Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
12 ноября 17:47Распечатать

Евгений Беляков. «ЛОТОСОВАЯ СУТРА» - ДРЕВНЕЙШИЙ ХРИСТИАНСКИЙ ПАМЯТНИК ВОСТОКА? «Караванная» гипотеза. Часть вторая


Начало – здесь.

Первую часть мы закончили историей блудного сына из "Лотосовой сутры".

Повествование "Лотосовой сутры" имеет также общие черты с историей Иосифа и его братьев из Ветхого Завета. Так же как и там, Иосиф далеко не сразу раскрывает истину о себе. Если попытаться как-то сопоставить все три повествования, то логичнее всего на первое место поставить историю Иосифа, затем легенду из "Лотосовой сутры", и, наконец, евангельскую притчу. Обмен смысловым материалом, таким образом, начался с Ближнего Востока, затем перешел в Индию и вернулся назад по караванным путям на Ближний Восток.

Притча о блудном сыне – одна из ключевых в христианстве. Стоит отметить хотя бы, что Иисус называет Бога Отцом Небесным, и в притче речь идет именно о возвращении к Отцу. Человек пустился "в собственное плавание", и он должен вернуться назад, к Богу. Возвращение – это покаяние. Слово "покаяние" на арамейском как раз и означает "возвращение". Когда Иоанн Креститель говорит о покаянии, речь идет о возврате к Богу-Отцу.

В буддизме нет четкого представления о Едином Боге, но притча о блудном сыне (человечестве) перекликается с буддийским призывом вернуться к той же самой исходной сущности человека, скрытой в нем же самом, как жемчужина, зашитая в одежду (из притчи о жемчужине).

Как Иисус, так и Будда утверждают братство между людьми. В духовном смысле все люди – дети Одного Отца. В Евангелиях устанавливается сыновство человека Богу и братство Иисусу и – через Него – людей между собой: "Братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его" (Лк., 8: 1).

В буддизме место личностного Бога в известной мере замещает личность Будды, которая имеет трансцендентное значение, и, соответственно, человеческое братство устанавливается через усыновление Будде: "И все же мы не знали, что воистину являемся сынами Будды. Сейчас мы действительно [это] узнали" ("Лотосовая сутра").

Греческая гомонойя превращается в обеих религиях в братство. Интересно, что, провозгласив "братство" основным своим лозунгом в 1789 году, французские революционеры выступили против религии, которая как раз то же самое изначально и утверждала. Но революционное братство не знало (вопреки логике) общего духовного отцовства. Древние были, очевидно, более последовательны.

До появления "Лотосовой сутры" считалось, что Будда Шакьямуни родился в определенное время и в столь же определенное время до конца ушел в нирвану. Теперь ему придаются еще более трансцентдентные черты. "Боги и люди всех миров, а также асуры, - все сейчас думают: "Вот этот Будда Шакьямуни, покинув дворец рода Шакьев, воссел на Месте Пути недалеко от города Гая и обрел ануттара-самьяк-самбодхи. Добрые сыны! С тех пор, как я действительно стал Буддой, на самом деле прошли неисчислимые, безграничные сотни, тысячи, десятки тысяч, коти кальп… С тех пор я постоянно пребываю в мире саха, проповедую Дхарму и обращаю [живых существ]" ("Лотосовая сутра").

А вот недоумение иудеев из Евангелия от Иоанна: "Сказали Ему иудеи: Тебе нет еще пятидесяти лет, - и Ты видел Авраама? Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь" (Ин., 8:57-58). И еще: "Тогда сказали Ему: кто же Ты? Иисус сказал им: от начала Сущий, как и говорю вам" (Ин., 8:25).

Вечный Будда и Отец Небесный наделяются в обеих религиозных традициях сходным поведением, которое и тут, и там сравнивается с образом дождя. "А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных" (Мф., 5:44-45). 
"Представь, что горы, берега рек и ручьев, долины и поля трех тысяч великих тысячных миров покрыты кустарниками и лесами, здесь растут также целебные травы нескольких видов, различные по названиям и по цвету. Густое облако, распространяясь повсюду, покрыло все три тысячи великих тысячных миров, и одновременно во всех местах пошел дождь. Влага [от него] питала малые корни, малые стебли, малые ветки, малые листья, средние корни, средние стебли, средние ветки, средние листья, большие корни, большие стебли, большие ветки, большие листья. Большие и малые деревья - каждое получило свою часть влаги в зависимости от того, большое [оно], среднее или малое. Благодаря дождю из одного облака все в соответствии со своей природой рождается, растет, цветет и приносит плоды. Однако травы и деревья разные, хотя все растут на одной земле и впитывают влагу одного дождя. Кашьяпа, [ты] воистину должен знать! И с Татхагатой то же самое. [Он] появляется в мире, как приплывает великое облако. Повсюду в мире подобно тому, как то великое облако покрывает земли во всех трех тысячах великих тысячных миров, [он] охватывает своим великим голосом богов, людей, асур" ("Лотосовая сутра").

В Нагорной проповеди Иисус призывает Своих последователей не отвечать ударом на удар и, если ударят кого по щеке, то подставлять вторую. Такое же поведение демонстрирует и Будда.

"После ухода первого Татхагаты, Царя Величественных Звуков, и окончания [века] Истинной Дхармы, в [век] подобия Дхармы в большую силу вошли переполненные самодовольством бхикшу. В то время был один бхикшу-бодхисаттва, которого звали — Никогда Не Презирающий. <…> почему его звали Никогда Не Презирающим? Этот бхикшу во всех местах, где [его] видели, кланялся бхикшу, бхикшуни, упасакам, упасикам и воздавал [им] хвалу, говоря такие слова: "Я глубоко почитаю вас и не могу относиться [к вам] с презрением. Почему? [Потому что] вы все будете следовать Пути бодхисаттвы и станете буддами!" Причем этот бхикшу совсем не читал про себя и не читал нараспев сутры, а только оказывал почести. Увидев издали [людей] из четырех групп, [он] подходил, приветствовал [их] и, воздавая хвалу, говорил все те же слова: "Я не могу относиться [к вам] с презрением, потому что все вы станете буддами!" В четырех группах были такие, кого охватывал гнев и мысли у которых были нечистыми. [Они] злословили [про этого бхикшу], оскорбляли и поносили [его], говоря: Откуда пришел этот безумный бхикшу, который говорит: "Я не могу заставить себя относиться к вам с презрением", — и предсказывает, что мы сможем стать буддами? Нам не нужны эти пустые предсказания!" 
Так прошло много лет, и хотя [этого бхикшу] постоянно оскорбляли и поносили, [в нем] никогда не рождался гнев, и [он] все время говорил эти слова: "Вы станете буддами!" Когда [бхикшу] произносил эти слова, люди побивали его палками и камнями, но, отбежав на некоторое расстояние, [он] опять громким голосом кричал: "Я не могу относиться [к вам] с презрением. Вы все станете буддами!" И так как [он] всегда говорил эти слова, бхикшу, бхикшуни, упасаки и упасики, переполненные амодовольством, прозвали его — Никогда Не Презирающий" ("Лотосовая сутра").

В конечном итоге утверждается, что бодхисатва Никогда Не Презирающий – это одна из реинкарнаций Будды. Аналогичен и ответ аудитории на проповедь нового учения. Часть учеников покидает как Будду, так и Иисуса: "Когда [он] говорил эти слова, на собрании присутствовали пять тысяч бхикшу, бхикшуни, упасак, упасик. [Они] поднялись [со своих] мест, поклонились Будде и удалились. Почему? Корни греха у них были очень глубоки, а надменность велика. [Они] думали, что обрели то, что [на самом деле] еще не обрели, думали также, что имеют свидетельство тому, о чем свидетельства еще не было. Обремененные такой виной, [они] не могли остаться. Почитаемый В Мирах молчал и не остановил [их]. В это время Будда сказал Шарипутре: "У существ на моем [собрании] нет сейчас веток и листьев, а есть только целомудренно чистое и истинное. Шарипутра, как хорошо, что эти переполненные самодовольством люди ушли. Слушай хорошо: воистину [я] буду проповедовать ради тебя!" ("Лотосовая сутра"). 

А вот - Евангелие от Матфея (22:1-14): "Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал: Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели прийти. Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: "вот я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и все готово; приходите на брачный пир". Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, кто на торговлю свою; прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их… ибо много званых, а мало избранных". 

Продумывая эти параллели, невольно приходишь к выводу, что настоящее понимание многих притч становится более глубоким при совместном (как бы стереоскопическом) их рассмотрении. Так понятие "Спаситель" оказывается близким или тождественным понятию "бодхисаттва". И оказывается, что "быть спасенным" основатели религий предназначают нам, то есть всем своим последователям. Это так в христианстве, поскольку предписывается строить свою жизнь, имея образом жизнь Иисуса Христа, пришедшего в мир, чтобы спасти людей. В буддизме это называется "Бодхисаттва".

Список параллелей, который можно продолжать еще долго, заставляет нас обратиться к поиску информационного канала обмена образами и идеями, и таким каналом, по нашему мнению, может быть лишь караванный путь. Суть "караванной гипотезы" – в ДИАЛОГЕ культур и религий. Глубочайшие религиозно-этические инсайты происходят в процессе этого диалога и, в некотором смысле, "одновременно". Хотя авторство принадлежит конкретным основателям религий, эти открытия принадлежат всему человечеству в целом.

Однако конкретика восприятия новых идей на Востоке и на Западе различна. Учение, представленное в "Лотосовой сутре", выглядит чуждым остальному, предшествующему буддизму, хинаяне. Вот почему большой объем аргументации в "Лотосовой сутре" посвящен объяснению того, почему как новое, так и старое учение одновременно истинны. Утверждается, что старые идеи, которым учил Будда, представляют собой ни что иное, как уловки, чтобы вывести человечество из состояния непросвещенности, поскольку прямое изложение тех идей, которые содержатся в "Лотосовой сутре", было бы ими просто не воспринято. Эти "аргументы" опять-таки изложены в форме притч. В данном случае речь идет, в частности, о притче о горящем доме и городе-мираже. Вероятно, новое учение вовсе не было воспринято с восторгом. Уже приводилась в связи с этим притча о Бодхисаттве Никогда Не Презирающем, который подвергался избиениям и оскорблениям.

Иисус подчеркивает, что не разрывает с традиционной религией, с ветхозаветным иудаизмом, а "исполняет" ее. Его крестная казнь, согласно Евангелиям, была связана с глубоким непониманием Его учения и отвержением идеи радикального духовного равенства в форме братства в мире, где царило как раз радикальное неравенство.

Христианская традиция приписывает роль медиатора между иудейской и индийской культурами св. апостолу Фоме. Существует весьма красочный апокриф "Деяния св. Фомы", в котором описывается путешествие этого апостола в Индию (сначала в качестве раба, потом - архитектора и проповедника). Возможно, именно апостол Фома и его гипотетическая миссия каким-то образом воздействовала на автора "Лотосовой сутры", в результате чего и произошло описанное в этой статье переплетение смыслов и сюжетов двух великих мировых религий. И если так, то не случайно, что, по крайней мере, две из рассмотренных выше аналогий содержатся в апокрифическом коптском "Евангелии от Фомы".

Нельзя исключить и обратного переноса информации. Так учение о Троице современные религиоведы любят сопоставлять с индийским учением о Тримурти и его истолкованиями. Проникновение "эха" этих учений на Запад, вероятно, было более поздним и менее отчетливым. Многочисленные дискуссии и указания многих теологов на "священную тайну" вопроса свидетельствуют о том, что Запад так и не воспринял простые и ясные учения Востока. Возможно, потому, что "слышимость" в канале связи была плохая. Однако, вместе с этими туманными образами, в христианстве возникла легенда о святом царевиче Иосафате, иными словами – бодхисатве, то есть, как полагают светские и даже церковные исследователи, Будда стал-таки христианским святым.

Еще пара слов о "караванной гипотезе". В так называемой "цивилизационной парадигме" (Данилевский, Шпенглер, Тойнби, Гумилев) отдельные культуры, цивилизации и суперэтносы рассматриваются как полностью замкнутые образования, развивающиеся независимо друг от друга. Уже Ясперс, провозгласив существование "оси истории" в 5 веке до н.э., пробил брешь в этом восприятии. Возвратом была резкая критика от Л.Н. Гумилева. И она была справедлива, но дело решается, мне кажется, тем, что вышеупомянутая "ось" или "оси" существовали в истории всегда, и отнюдь не только в 5 веке до н.э. Эти "оси" суть ни что иное, как торговые пути. Условно называемые караванными, они включают и морские пути, и путешествия войск во время многочисленных войн. А с войсками и караванами могут путешествовать ученые, мистики, философы...

Таким образом, культуры взаимодействуют постоянно, причем не только периферийными, малосущественными частями, но и своими смысловыми центрами. Исключение - разве что Американские цивилизации, существовавшие на нашей планете изолированно (чем они и интересны). Сказанным, думается, можно объяснить многие тождественные явления, происходящие в культурах параллельно. В том числе, в буддизме и христианстве. "Караванная гипотеза" объясняет их идейную близость при всем многообразии периферийной конкретики.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования