Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
29 июня 16:10Распечатать

Священник Андрей Берман. ЗАГНИВАЮЩИЙ КЛЕРИКАЛИЗМ. На каком этапе мирового религиозно-секуляризационного процесса находится Россия, и почему «активизация» РПЦ МП является признаком ее упадка


Последние несколько месяцев российская либеральная общественность с недоумением, если не сказать с некоторым страхом, наблюдает за многочисленными инициативами, которые исходят от Московской патриархии и близких к ней политических кругов. Здесь можно отметить и неоправданно жестокое, незаконное преследование девушек из "Pussy riot", и разного рода грозные "месседжи" и "императивы" Патриарха Кирилла (Гундяева), и прямо экстремистские высказывания протоиереев Всеволода Чаплина и Димитрия Смирнова, к которым благосклонно прислушиваются власти, и последние инициативы некоторых законодателей, предлагающих любые критические высказывания в адрес РПЦ МП и ее первых лиц приравнять к экстремизму, с соответствующими санкциями.

Вот уже и государственные следственные органы начинают ссылаться на церковное право как на действующее законодательство. Да и международные события, как кажется, не дают особого повода для оптимизма благонамеренному либералу. На Ближнем Востоке началась "Арабская весна" и везде к власти приходят исламисты. В Европе и Северной Америке активизируются исламские диаспоры, которые требуют учитывать их традиции при построении общественной жизни в этих неисламских регионах. Складывается такое впечатление, что еще немного - и все мы окажемся в новом издании то ли Российской, то ли Византийской (а, может быть, и Османской) империи и настанут так ожидаемые некоторыми благословенные времена "нового средневековья". Однако, так ли страшен черт, как его малюют?

Чтобы понять, насколько велика опасность того, что над всеми нами раскроются "совиные крыла" клерикалов, надо разобраться в природе нынешних демаршей воинствующих рясоносцев. Немного забегая вперед, я возьму на себя смелость утверждать, что мы имеем дело с завершающим этапом нашей российской, да и мировой секуляризации. И вот почему.

Секуляризация – необходимый атрибут развития капитализма. В своей истории секуляризация проходит различные этапы. На мой взгляд, можно выделить следующие:

1. Критика притязаний религиозных институтов на светскую власть. На этом этапе происходит обоснование верховенства государей на своей территории и создаются идеологические условия для возникновения национальных государств.

2. Реформация – движение за улучшение деятельности церковных институтов. Реформация создает идеологические условия для следующего этапа, а для внешнего наблюдателя она выглядит как резкое усиление религиозной активности населения и правящих церковных кругов. Однако такая активность только лишь свидетельствует о том, что "низы не хотят", а "верхи уже не могут".

3. Национализация (здесь как раз и используется термин "секуляризация") церковных имуществ, прежде всего главного богатства средневековья – земли. В передовых странах капитализма национализация церковной земли создает условия капиталистической перестройки аграрного сектора, где и происходит "первоначальное накопление капитала".

4. Период религиозных войн и ранних капиталистических революций, которые проходят под лозунгами свободы вероисповедания или просто под религиозными лозунгами. Последняя такая революция в Европе случилась в Англии, в середине XVII в.

5. Итогом предшествующего бурного периода становится повсеместное утверждение в Европе права государственной власти устанавливать на своей территории форму господствующего вероисповедания (принцип "чья власть – того и вера") и, соответственно, вмешиваться в процесс замещения церковных должностей.

6. Ликвидация церковной монополии на школьное образование, отделение школы от Церкви (то, что в Германии называлось "Культуркампф").

7. Законодательное отделение Церкви от государства.

8. Превращение религии в частное дело людей.

9. Трансформация традиционных религиозных институтов в соответствии с запросами потребителей их услуг.

История секуляризации, безусловно, представлена тут достаточно схематично, но, в целом, я думаю, этапы определены верно. Проблема состоит в самом капитализме. Дело в том, что капиталистические отношения развиваются неравномерно в разных странах. Здесь в полной мере действует закон рынка: тот, кто первым приходит – получает максимальную прибыль и диктует всем остальным условия торговли. Поэтому мировая капиталистическая система делится на "центр" и "периферию". В полной мере все преимущества капиталистических отношений реализуются в "центре": парламентаризм, гражданские и политические свободы и т.д. Это касается и секуляризации, которая именно в "центре" прошла все перечисленные этапы. В странах "периферии", при том, что эти страны полностью включены в капиталистическую миросистему, еще долгое время сохраняются институты и отношения, оставшиеся от докапиталистического периода. Россия как раз является типичной страной капиталистической периферии. Именно периферийное положение является причиной того, что капиталистические преобразования в нашей стране до сих пор еще являются незавершенными. Это касается и секуляризации, начало которой у нас относится к спорам "осифлян и нестяжателей".

До 1917 г. процесс секуляризации шел в России с переменным успехом, и только большевики попробовали завершить ее ускоренными темпами. Однако, в силу особенностей развития СССР, продвинуться в этом деле дальше 8-го пункта нашей схемы так и не удалось. Только в период "перестройки" религия в России действительно стала частным делом людей. То, что мы сегодня наблюдаем активизацию "черного воинства", как раз и подтверждает этот тезис. Едва ли не на всем протяжении постсоветской истории социологические опросы дают устойчивую цифру от 3 до 15 % (в зависимости от заказчика опроса) практикующих православных. Большая же часть "традиционных православных" только позиционирует себя православными, однако никакие церковные уставы как не соблюдала, так соблюдать и не собирается. Любые попытки административным путем или навязчивой проповедью повлиять на это самоопределения вызывают негативную реакцию.

Сегодняшние попытки властей опереться на церковные институты воспринимается россиянами как попытка незначительного меньшинства навязать большинству населения ненужную ему модель поведения. И если "простой народ" не может внятно артикулировать эту позицию, то "креативный класс", выражая при этом мнения, в том числе, и "простых людей", прямо расценивает это как вмешательство в частную в жизнь, о чем и заявляется через прессу и Интернет, и чему "креативный класс" намерен активно сопротивляться. Церковным институтам ничего не остается, как трансформироваться в соответствии с запросами потребителей. Однако такая трансформация, при всей ее неизбежности, сильно задевает интересы (причем материальные в первую очередь) церковной верхушки. Не в силах сдержать секуляризацию, церковный истеблишмент изо всех сил пытается использовать последнюю возможность сохранить свои привилегии. И надо сказать, что попытки эти тщетны. У современного российского государства просто нет ресурсов, чтобы поддерживать необходимый для этого уровень насилия в обществе. Дальше нескольких вялых показательных акций, типа наказания "Pussyriot", дело не пойдет. Да и сама нынешняя политическая система вряд ли вправе рассчитывать на сколько-нибудь длительное существование. Как говорил Б. Брехт, "дождь никогда не падает вверх".

Теперь несколько слов об "Арабской весне". В отличие от России арабский мир представлял собой еще более глубокую периферию глобального капиталистического мира. Естественно, что процессы трансформации общества на Ближнем Востоке "запаздывают" по сравнению с европейскими на несколько столетий. И то, что сегодня арабские революции проходят под религиозными лозунгами, говорит о том, что арабский мир переживает процессы, аналогичные тем, которые переживала Европа в XVII в. Так что "Арабская весна" - это тоже секуляризация. С учетом ускорения исторического процесса можно сказать, что пройдет еще не так уж много времени и население арабских стран, на следующем этапе своей революции, сметет и своих нынешних, переходных исламистских вождей. В том числе и в силу того, что часть этого населения не готова отказаться от элементов европейского образа жизни, к которым многие привыкли.

Возникает вопрос: так что же, секуляризация означает смерть религии? Ничего подобного. Средний человек, заинтересованный в религиозной практике, даже и не заметит секуляризации. Церковная служба будет продолжаться до тех пор, пока есть люди, в ней нуждающиеся. Секуляризация угрожает только тем, для кого Слово Божье, Литургия, Таинства являются средством обогащения или источником привилегий, способом возвышаться над остальными людьми. Секуляризация угрожает "пространному житию", езде духовенства на "Мерседесах" и "Лексусах", "Брегетам" и тому подобным приятным игрушкам. Молитве и покаянию секуляризация никак не препятствует.

У В.И. Ленина есть работа под названием "Империализм как последняя стадия капитализма", в которой Ильич характеризует империализм как "загнивающий капитализм – канун социалистической революции". Перефразируя вождя, можно охарактеризовать нынешнюю активизацию РПЦ МП как "загнивающий клерикализм – канун торжествующей секуляризации".


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования