Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
20 декабря 14:53Распечатать

Максим Зубов. ЗЕМЛЕРОЙКА. Перспективы «гениального лоббиста» РПЦ МП, принадлежащего другой Церкви


"Портал-Credo.Ru" уже обращал внимание на активную религиозно-предпринимательскую деятельность в ближайшем окружении митрополита Илариона (Алфеева) и Патриарха Кирилла (Гундяева) Леонида Севастьянова. По некоторым версиям, этот человек, который аккумулирует средства в Фонд св. Григория Богослова и по личному благословению Патриарха занимается разработкой крупных финансовых проектов патриархии (типа эндаумент-фонда, подконтрольного непосредственно главе РПЦ МП), даже не является мирянином Московского патриархата, а принадлежит к Белокриницкому согласию старообрядчества. К его официальной части – Русской Православной Старообрядческой Церкви (РПСЦ) во главе с Митрополитом Корнилием (Титовым). Правда, в самой РПСЦ, после первых публикаций о Севастьянове, мнения разделились: часть "экспертов" признает его своим единоверцем, а часть утверждает, что Севастьянов покинул старообрядчество, когда учился в Московской духовной семинарии, куда на особых условиях, оговоренных тогда еще митрополитом Кириллом (Гундяевым), его направил ныне покойный предстоятель РПСЦ Митрополит Алимпий (Гусев).

Сотрудники Леонида Севастьянова утверждают, что если бы он не был мирянином РПЦ МП, его назначения на церковные должности не утверждались бы ее Священным Синодом. Впрочем, в наше экуменическое время, на фоне бурного развития диалога РПЦ МП и РПСЦ, всякое возможно…

В пользу "старообрядческой" версии свидетельствует тот факт, что Севастьянов не занимает при всех своих достоинствах и заслугах никакой собственно церковной должности в РПЦ МП – не является даже номинальным сотрудником ОВЦС. Поэтому было бы некорректно утверждать, что он делает церковную карьеру. Пожалуй, правильнее назвать эту карьеру предпринимательской – просто на каком-то этапе бизнес-интересы Севастьянова пересеклись с интересами митрополита Илариона и Патриарха Кирилла. Людям с таким предпринимательским масштабом невозможно ограничить себя узкими рамками церковно-бюрократической "вертикали".

За всю историю РПЦ МП (именно современной Московской патриархии, то есть после 1943 г.) лишь одному мирянину удалось крепко и плотно врасти в должность, являющуюся одной из ключевых в собственно церковной структуре. Мы имеем в виду Евгения Пархаева, чья грузная фигура с румяным лицом стала неотъемлемым элементом патриаршей свиты почти при всех визитах Кирилла. Пархаев уже около 30 лет является генеральным директором Художественно-производственного предприятия "Софрино" - монополиста на рынке церковной утвари, особенно дорогой, архиерейской. Впрочем, уникальность положения Пархаева следует объяснять не особенностями личности самого Пархаева, пользующегося в РПЦ МП в целом негативной репутацией, а существовавшими в период СССР идеологемами и обслуживающими эти идеологемы юридическими нормами. Представить себе ситуацию, в которой руководителем, лидером рабочего коллектива, пускай и на церковном производстве, является духовное лицо, было немыслимо. Все-таки "Софрино" было "субъектом хозяйственной деятельности" еще в советской нерыночной системе. В 60-е годы, когда лютовали "хрущёвские гонения", духовенство в СССР вообще было отстранено от любой хозяйственной деятельности – в том числе, от руководства церковными общинами. Таким образом, Пархаев представляет собой типичного "красного директора", отличающегося от всех прочих директоров советских предприятий лишь отсутствием партбилета (ну или, по крайней мере, не афиширующим его наличие). Можно не сомневаться, что Пархаев был и войдет в историю как первый и последний мирской церковный руководитель. Фигуры типа Легойды и Чапнина в этом контексте рассматривать не стоит – за ними не стоит никакой собственной экономической базы, поэтому они рассматриваются как прислужники, винтики патриархийной машины, но не как самостоятельные церковные руководители.

"Хрущевские гонения", когда зажиточное советское духовенство в одночасье потеряло власть на приходском уровне, передав "всю власть трудящимся", и по сей день вызывает болезненные воспоминания (время от времени изливаемые в выступлениях и частных беседах) у Патриарха Кирилла, семью которого эти изменения затронули напрямую. Политика Кирилла по тотальной клерикализации Церкви (а отчасти – и общества), по усилению удельного веса "чёрного" духовенства, то есть монашествующих, является своего рода психологической компенсацией обиды на церковных старост, "пиджачников" и иных мирян, препятствовавших полновластному господству Патриарха и епископата в РПЦ МП...

Но вернемся к нашему герою. Окончив духовные школы РПЦ МП, Леонид Севастьянов (опять-таки по рекомендации Кирилла) направился в США, где не столько получал образование в сфере финансового менеджмента, сколько обрастал важными связями в деловых и политических кругах Америки. Учебное заведение и специализация Севастьянова были как будто специально выбраны с расчетом на внедрение в американский истеблишмент. До этого наш герой уже имел возможность достаточно тесно познакомиться с европейскими церковно-политическими и деловыми кругами. Именно обилием таких связей объясняется успех Севастьянова как на посту гендиректора компании "Стратинвест.Ру", так и в церковно-бюрократической среде.

С течением времени роль Севастьянова в хозяйственной жизни РПЦ МП только возрастает. Пожалуй, его превращение в "официальное лицо" Московской патриархии следует связать с первым основательным визитом митрополита Илариона в США, где председатель ОВЦС МП при участии Леонида Севастьянова встретился с рядом политиков, самым крупным и заметным из которых стал бывший президент США Джордж Буш (младший). Собственно церковных каналов и связей было недостаточно для организации встречи такого уровня, а российский МИД еще не воспринимает всерьез юную, на его взгляд, фигуру нового главы ОВЦС.

Леонид Севастьянов – это первый серьезный опыт привлечения Московской патриархией профессиональных лоббистов мирового масштаба. В планы церковного руководства входит расширение круга таких лоббистов, которые будут особенно востребованы после смены власти в РФ, когда Московская патриархия лишится поддержки Кремля и силовых структур России. Это хорошо известная в мировой политике модель "спящей сети", наподобие той, которая была недавно выявлена в США и получила широкую известность благодаря яркому имиджу "спецагента" Анны Чапман.

Впрочем, косность и отсутствие серьезного политического опыта у чиновников Московской патриархии мешают реализовать эту идею до конца. Московская патриархия вообще крайне небрежно растрачивает свой "символический капитал", слишком дорого платя за "мелкорозничную" поддержку путинской власти, которая в последние дни особенно ярко демонстрирует свою недолговечность. Одно дело – связать себя с режимом, пришедшим на десятилетия и имеющим идеологию, другое – со шпаной и временщиками, которые сбегут при первой же опасности. Но иерархия РПЦ МП одинаково серьезно – "не за страх, а за совесть" - поддерживает и тех, и других.

Соответственно, нет в патриархии серьезных видов на развитие сети лоббистов, да и самого Севастьянова, скорее всего, ждет незавидная участь в сотрудничестве с патриархией. В случае же прекращения его сотрудничества с РПЦ МП Севастьянов, скорее всего, вернется в США, где его деятельность – уже на бескорыстной основе – могла бы принести пользу его родной Церкви – РПСЦ, где, несмотря на все потуги "старшего брата" перекроить систему церковного управления, роль мирян остается довольно существенной.

В общем, для митрополита Илариона и Патриарха Кирилла, Севастьянов – это, по выражению Ксении Собчак (особого объекта "миссионерского императива" о. Всеволода Чаплина), "землеройка", которая полезна до поры до времени, а потом может, наоборот, оказаться вредна.

Мы будем следить за перипетиями карьерного пути Леонида Севастьянова, поскольку это неплохой индикатор для замера политической и экономической активности руководства Московской патриархии.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования