Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
10 апреля 14:30Распечатать

Родион Часовников. «ПШЕНО В БОРОДЕ». Или о ложном охранительстве. Часть вторая


Начало – здесь.

Большую проблему представляют сомнительные квазипатриотические установления, противоречащие соборному голосу Церкви, но приобретшие всероссийские масштабы. К таковым можно отнести несколько идей, последователей которых нетрудно отыскать повсеместно. Эти идеи не имеют конкретного автора, но обладают какой-то мистической силой, притягиваю людей. Причем обычно они идут комплектом, как суповой набор: "Принимай все ингредиенты вместе". Вот эти основные идеологические ингредиенты:почитание во святых Григория Распутина и Иоанна Грозного, почитание Иосифа Сталина как христианского русского правителя, борьба против присвоения ИНН (вплоть до побега в леса и ухода в землянки), непринятие современных паспортов и т.п.

В отдельности каждая из этих позиций может быть предметом исторических, социальных или богословских дискуссий. В отдельности у каждой из этих идей могут быть свои сторонники и противники из числа весьма достойных людей, поскольку, по слову апостола Павла, среди учеников Христовых "надлежит быть и разномыслиям… дабы открылись… искусные" (1 Кор., 11:19). Однако вместе эти идеи увязаны весьма неслучайно. Во-первых, поддержка или отрицание упомянутого комплекта не имеет отношения к нашей духовной жизни, ничего не добавляет к нашим христианским обязанностям и добродетелям. Во-вторых, как было сказано, у каждой из позиций найдутся и сторонники, и противники, а признание человека спасающимся и православным по его отношению не ко Христу, а к этим идеям, ведет к разделению Церкви, а стало быть работает на духа разделения. В-третьих, одиозность, спорность и безапелляционность многих из перечисленных позиций превращает их православных апологетов в маргиналов, абсолютно непонятных для внешнего мира, дискредитирует саму идею отстаивания христианских ценностей перед миром. Поэтому расхожим образом ревнителя этих ценностей считается мужчина чуть старше среднего с пшеном в нечёсаной бороде и безумными глазами.

На дорогой бумаге миллионными тиражами выходят и распространяются журналы, брошюры и газеты с пропагандой этого более чем спорного набора, а мы не задумываемся о том, что у видимых носителей этих идей нет и не может быть средств на такие издания иорганизацию рассылок.

Вовлечь православных почвенников в борьбу за эти внерелигиозные идеи – лучший способ дезавуировать христианскую общественную мысль. Если в близком будущем мы выступим против действительно серьезных угроз национальной безопасности, христианской нравственности и семейных ценностей, про нас скажут: "Смотрите, это же сумасшедшие крикуны, которые предлагают прославить Распутина и замучившего тысячи православных русских людей Иоанна Грозного, это те безумцы,которые предлагают убежать в лес, чтобы не принимать ИНН, а значит расчистить города для исламских фундаменталистов и алчных предпринимателей, это те клоуны, которые предлагают расплавить микросхему под фотографией в паспорте в микроволновке, – о чем с ними можно говорить? Завтра они причислят к лику святых Иосифа Сталина и объявят Лаврентия Берию тайным монахом, столпом веры и благочестия!" Чтобы этого не произошло, надо научиться отделять не только важное от незначительного, правду от лжи, но и навязанную идеологическую игру от своего христианского долга.

Почему в качестве индикатора выбраны наиболее спорные темы? Что добавит их разрешение нашему спасению? Почему проявляется такая настойчивость в их "положительном" разрешении? Казалось бы, сколько еще непрославленных, но почитаемых народом праведников, исповедников веры известно в России, и вопрос о канонизации этих праведников не обсуждается так остро. Сколько губительных для наших душ проектов предлагает мир, и мы не обращаем на них должного внимания…

Сторонники канонизации Григория Распутина утверждают, что последний был благодатным старцем, "ангелом-хранителем" царской семьи, потенциальным спасителем государства от гибели, постигшей его в начале ХХ века. Что говорят противники этой версии? Говорят, что более авантюрной, темной и вредной для Царского дома и России личности не было в нашей истории, что Григорий Ефимович не только парализовал волю императора и его супруги, но и привел самодержавие к полному краху. А что известно о Распутине? Достоверно известно, что против него было множество различных обвинений: в связи с сектантами-хлыстами, в колдовстве, в разгульном образе жизни, в шарлатанстве,во властолюбии и попытке вершить государственные дела руками очарованной им императрицы. Достоверно известно, что Святейший Синод и полиция имели к нему много нелицеприятных вопросов. Известно, что целый ряд современников, включая и видных иерархов, относился к нему с большой настороженностью. Свидетельств подлинно народного его почитания мы не находим.

В своей статье "Старец Гришка Распутин в воспоминаниях современников" иерей Алексей Махетов приводит воспоминания священномученика протоиерея Философа Орнатского, настоятеля Казанского собора в Санкт-Петербурге, который описывает в 1914 г. встречу св. Иоанна Кронштадтского с Распутиным так: "Отец Иоанн спросил старца: "Как твоя фамилия?" И когда последний ответил: "Распутин"… - "Смотри, по фамилии твоей и будет тебе". Там же мы читаем: "Схиархимандрит Гавриил (Зырянов), старец Седмиезерной пустыни, очень резко высказывался о Распутине: "Убить его, что паука: сорок грехов простится". Мы находим и более негативные высказывания о Распутине у современников "старца". Уже в наши дни Патриарх РПЦ МП Алексий сказал: "Нет никаких оснований ставить вопрос о канонизации Григория Распутина, сомнительная нравственность и неразборчивость которого бросали тень на Августейшую фамилию будущих царственных страстотерпцев царя Николая II и его семейство" (16.01.2003, опубликовано Службой коммуникации ОВЦС МП).

Однако почитатели Григория Ефимовича находят ответы на любые вопросы, вне зависимости от того, насколько абсурдные аргументы приходится подбирать. Самым ярким возражением "хулителям Распутина" остается заявление о том, что святого старца дискредитировали и творили от его имени неблаговидные дела не менее трех двойников, подготовленных английской разведкой. Еще можно услышать ссылки на "заветы" усопших старцев, которые проверить уже никак невозможно. Так, от имени протоиерея Николая Гурьянова распространяются призывы молиться Распутину о спасении России. Однако, бывая у отца Николая при его жизни на протяжении десяти лет, я ни разу не услышал от него ни слова о Григории Распутине. Мои друзья, приезжавшие к батюшке за советом и духовной помощью, также не сталкивались с упоминанием этого имени. Добавим к списку аргументов еще и свидетельства экзальтированных особ о чудесах на могиле Распутина. Эти свидетельства, передаваемые из уст в уста, со временем обрастают подробностями и становятся все масштабнее.

Святого отличают смирение и видимые благодатные дары, из коих христианская любовь – наипервейший. Мы знаем из многочисленных жизнеописаний святых о том, что большинство из них избегали земной славы и признания, запрещали писать с них портреты, старались не давать советов "от себя", во всем ссылаясь на Священное Писание и суждения отцов Церкви. Что мы видим в случае с Распутиным? Огромное количество фотографий, где он позирует перед объективом в одиночку, в больших и малых компаниях, окруженный более и менее именитыми поклонниками. Вспомним еще слова Распутина: "Покуда я жив, будет жить и династия". Можем ли мы подобное дерзновение встретить среди высказываний святых отцов? Труды позднейших авторов наполнены мифами и голословными утверждениями. Почитатели Распутина, объясняя совсем уж неприемлемые изображения старца, привычно говорят: "На фотографиях все те же двойники!" Получается, что и подлинная внешность его нам неизвестна, и подлинные высказывания искажены, и подлинная роль в истории скрыта от неразумных наших глаз…Кого же тогда хотят канонизировать – мифологический образ, созданный за последние двадцать лет? И почему тогда по этим "поддельным" фотографиям написаны "иконы" Григория Ефимовича, которые ходят по рукам среди "распутинцев"?

Можно сказать со всей определенностью: мы имеем дело с желанием некоей группы лиц любой ценой доказать "святость" Распутина и необходимость его почитания вплоть для прославления – без исследований сложного исторического материала, без проверки источников, без анализа свидетельств современников. На любые возражения поклонники Распутина, не задумываясь, отвечают: "Всё это наветы, инсинуации, подделки, двойники, завистники и враги".

Нельзя забывать, как внимательно относится Церковь во все времена к прославлению святых, как долго и тщательно исследуются свидетельства, факты, архивы, с какой тревогой предостерегают нас Святое Евангелие и отцы Церкви от попадания под влияние ложных учителей, лжепророков и лжестарцев. Насколько бесспорным должен быть образ жизни праведника для решения о его общецерковном прославлении. Вокруг образа Распутина мы наблюдаем, в лучшем случае, туман и противоречия.

Я не стремлюсь ответить на вопрос о том, плох или хорош был Распутин, полезен или вреден он был для российской государственности. Для однозначного суждения нужнорасполагать заслуживающими доверия источниками, а не открытыми публикациями, каждую из которых можно поставить под сомнение. Отечественная и мировая история переписывались в угоду временным интересам временных людей так часто и многократно, что мы и об известных нам современниках ничего не можем сказать со всей определенностью. Именно поэтому стоит соблюдать осторожность и помнить о духовной безопасности.

Меня больше волнует, кому выгодно, чтобы в Русской Православной Церкви был такой спорный святой как Григорий Распутин, имя которого позволит недругам России поставить под сомнение и подлинных святых, и все соборные церковные решения? Это будет звучать примерно так: "Они Распутина славят! Где же у них чистота веры и нравственности, вековая мудрость, чего стоят их святые и их святыни?" А в церковной среде возникнет в этом случае новый повод для раскола. И та сила, которой выгодно раскачивать церковную жизнь, вбрасывать абсурдные или ложные идеи, затрачивает, как говорилось выше, значительные финансовые и организационные ресурсы на достижение своих целей.

Формат статьи не позволяет подробно говорить обо всех составляющих обозначенного выше "супового набора", навязанного православным для создания образа "реакционного маргинала". Обсуждение личностей Иосифа Сталина или Иоанна Грозного – это темы отдельных публикаций. С высоты ХХI века сложно давать оценку их деяниям и по причине искажений исторических источников, и в силу изменения реалий нашей жизни, да и народ (каждый из нас), как говорится, обмельчал, чтобы понимать смысл мотиваций, жертв, решений и выбора выдающихся предшественников. При обсуждении исторических событий всякий раз преобладают пристрастия и оценки субъективного характера. Мне, к примеру, личность Сталина чем-то симпатичнее, чем, скажем, личность Хрущева. Но это субъективное предпочтение не заставит меня увидеть в деяниях Сталина христианские мотивы. Точно так же, на мой взгляд, одинаково неубедительны и восторженные статьи сегодняшних почитателей Иоанна Грозного, распространяющих его "иконы", и такие чудовищные пародии на российскую историю, как фильм Павла Лунгина "Царь". Чтобы начать говорить о возможности христианского почитания этих личностей, надо было бы увериться, что Сталин не замучил тысячи священников и миллионы мирян, аИоанн Грозный не убил собственноручно преподобномученика Корнилия Псково-Печорского и не повинен в смерти других праведников, в гибели собственного сына и тысяч своих подданных.

Нужно упомянуть еще и о непримиримой битве против присвоения ИНН. Сегодня некоторые ревнители рискуют открыто утверждать, что принявшие ИНН православные лишили себя христианского звания, запечатаны дьяволом и не могут надеяться на спасение. И когда священники убеждают своих прихожан не предаваться брожению умов и расколу, не бежать в леса, борцы с ИНН находят других советников и духовников, которые разделяют их главное беспокойство, поддерживая необходимость биться против "печати", а не против греха, за чистоту анкеты, а не за чистоту жизни.

В январе 2001 года почитаемый в РПЦ МП старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин) обратился к православным русским людям с пастырским словом. Он сказал: "По примеру Спасителя мы, верующие, повинуемся государственным законам, оставаясь при этом духовно свободными, как сыны Божии, сыны Света!"Принятие или непринятие ИНН, с точки зрения о. Иоанна, – это вопрос нашего отношения к социальному рабству. Для присвоения индивидуального номера от нас не требуют отречения от Христа. Мученики и исповедники, отданные на растерзание диким животным, но сохранившие при этомдуховную свободу и верность Христу, находились в более тяжелом рабстве, чем те, кто принял сегодня ИНН. Отец Иоанн упомянул о Новомучениках, которым были присвоены тюремные номера, не повлиявшие на их христианское сердце и не помешавшие их подвигу. Он сказал также, что "сейчас мы все больше боимся печати антихриста, которая будет во время оно, во время, до которого мы не знаем, доживем ли. А вот о печати нашего личного греха мало кто даже задумывается. Но именно она, эта печать, отдает человека во власть антихристовых стихий и дел и является действительным прообразом той печати, которой на самом деле стоит бояться! …При современных технических возможностях можно тайно и явно запечатлеть все народы и "номерами", и "чипами", и "печатями". Но они душе человеческой не могут повредить, если не будет сознательного отречения от Христа и сознательного же поклонения врагу Божию". И еще архимандрит поставил вопрос: "Кто ответит пред Богом за соблазн малых сих, которые простодушно споткнулись о то, что к духовной жизни не имеет никакого отношения, - о налоговый номер?"

Знаете, что говорили после этого сторонники непримиримой борьбы с ИНН в РПЦ МП? Они заявляли, что старца "либо подменили на двойника, либо накачали наркотиками, поскольку "правильный" старец не мог сказать ничего, противоречащего нашим убеждениям". И что можно на это ответить?


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования