Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
06 апреля 19:18Распечатать

Андрей Дударев. ПУШКИН, ДОСТОЕВСКИЙ, АВЕРИНЦЕВ… По поводу статьи О.А. Седаковой «Светская культура и Церковь: поле взаимодействия»


По поводу статьи О.А. Седаковой "Светская культура и Церковь: поле взаимодействия" уже многие высказались... Безусловно, это очень резонансная статья. Причем реакция на неё была из разных, зачастую противоположных церковно-публицистических лагерей. Есть те, кому статья очень понравилась (называть имена не буду). Есть и такие, кому совсем не понравилась, - кто-то считает, что вопрос вдумчивого взаимопроникновения церковного и культурного миров на повестке дня не стоит. Это, как правило, фундаменталистский взгляд. Есть и такие, кто считает, что в статье чересчур преувеличена роль С.С. Аверинцева как центральной фигуры "нового религиозного возрождения". Есть и те, кого коробит, что Ольга Александровна истинными наследниками С.С. Аверинцева считает не его коллег-гуманитариев, а православное мирянское движение "Преображенское содружество малых братств", основанное священником Георгием Кочетковым. Вот тут уж накалились эмоции!

Все эти мнения понятны, но я хотел бы сказать ещё об одном. А именно.

Ольга Александровна пишет: "Как известно, Александр Пушкин и великий русский святой Серафим Саровский были современниками, но представить их встречу (их взаимное знание друг о друге) немыслимо. Светская культура послепетровского времени и церковная жизнь располагались в разных пространствах. Первым разрывом этой изоляции была эпоха Серебряного века…".

Но это не совсем так. Действительно, А.С. Пушкин и преп. Серафим Саровский не встретились. Но зато позже встретились и общались преп. Амвросий Оптинский и Ф.М. Достоевский. Оптина пустынь во второй половине XIX века была тем местом встречи Церкви и культуры: Н.В. Гоголь, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, И.С. Тургенев, Владимир Соловьев...

Я особенно выделяю именно встречу Ф.М. Достоевского и преп. Амвросия потому, что можно географически быть в одном месте, но духовно не войти во взаимодействие, а Ф.М. Достоевский и преп. Амвросий, на мой взгляд, действительно встретились в духовном смысле. И у этой встречи был плод, который повлиял, с одной стороны, на всю мировую культуру, а с другой - на Русскую Церковь, церковное возрождение и, в частности, на появление русской религиозной философии...

Я говорю, разумеется, о романе "Братья Карамазовы", который во многом своими темами был обязан Оптиной пустыни... Неслучайно говорят, что вся русская религиозная философия вышла из "Легенды о Великом инквизиторе".

А Ольге Александровне – отдельное спасибо за то, что поднимает очень важные для современной церковной общественности темы.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования