Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
05 сентября 13:45Распечатать

Юрий Ершов. ПОДОЗРЕВАЕМЫЙ? – ВОН ИЗ ЦЕРКВИ! Предложения к проекту закона о внесении изменений в Федеральный закон РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях». Часть вторая


 Начало – ЗДЕСЬ.

Следующая категория граждан, которым будет запрещено участвовать в образовании религиозный организаций, обозначена в проекте так: "Лицо, в отношении которого вступившим в законную силу решением суда установлено, что в  его действиях содержатся признаки экстремистской деятельности".

Что интересно: закон РФ вообще не предусматривает таких видов решений суда, как решение о том, что в чьих-то действиях "содержатся признаки экстремистской деятельности". Непонятно даже, что имели в виду авторы законопроекта - то ли уголовные преступления, то ли административные правонарушения, то ли судебные решения по ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности".

Поражает безапелляционная пожизненность данной меры. Что бы ни произошло, сколько бы времени ни утекло, мера сохранится. Снова необходимо повторить, что это двойная ответственность за одно и то же деяние - если уж суд вынесет кому-то наказание по экстремистским статьям УК РФ или КоАП РФ, то он назначит ему и меру ответственности. Еще одна такая мера - явный перебор и нарушение основ российского права.

Логику авторов законопроекта понять еще сложнее, если бывший экстремист раскаялся и решил создать религиозную общину, чтобы честным трудом и молитвой вернуть себе достоинство и Божию милость. Почему ему надо в этом отказывать? Кажется, государство наоборот должно было бы быть заинтересовано в исправлении экстремистов, а не в вечной их маргинализации и ожесточении.

Кроме этого, предлагаемые поправки минюста РФ противоречат принципу недискриминации, установленному в ст. 19 Конституции РФ и в ст. 14 Протокола к Европейской Конвенции о защите прав человека о основных свобод, а также общему запрету недискриминации, установленному в ст. 1 Протокола N 12  к Конвенции о защите прав человека и основных свобод  (Рим, 4 ноября 2000 г.). Данный протокол был подписан Россией 4.11.2001 г. и, хотя не ратифицирован в контексте сложившихся правовых реалий, это не препятствует признанию его существенным элементом правового регулирования.

В соответствии со статьей 18 Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 года, государство обязано воздерживаться от действий, которые лишили бы договор его объекта и цели, если: а) оно подписало договор или обменялось документами, образующими договор; или b) оно выразило согласие на обязательность для него договора - до вступления договора в силу и при условии, что такое вступление в силу не будет чрезмерно задерживаться.

Таким образом, Российская Федерация связана требованием статьи 18 Венской конвенции о праве международных договоров не предпринимать действий, которые лишили бы подписанный ею Протокол N 12 его объекта и цели, до тех пор, пока она официально не выразит свое намерение не быть его участником.

Выполнение обязательства не лишать Протокол N 12 - как подписанный, но не ратифицированный международный договор - его объекта и цели возлагается на государство в целом. Если органы, представляющие какую-либо из ветвей государственной власти, допускают отклонение от этого обязательства, то его соблюдение может быть обеспечено другими ветвями власти - исходя из принципа разделения властей и принципа согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти, гарантируемого президентом Российской Федерации (статья 10; статья 80, часть 2, Конституции Российской Федерации), с тем чтобы выполнение государством в целом своих обязательств оставалось в рамках статьи 18 Венской конвенции о праве международных договоров.

Полагаем, что минюст РФ, подписавший данный протокол, не должен пытаться игнорировать его и предлагать принимать законопроекты, противоречащие данному Протоколу.

Вот важные выдержки из текста Протокола N 12 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 2000 г.):

"Государства - члены  Совета Европы, подписавшие настоящий Протокол, принимая во внимание основополагающий принцип, в соответствии с которым все люди равны перед законом и имеют право на равную защиту законом; преисполненные решимости предпринять дальнейшие шаги по обеспечению  равенства всех людей путем коллективного осуществления всеобщего запрещения дискриминации на основании Конвенции о защите прав человека и основных свобод, подписанной в Риме 4 ноября 1950 года (именуемой ниже "Конвенция"); подтверждая, что принцип недискриминации не препятствует государствам-участникам принимать меры для обеспечения полного и эффективного равенства при условии существования объективной и разумной обоснованности таких мер, согласились о нижеследующем:

Статья 1. Общее запрещение дискриминации.
1. Пользование любым правом, признанным законом, должно быть обеспечено без какой бы то ни было дискриминации по признаку пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальным меньшинствам, имущественного положения, рождения или любого иного обстоятельства.
2. Никто не может быть подвергнут дискриминации со стороны каких бы то ни было публичных властей по признакам, упомянутым в пункте 1 настоящей статьи".
(Текст Протокола опубликован в журнале "Совет Европы и Россия", N 1, 2001 г.).

А вот распоряжение президента РФ от 31 октября 2000 г. N 476-рп "О подписании Протокола N 12 к Конвенции о защите прав человека и основных  свобод":
"1. Принять предложение МИДа России и Минюста России, согласованное с Минфином России, Минфедерации России, Минтрудом России, о подписании Протокола N 12 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., разработанного в рамках Совета Европы с участием Российской Стороны.
Поручить Минюсту России подписать от имени Российской Федерации указанный Протокол.

2. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания".
Одна из основных норм, которым противоречит законопроект, изложена в статье 22 Гражданского кодекса РФ: "1. Никто не может быть ограничен  в правоспособности и дееспособности иначе, как в случаях и в порядке, установленных законом.

2. Несоблюдение установленных законом условий и порядка ограничения дееспособности граждан или их права заниматься предпринимательской  либо иной деятельностью влечет недействительность акта государственного  или иного органа, устанавливающего соответствующее ограничение.

3. Полный или частичный отказ гражданина от правоспособности или дееспособности и другие сделки, направленные на ограничение правоспособности или дееспособности, ничтожны, за исключением случаев, когда такие сделки допускаются законом".

Конституция Российской Федерации, ч. 2 ст. 19: "Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности". Ст. 28 Конституции: "Каждому гарантируется свобода  совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально  или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения  и действовать в соответствии с ними".

Ч. 1 ст. 49: "Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда".

Статья 22 Международного пакта о гражданских и политических правах гласит: "Каждый человек имеет право на свободу ассоциации с другими, включая право создавать профсоюзы и вступать в таковые для защиты своих  интересов". Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод, ст. 9 "Каждый имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как индивидуально, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в богослужении, обучении, отправлении религиозных и культовых обрядов".


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования