Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
17 февраля 17:56Распечатать

Роман и Дарья Нуриевы. ИИСУС ХРИСТОС – СПАСИТЕЛЬ МИРА… УЧАТ В ШКОЛЕ, УЧАТ В ШКОЛЕ, УЧАТ В ШКОЛЕ! Школьное образование и свобода совести в России. Часть вторая


Начало здесь.

Заставь дурака учить ОПК…

Тогда, как в учебнике музыки для первоклашек обращение к теме религии ограничивается двумя уроками, посвящёнными Рождеству, то учащимся 2-4-х классов те же авторы дают целые разделы под названием "О России петь – что стремиться в храм". Многие поводы поговорить о религии выглядят в учебнике по музыке весьма натянутыми и явно не отвечают заявленному культурологическому подходу.

Возьмём для примера урок во втором классе, целью которого методичка называет "знакомство детей со святым земли Русской – Сергием Радонежским" (5), как будто речь идёт об уроке Закона Божия или церковной истории, а не музыки. Собственно музыкальным материалом урока является некое "народное песнопение", на самом деле – духовный стих. Ни в музыкальном, ни в литературном отношении данное произведение не представляет никакого интереса. Складывается впечатление, что авторы, за неимением музыки по теме, которую они почему-то непременно хотели представить в учебнике, взяли что подвернулось под руку. Подобных примеров можно привести немало.

Уроки православного раздела в третьем классе усиливают религиозную пропаганду. Наиболее ярким примером являются те из них, что посвящены Пресвятой Богородице. В основе авторского подхода лежит здесь ложная предпосылка, гласящая, что "русский – значит православный". Это убеждение активно навязывается и детям: "Особенно близка сердцу русского человека икона Богоматери Владимирской – небесной заступницы Москвы. Эта икона – величайшая святыня Руси. Недаром Россию называют домом Богородицы" (6). После третьей подряд темы о Божией Матери умы ребят предполагаются уже настолько обработанными, что учителю остаётся лишь проверить это вопросом, почему "весь мир называет Её Царицей Небесной". Данный вопрос содержит утверждение не просто ложное (даже христиане не все почитают Марию Богородицей), но и навязываемое исподволь. Музыкальным материалом уроков откровенно служат церковные песнопения. Эта постепенность музыкального воцерковления носит запланированный характер: "Первые музыкальные впечатления, связанные с музыкой религиозной традиции, представлены сочинениями композиторов-классиков, духовным фольклором, и только постепенно, по мере накопления музыкально-слуховых впечатлений, вводятся интонации подлинных молитв, звучащих в православном храме" (7).

Наконец, четвероклассников уже агитируют, пусть и не прямо, к участию в церковных торжествах. Пасхе посвящено сразу несколько уроков. Учебник рекламирует пасхальное богослужение, причём само это слово, вопреки даже церковной (!) орфографии, пишет с прописной буквы: "В пасхальном Богослужении, кроме тропаря и других песнопений, звучит очень красивая молитва "Ангел вопияше" (8) (кстати, при внимательном изучении курса музыки знание детьми церковных песнопений будет лучше, чем у рядового прихожанина). Школьники привлекаются в храм и возможностью позвонить в колокола в пасхальную неделю: "Все семь дней в храмах открыты колокольни, и каждый, особенно ребёнок, может подняться туда и звонить в колокола" (9).

Как ни странно, с окончанием начальной школы религиозная пропаганда на страницах учебника музыки Е.Д. Критской и др. фактически сходит на нет. В свою очередь, курс основ религиозных культур и светской этики предназначен для преподавания в последней четверти четвёртого и первой четверти пятого классов. Таким образом, в обоих случаях о религии говорят детям, которые ещё не способны критично воспринимать информацию. Даже если бы обучение велось предельно корректно, по отношению к учащимся такого возраста культурологический подход не сработал бы, поскольку они не могут отличить его от обычного обучения религии. Дети либо воспринимают материал всерьёз, либо, если воспитаны в атеистическом духе, отрицают информацию о религии вообще, в том числе и в культурологическом аспекте. Касаясь религиозных тем в начальных классах, учитель сталкивается с невозможностью беспристрастной подачи материала. Школьников непременно интересует его личное мнение, они ждут прямых ответов на вопросы о существовании Бога, ада и рая, чудес и т.п. В эти годы нельзя ожидать от них и составления собственной позиции на основе преподанных им фактов.

Однако, как уже было показано нами на примере курса музыки в начальной школе, заявленный авторами культурологический подход здесь отсутствует. При всей обречённости подобных попыток на провал, они и не пытаются рассказать о религии беспристрастно. В ещё большей степени относится сказанное к учебнику диакона А.В. Кураева "Основы религиозных культур и светской этики: Основы православной культуры". Как заключил рецензент из Института повышения квалификации и переподготовки работников образования Удмуртской Республики Д.М. Сахарных, эта книга хотя и "именуется учебником по "православной культуре", но учит она совершенно другому предмету – основам православной религиозной доктрины" (10).

"Основы православной культуры" являются лишь одним из модулей вводящегося курса, но, если не учитывать религиозно индифферентные "Основы светской этики", модулем основным. То есть введение ОРКСЭ означает начало в российской школе религиозной пропаганды православия. Местные координационные советы по обеспечению введения ОРКСЭ ясно указывают в своих планах мероприятий "заключение соглашений с религиозными организациями и конфессиями по обеспечению подготовки педагогов" (11). Этим полностью изобличается истинная суть данного якобы "культурологического" курса. Очевидно, что если бы он таковым являлся, в качестве консультантов привлекались бы не священнослужители, а культурологи, религиоведы, искусствоведы. Проблема подготовки учителей имеет здесь ещё один аспект. Очевидно, что школа немедленно столкнётся с нехваткой квалифицированных кадров, и Церковь предложит не только консультационную помощь, но и преподавание ОПК священнослужителями. Появление же в школе священников автоматически превратит и без того сомнительный предмет в Закон Божий.

ПРИМЕЧАНИЯ:

(5) Сергеева Г.П. Поурочное планирование уроков музыки во втором классе четырёхлетней начальной школы. Вторая четверть. Урок № 3.

www.gcro.ru/ftp/met_cab/muz/muz2met_rek_sergeeva.doc

(6) Критская Е.Д. Музыка: учеб. для учащихся 3 кл. нач. шк. / Е. Д.Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. 8-е изд. М.: Просвещение, 2008. С. 44.

(7) Критская Е. Д. Методика работы с учебниками "Музыка" : 1-4 кл.: пособие для учителя / Е. Д.Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. М.: Просвещение, 2002. С. 83.

(8) Критская Е.Д. Музыка: учеб. для учащихся 4 кл. нач. шк. / Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева, Т. С. Шмагина. 8-е изд., дораб. и испр. М.: Просвещение, 2008. С. 34.

(9) Там же. С. 38

(10) Сахарных Д. М. Рец. на: Кураев А. В. ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразоват. учреждений - М. : "Просвещение", 2010.

(11) План мероприятий по обеспечению введения комплексного курса "Основы религиозных культур и светской этики" в Республике Карелия в 2012 году. П. 3.4.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования