Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
11 апреля 11:23Распечатать

Александр Солдатов. «В ЕВАНГЕЛИИ ВЫ ЭТОГО НЕ НАЙДЕТЕ». Своими проповедями на Страстной седмице нынешнего года Патриарх Кирилл (Гундяев) немало удивил слушателей


Возможно, нынешняя Страстная неделя – самая тяжелая в жизни Патриарха Кирилла (Гундяева). Может, в его частной жизни, которую нам не благословляет обсуждать о. Владимир Вигилянский, были недели и потяжелее. Того мы не знаем. Но волнение и страхи, которые переживает предстоятель РПЦ МП сейчас, очевидны всем и, как бы он себя ни сдерживал, прорываются в словах его проповедей.

И тут – подобно истории с часами "Брегет" - лучше молчать, чем говорить. Мы проанализируем всего лишь две проповеди Кирилла – в Великий Понедельник и в Великий Вторник (проповедь в Великую Среду на момент написания этой статьи он еще не произнес) – и разберемся объективно: оправдан ли шок его слушателей, действительно ли в Евангелии нет запрета на "волю к власти" и к материальным богатствам, в чем уверяет нас Патриарх РПЦ МП.

Но позволим себе одно предуведомление. Неизвестно, как на это реагируют внутри РПЦ МП, но в светском журналистском сообществе ближайший сподвижник Патриарха о. Всеволод Чаплин широко известен своим более чем вольным обращением с Евангелием. Приведем всего две реплики из обширного наследия о. Всеволода такого рода. "Нравственное дело, достойное поведения христианина, – уничтожить как можно больше большевиков… и свергнуть большевистскую власть. Вся православная традиция и Евангелие Христово в данном случае заповедует людям защищаться, в том числе силой оружия", - сказал протоиерей 21 марта, соблазнив студентов факультета телевидения МГУ. Открываем Евангелие. "И вот, один из бывших с Иисусом, простерши руку, извлек меч свой и, ударив раба первосвященникова, отсек ему ухо. Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут. Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?" (Матф., 26:51-53). Или вот еще слово апостола Павла, которым Московская патриархия оправдывала весь свой исторический путь в ХХ в. и, в том числе, теснейшее сотрудничество с советской властью – властью большевиков, по решению которой получили свой сан и митрополит Кирилл (Гундяев), и – особенно – его духовный отец, митрополит Никодим (Ротов), известный своим "богословием революции", которое пытается оправдать словами Священного Писания ту самую власть, которую о. Всеволод теперь предлагает уничтожить (попредлагал бы он это хотя бы лет 30 назад…): "Ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению; а противящиеся сами навлекут на себя осуждение" (Рим., 13:1-2). Очевидно, некоторые спикеры РПЦ МП, включая Патриарха, рассчитывают на аудиторию, которая сама Священного Писания не читает и верит каждому их слову. Но сейчас времена не те, все больше людей не нуждается в таких "посредниках"-исказителях.

Пикантно смотрятся антибольшевицкие, антисоветские эскапады о. Всеволода в контексте учения митрополита Никодима (Ротова) – самого дорогого человека в жизни Патриарха Кирилла (Гундяева), свое духовное сыновство которому Кирилл демонстрирует всеми возможными способами, в том числе курьезными: на самые великие праздники он торжественно выезжает на "Чайке" - той самой, что возила в 1960-70-е гг. митрополита Никодима. И это определенный подвиг для человека, привыкшего к совершенно иному уровню комфорта удлиненного "Мерседеса", сделанного по специальному заказу. Итак, как же учил о советской власти – власти большевиков, рабочих и крестьян и т.п. – митрополит Никодим (Ротов). Считая ее единственной народной, моральной и воплощающей идеалы Царства Божия на земле, Никодим даже в определенной степени оправдывал атеизм большевиков: "Атеизм коммунистический, - учил ленинградский авва, - представляет собой определённую систему убеждений, включающую в себя моральные принципы, не противоречащие христианским нормам. Другой атеизм — кощунственный, аморальный, возникающий из желания жить "свободно" от божественного закона Правды, существовал преимущественно в недрах старого общества и чаще всего возникал на почве праздной и развращённой жизни имущих классов. Христианство действительно считает смертным грехом атеизм второго типа, но по-иному смотрит на атеизм коммунистический" (ЖМП, 1963, № 1, с. 42). Экономя Ваше время, не будем приводить других высказываний Никодима о Великой Октябрьской Социалистической Революции, а также возвышенных речей его предшественников о Сталине, которого в РПЦ МП титуловали не иначе как "Богоданный Вождь". И робкие попытки митрополита Илариона (Алфеева) или о. Георгия Митрофанова пересмотреть традиционную оценку Сталина Московской патриархией не будут иметь смысла и значения до тех пор, пока эта же патриархия не принесет официального покаяния и официального осуждения тех Патриархов, иерархов и прочих духовных лиц, которые были соучастниками кровавой большевицкой тирании, захватившей Россию.

И, наконец, характерный фрагмент интервью о. Всеволода "Новой газете", из которого видно, что даже светский, невоцерковленный журналист более чутко воспринимает Евангелие, чем о. Всеволод, у которого, возможно, сформировалась некая "профессиональная усталость" от этой Книги:

- Вам не кажется, что хождение во власть — это нарушение слова Христа: кесарю кесарево, а Богу Богово?

- Нет, это здесь ни при чем, церковь полнокровно участвует в общественной жизни, и все, что происходит в обществе, не может ее не волновать ("Новая газета", 2011, № 15).

В контексте нынешних скандалов блогеры обращают внимание, что на программу "Госдеп-2" Ксении Собчак о. Всеволод пришел с Евангелием в руках (в котором он так и не нашел нужных цитат), на задней стороне обложки которого имелась наклейка с ценником, свидетельствующая о том, что раньше о. Всеволод этой Книгой не пользовался. Его общение с Евангелием было более уверенным несколько дней спустя в студии "Эха Москвы", где он зачитал пару грозных цитат, типа "идите от Меня, проклятые, в огонь вечный" и "лучше было бы человеку тому, если бы повесили на шею его мельничный жернов и бросили его в море". Вот, собственно, в такой тональности ведется теперь миссионерская проповедь РПЦ МП на радио. В успехе этой проповеди сомневаться не приходится.

Но вернемся к Страстным проповедям Патриарха. Проповедь № 1, Иоанно-Предтеченский монастырь в Москве, вечер Великого Понедельника, не более 100 молящихся. Патриарх говорит: "Человек не должен быть наивным… Обстоятельства жизни не дают нам возможности быть искренними со всеми, кто нас окружает. И Господь никогда и нигде не призывал нас к тому". Открываем Евангелие: "В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном? Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное" (Матф., 18: 1-3). Апостол Павел во Втором послании к коринфянам называет искренность в общении со всеми залогом обращения людей ко Христу: "Видя опыт сего служения, …прославляют Бога за покорность исповедуемому вами Евангелию Христову и за искреннее общение с ними и со всеми" (2 Кор., 9:13). В другом месте этого послания апостол свидетельствует о своей полной искренности: "Мы в простоте и богоугодной искренности, не по плотской мудрости, но по благодати Божией жили в мире" (2 Кор., 1:12). Множество других подобных слов можно найти в Священном Писании и творениях святых отцов. Простота и искренняя открытость ко всем – братии, друзьям, врагам – воспевается как добродетель в сотнях житий святых и во множестве литургических текстов Православной Церкви. Некоторые святые даже называются "Препростыми". Того же преподобного Серафима Саровского, любимого русского святого XIX в., невозможно себе представить, выражаясь словами Кирилла, "неискренним ко всем, кто его окружает", или утверждавшим, будто Господь учит такой неискренности.

На следующий день, в Великий Вторник, 10 апреля, отслужив Литургию Преждеосвященных Даров в Высоко-Петровском монастыре, Патриарх удивил слушателей таким утверждением: "Господь никогда и нигде не осудил человека за то, что он обретает человеческую силу, будь то интеллектуальная, политическая или экономическая. Господь нигде и никогда не сказал "не нужно иметь материальных ценностей, не нужно стремиться к власти, не нужно получать образование". Нигде ничего подобного не сказано". Воздержавшись от рассуждений на этот счет Алеши Карамазова из "Братьев Карамазовых" Ф.М. Достоевского, перейдем сразу к Евангелию. Беседу Христа с богатым юношей теперь, кажется, знают даже первоклашки: "Пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест, - [говорит Иисус юноше.] – Он же, смутившись от сего слова, отошел с печалью, потому что у него было большое имение. И посмотрев вокруг, Иисус говорит ученикам Своим: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!.. Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие" (Марк, 10:21-25). "Горе вам, богатые! Ибо вы уже получили свое утешение. Горе вам, пресыщенные ныне, ибо взалчете!" (Лук., 6:24-25). Что же касается "политической силы", то тут уместно вспомнить одно из искушений, предложенных Христу сатаной как раз по истечении 40-дневного поста: "И возвед Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени, и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; итак, если Ты поклонишься мне, то все будет Твое. Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня, сатана; написано: "Господу Богу твоему покланяйся и Ему одному служи" (Лук., 4:5-8). Наконец и Пилат перед вынесением смертного приговора задал Христу вопрос о "политической силе": "Убо Царь ли еси Ты?" Господь подтвердил, что Он – Царь, но Царство Его "не от мира сего", и в контексте такого Царства все "политические силы", проповедуемые Патриархом Кириллом, больше напоминают положительный ответ на второе искушение диавола.

Народ России – как церковный, так и нецерковный – все чаще возмущается странной кичливо-насмешливой манерой, которую стало демонстрировать духовенство РПЦ МП на экранах телевидения. Дескать, "вы тут вообще кто такие"? Вот, последний выпуск того же ток-шоу Ксении Собчак "Госдеп-2": не слишком религиозная сенатор Нарусова рассказывает душещипательную историю о том, как юную девушку, которая явно переживала великое горе, грубо не допустили к могиле св. Иоанна Кронштадтского в монастыре РПЦ МП на Карповке из-за того, что она была в джинсах. Вскоре пришла трагическая весть: юная девушка в джинсах спрыгнула с многоэтажки и погибла. Связаны или два этих события? Довольные собой оо. Андрей Кураев и Максим Козлов даже не поняли, о чем идет речь, ухмыльнулись и назвали все это "грязной пропагандой". Часто говорят, что, дескать, Патриарх оторван от жизни, и поэтому неадекватно воспринимает те или иные события и процессы. Но оо. Андрей и Максим вроде находятся в самой гуще церковно-общественной жизни: почему и на их устах самодовольная ухмылка, холодность и равнодушие к человеческому страданию и только два риторических приема: агрессия ("это антицерковная пропаганда!") или ирония ("подарите мне часы "Брегет"… Я теперь диакон с Брегетом"). Да, с ними пока еще власть, но народ уже не с ними. И у отдельных представителей Московской патриархии еще есть время, чтобы поправить свою репутацию.

И в воздухе все чаще повисает вопрос: а ту ли религию проповедуют представители руководства РПЦ МП, какая изложена в Евангелии, Апостольских посланиях и учении святых отцов?


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования