад. В ролях: Ольга Бакланова, Гарри Эрлс, УоллесФорд, Лейла Хайемс и др.

11.Васильев А. Ольга Бакланова // РМ [Русская мысль (Париж)]. 1997. 6-12 апреля.

12.По материалам Википедии.

13.ACS MI DGPS A4bis, fascicoli personali, b.88, Defendoff Natalia, Zoppie Vladimir. Переводсит.

14.Чин действительного статского советника, соответствующий генеральскому, он мог успеть получить до Февральской революции.

15.Это утверждение противоречит последующей фразе.

16.Брат – Дефендов Серафим Серафимович, надворный советник, в канцелярии Совета Странноприимного дома гр. Шереметева (Вся Москва, 1916), дальнейшая судьба не выяснена. Старшая сестра – Дефендова Ольга Серафимовна (1880-1960), одна из сестёр Марфо-Мариинской обители в Москве, известная благотворительница в среде гонимых большевиками христиан.

17.ACS MI DGPS A4bis, fascicoli personali, Defendoff Natalia, Zoppie Vladimir. Пер. сит.

18.Цитата из православного заупокойного канона.

19.7 ноября 1938 года Бруно женился в Риме на Джине Руберти, дочери руководителя Бюро современного искусства Министерства образования. 18 марта 1940 года у Бруно и его жены родился первый ребенок: дочь, которую назвали Мариной.

20.Текст 90-го псалма в русской народной традиции называется "Живые помощи" (от искаженного начала первого стиха на церковнославянском языке: "Живый в помощи Вышняго…"); считается оберегом от всяких смертельных опасностей. Его текст, написанный на бумаге или ткани, вешали на шею внутри медальона или зашивали в пояс солдатам, уходящим на войну и отправляющимся в далёкие странствия.

21.Первая Пасха – празднование исхода евреев из Египта, Вторая Пасха, предваряемая Страстной неделей, - праздник Воскресения Иисуса Христа.

22.Там же.

 

[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования