Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
05 октября 17:55Распечатать

Игорь Аверкиев. ЖАЛЕЕТЕ «PUSSY RIOT»? – ПОЖАЛЕЙТЕ СЕБЯ. Кто «подставил» свободу в России. Часть первая


(публикуется с сокращениями)

С "Pussy Riot" всё очень сложно. Так же сложно, как с Михаилом Ходорковским в своё время. Символическое место "Pussy Riot" оказалось столь же значимым и неоднозначным в современной России, как и символическое место Ходорковского. Превращённые столичной либеральной публикой в кумиров, участницы панк-группы, как и опальный олигарх, стали для "широких масс российского населения" символом свободолюбия и сопротивления путинскому режиму…

Судьба свободы в России в значительной степени зависит от того, удастся ли "социальному агенту российской модернизации" ("среднему классу", "креативному классу", "новой интеллигенции", "информационной буржуазии" - кличек у агента много) заразить свободомыслием-свободолюбием критически значимую часть российского населения. "Выбор свободы" не предопределён в России, как и в любом другом месте, а там, где он уже сделан, то явно не навеки. "Несогласным", "декабристам" и им подобным ничего не изменить в стране, не заручившись поддержкой значительной части российского общества, как это было в феврале 1917 года и в августе 1991 года. И ни за что не сохранить "завоевания свободы", не сохранив к себе уважения всё той же "значительной части российского большинства". В 1917 году столичная либерально-демократическая публика саморазоблачилась за несколько месяцев, в 90-х годах - за несколько лет.

То, что российскому (путинскому) большинству в ближайшие месяцы-годы придётся политически пересамоопределяться и искать новую политическую опору, – это очевидно. Но совершенно не очевидно, какой именно выбор сделает российское большинство в процессе развала или после того, как путинский режим сойдёт на нет.

Сегодня в стране формируются два национальных мегапроекта. Один национальный мегапроект символически был заявлен в декабре 2010 года молодыми людьми, вышедшими на Манежную площадь протестовать против засилья кавказцев. Другой национальный мегапроект символически был заявлен в декабре 2011 года молодыми людьми, вышедшими на Болотную площадь протестовать против засилья "жуликов и воров". "Традиционалистский проект" и "модернизационный проект"; "гопники" и "декабристы"; футбольные фанаты и "креативный класс"; "тёмное гражданское общество" и "светлое гражданское общество"… "Хозяевами" того и другого проекта являются относительно небольшие группы населения, но в современной России только эти группы обладают хоть каким-то мобилизационным потенциалом.

По аналогии может показаться, что был заявлен и третий "мегапроект" в лице сторонников Владимира Путина, вышедших на Поклонную гору 4 февраля 2012 года. Но это не так. Политтехнологические ухищрения Кремля, опирающиеся на лояльность подкупаемого социальными раздачами населения, к политико-цивилизационному самоопределению страны не имеют никакого отношения.

Оба "национальных проекта" сегодня чужды для путинского большинства. Но именно они останутся на политической поверхности после обрушения переходного ельцинско-путинского режима. И выбор российскому большинству в очередной раз придётся делать именно между этими "проектами". И выбор неочевиден. Несмотря на то, что один "проект", казалось бы, "тёмный", а другой, казалось бы, "светлый", в реальности "тёмное" и "светлое", "добро" и "зло" так будут перемешаны в каждом "проекте", что сам черт ногу сломит - придётся включать Веру и Интересы.

В силу внешних и внутренних обстоятельств, в которых оказалась современная Россия, ни один из этих проектов не может гарантировать российскому большинству благополучия и процветания. Во всяком случае, благополучие придётся обменивать на нечто весьма серьёзное: будь то отторгнутые территории или подвергнутые дискриминации большие группы людей или что-то ещё подобное.

Совершенно очевидно, что ни Михаил Ходорковский в своё время, ни "Pussy Riot" сегодня не продвигают свободу и антипутинизм ("модернизационный мегапроект") в среду "простых", "обычных" россиян, живущих будто в другом мире, а наоборот, отталкивают от них. И нефтяной магнат, и богемные активистки бесконечно чужеродны и несимпатичны российскому "социальному большинству". Поддерживая таких, как они, и выталкивая на олимп общественного внимания, "протестующая Москва" из года в год демонстрирует удивительную способность выбирать не тех кумиров, какие нужны "простому народу", и это при большом выборе, который сегодня существует.

Это национально-мазохистская привычка - объединяться исключительно вокруг жертв, а не вокруг героев и победителей. Целое поколение уходит сегодня с российской либерально-демократической сцены (Каспаров, Немцов, Рыжков и другие), так и не дав стране лидеров, вызывающих доверие и симпатичных, по крайней мере, для образованной части общества. Именно симпатичных и именно вызывающих доверие. Им на смену уже приходит новое поколение "протестующих демократов", но и они, похоже,занесли ногу над теми же граблями. "Нравиться" - это не промчаться по провинции автопробегом, наговаривая мантры о Путине, репрессиях и партиях-выборах. "Нравиться" - это значит выработать правильный для образованной провинциальной публики нарратив (большая проблема), правильную судьбу и правильный облик. И уже с ними хоть в телеке сиди, хоть в Интернете, хоть на митингах выступай.

Берите пример с Сергея Удальцова – идеальный образ для современного российского левого лидера. А с правой, либерально-демократической стороны, самые известные сегодня (реально широко известные - до посёлков и деревень) - это Михаил Ходорковский, Алексей Навальный, Ксения Собчак и "Pussy Riot". Кто выиграет на судьбоносных выборах (или в битвах) через несколько лет: такие как Удальцов или такие как Навальный с Собчак? Ясно же, что в сегодняшней России "традиционалистский мегапроект" (неважно, какую форму он примет: ультраправую или ультралевую) пока явно жизнеспособнее "модернизационного мегапроекта".

Очевидно, что Алексей Навальный, Ксения Собчак и "Pussy Riot" навязали себя антипутинской оппозиции, а не стали естественным продуктом её жизнедеятельности. Да и Бог с ним, но проблема в том, что именно они в широком общественном мнении стали лицом "московского сопротивления режиму", именно они (даже не Сергей Удальцов и уж тем более не отец и сын Гудковы и прочие) формируют сегодня имидж антипутинского протеста в глазах российской провинции.

Социальный состав "декабристов" достаточно разнообразен и вполне себе "разночинский", а народное представление о московском протесте формируют элитарно-гламурно-буржуазные Навальный с Собчак и "Pussy Riot" - естественно, с помощью федеральных телеканалов и своих сетевых фан-клубов.

Конечно, по способности привлекать и капитализировать общественное внимание "естественные лидеры" оппозиции не могут и не должны конкурировать с профессиональными шоуменами и провокаторами, но дистанцироваться от них надо учиться, хотя от этих дистанцироваться, похоже, уже не получится, "коготок увяз"…

Я не настаиваю на том, что Алексей Навальный, Ксения Собчак, участницы "Pussy Riot" и другие деятели столичного сопротивления как-то особенно плохи, я настаиваю лишь на том, что они непригодны для продвижения "свободы и демократии" в "широких народных массах" (а продвигать надо, и ещё как). "Телевизор", с подачи Кремля и столичной либеральной публики, "назначил" "полпредами свободы и демократии в народе" именно этих, чужих для российского большинства представителей оппозиции. А столичная либеральная публика своей неуёмной ажитацией вокруг "Pussy Riot" продолжает этому подыгрывать.

Некоторые, чтобы понравиться "простому народу", взялись назвать участниц "Pussy Riot" "девками", "дурами" и "хулиганками, недостойными сочувствия", но этого мало. Да, приговор, вынесенный "Pussy Riot", безусловно, неправосуден и несправедлив. Если они и должны быть наказаны, то только не государственным судом, а общественным. Нужно добиваться отмены приговора не только потому, что путинскому низменному суду нужно сопротивляться всегда и везде, но и для того, чтобы подвергнуть участниц "Pussy Riot" гражданскому обсуждению. Вмешательство уголовного суда в общественный спор по поводу моральной оценки сомнительного поступка само по себе аморально.

продолжение следует...


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования