Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
15 декабря 14:59Распечатать

Марина Нечаева. ОТ «ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ» ДО «АРХИЕПИСКОПА». Эволюция самозванца Михаила Поздеева в контексте церковной среды. Доклад на конференции «Церковное подполье в СССР». Часть первая


Фигура Михаила Поздеева — весьма неоднозначная — связывается современной историографией с историей ИПЦ, хотя по документам эта связь прослеживается только с 1944 года. Если говорить о церковном подполье, то в нем Михаил Поздеев действовал еще в 1939-40 годах, но в рамках Московской патриархии — тайно отправляя богослужения и проводя церковные таинства. До этого он был связан с церковной средой действующих православных храмов.

Следственные дела, заведенные на него — а под следствием он оказывался многократно, — позволяют не только отследить его биографию и эволюцию религиозной принадлежности, но и сделать любопытные наблюдения за менталитетом, культурным уровнем, социальным статусом и повседневной жизнью той церковной среды, которая вынуждена была меняться под влиянием условий существования верующих в атеистическом государстве.

Удмуртский мальчик, родившийся в 1887 году и выросший в селе Дебесы — большом транспортном узле на сибирском тракте, — с детства вращался в пестрой толпе, проходившей по этой дороге. В Дебесах было и арестантское отделение, и несколько увеселительных заведений, одно из которых содержала его бабушка. Окружение сформировало особое психологическое чутье, а некоторые актерские задатки позволили ему легко вписываться в ту культурную среду, в которой волею судеб он оказывался.

Не имея ни семьи, ни собственности, он жил одним днем. При всей легкомысленности характера Михаил Поздеев тяготел к Церкви. Еще в молодости он служил псаломщиком, потом ходил паломником по монастырям. А впоследствии, по завещанию бабушки, ушел послушником в Белогорский Николаевский монастырь. Пробыл там он недолго, по его показаниям (они противоречивые) можно говорить и о двух, и о пяти годах. Подвизался там в качестве певчего и чернорабочего.

Живал и в других монастырях - например, в свияжской Макарьевской пустыни - как послушник. В монастырях он не остался, хотя опыт проживания оказался полезным — он хорошо знал церковное богослужение, да и странствовать далее стал в монашеском облачении. Как "иеромонах" проводил богослужения и религиозные беседы в деревнях. Собирал пожертвования якобы на старцев из Белогорских пещер. Так продолжалось до и после 1917 года. Образ этот был довольно достоверен — с подобными самозванными сборщиками пожертвований активно боролся Синод еще в конце XIX – начале XX веков, что говорит о распространенности этого явления. После 1917 года, в условиях закрытия монастырей и ухода монашествующих в отделенные места, версия о белогорских старцах в пещерах смотрелась вполне убедительно. Имел ли он монашеский постриг и иеромонашеский сан - остается недоказуемым и весьма сомнительным.

Фонд Белогорского монастыря не сохранился. Сейчас есть искусственно созданный фонд документов Белогорского монастыря, собранный уже впоследствии. Документов, относившихся к периоду, когда в монастыре, вероятно, пребывал Поздеев, очень немного. Имя Поздеева там не встречается ни разу. Это первый факт в пользу сомнений в подлинности его сана.

Второй — сам его возраст. Если следовать хронологии событий, изложенных Поздеевым в допросах, то в Белогорском монастыре он был с 1903 по 1908 гг. Напомним, что он родился в 1887 году. А принимать монашеский постриг и иеромонашеский сан в таком молодом возрасте было запрещено действующим законодательством того времени.

Также вызывает сомнения сам срок его пребывания в монастыре. Согласно документам, средний срок послушничества в мужских монастырях того времени составлял 5-7 лет, а Михаил прожил в них значительно меньше — он упоминал сроки в 2-5 лет. То есть вызывает большое сомнение его сан.

Поздеев в подтверждение своего иеромонашества показывал священнический крест и фотографию в облачении, но о месте, времени и обстоятельствах принятия сана не рассказывал.

Образ странствующего монаха был востребован, особенно после 1917 года, поскольку действующих церквей становилось все меньше, а потребность в богослужении и церковных таинствах была. Но задерживаться на одном месте долго он не мог — слабости Поздеева к спиртному и гомосексуализму быстро вызывали негативное отношение.

Особенно уверенно он чувствовал себя в монашеской среде. Появлялся на богослужениях в еще действующих храмах, стоял всю службу, клал поклоны, истово крестился. По окончании богослужения его обычно приглашали на чаепитие, где он вел беседы о своих странствиях, о белогорских страцах. Обычно ему подавали милостыню, подсказывали еще какие-то адреса, куда он мог бы сходить, чтобы тоже попросить милостыню.

Он очень хорошо вписывался в эту среду — чувствовал ожидания собеседников и очень умело подыгрывал им. В 1925 году в Свердловске, в разговоре с монахинями екатеринбургского Ново-Тихвинского монастыря, он узнал, что недалеко живут некоторые представители Дома Романовых. Он отправился на поиски "княжны Мани" — как ее называл там. И оказался, таким образом, среди лиц, которые верили в спасение царской семьи.

В той среде уже бытовали свои "княжна Маня, княжна Ольга, Николай II, царевич Алексей", поэтому странник по имени Михаил, который проявлял большой интерес к этим "спасшимся" членам Дома Романовых, легко был узнан как "великий князь Михаил".

Политические надежды на реставрацию старого строя при активном неприятии советской реальности, таинственность обстоятельств гибели царской семьи на Урале (а разговоры эти шли на Урале), мистический настрой сознания создавали атмосферу легковерия в спасение членов Дома Романовых.

Когда в 1925 году в Михаиле Поздееве и его молодом спутнике Александре Фалалееве на станции Грязновская близ Каменска старушка Мария Николаевна (фамилию по документам установить не удалось) узнала великого князя Михаила и наследника Алексея, то они, по словам Поздеева на допросе, сначала "отпирались", но новая роль оказалась столько неожиданной и привлекательной, что скоро Михаил благодушно сказал: "Будь по-вашему!"

Семья Марии Николаевны была очень религиозна. До и после революции глава семейства Потап ездил по окрестным деревням с картинами Иерусалима и вел беседы о святых местах — вероятно, раньше он был членом Императорского палестинского общества. Дочь Марии и Потапа была монахиней.

Дальше легенда о высоком происхождении шла уже впереди Поздеева. Потап и Мария активно распространяли ее среди своих знакомых. Его возили с места на место, кормили, обстирывали, подавали милостыню. И Поздеев быстро осознал выгоды этой легенды.

В селе Куликовском священник Иаков Кашин предложил ему сняться в великокняжеском наряде и сделать карточки с Александром III и императрицей Марией, с Николаем II и императрицей Александрой. Поздеев согласился. Карточки предполагалось распространять среди верующих, доверявших о. Иакову. Так имидж великого князя стал поддерживать и авторитетный среди местных жителей священник.

Но высокое происхождение надо было подтвердить какой-то инаковостью. Михаил Поздеев начинает активно играть роль князя и сообщает, что знает 12 языков. В уральской глубинке кто мог это проверить? Однако все-таки проверка состоялась. Местный священник Петр Ившин заговорил с ним на удмуртском языке — родном языке Михаила Поздеева. И это ему дало возможность блеснуть "знанием других языков". И это было сочтено достаточной проверкой его высокого статуса.

Далее великий князь должен был сформулировать какую-то политическую программу. В той среде, в которой оказался Михаил Поздеев, версия о том, что он заключил договор с иностранными державами, и они его уже в 1927 г. возведут на трон, оказалась вполне убедительной.

Наивный монархизм крестьянско-монашеской среды тех лет получал реальную возможность воплощения — помощь "представителю" Дома Романовых. Карьеру великого князя прервал арест и заключение с 1927 по 1935 гг.

(Продолжение следует)


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования