Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
07 декабря 14:25Распечатать

Светлана Вайс. КТО ПРОТИВ КОГО И С КЕМ ДРУЖИТ В АМЕРИКАНСКОМ ПРАВОСЛАВИИ. Планы на ближайший уикенд: смелое решение РПЦЗ МП и подозрительное шоу РПЦ МП в греческом соборе


Мечта Святейшего Патриарха Тихона о дружной семье православных на Американском континенте в ходе своей реализации претерпевает явные трудности – на пути к грядущему благолепию совместных молитв братские народы подвергаются искушениям и социальным изменениям, что называется, на бытовом уровне.
Североамериканские православные ведут жесткую конкурентную борьбу за место в очереди к налогонеоблагаемым фондам, периодически выказывают недоверие священноначалию, а в процессе естественного течения жизни прирастают поколениями урожденных американцев, воспитанных в стране, созданной протестантами. Этот последний фактор и стал сегодня камнем преткновения в решении вопросов глобальной церковной политики.

По стратегиям патриархий великих православных столиц – Москвы и Константинополя, – не поглотив маленькую автокефальную Православную Церковь в Америке (ПЦА), разделить мировое пространство на равные части не получится. Но если одна из столиц все-таки "употребит" ПЦА, вторая сделает что-нибудь неблаговидное с подобной автокефалией в Украине.

В принципе, еще совсем недавно эта доктрина подходила к своей завершающей стадии: стратегический план быстрого реагирования предполагал нажим на ПЦА и присоединение части его собственности к Московской патриархии; при этом, естественно, предполагались допустимые потери в части перехода недовольных под Вселенский омофор. Но даже при таком раскладе Фанар получал бы абсолютное большинство поместных американских православных голосов, а совместно с мощным греческим православием в Америке это уже реальный выход в сферы государственного лоббирования.

"Замрите ангелы! И оцените красоту игры!" За такую "игрушку" можно было бы и отказаться от претензий на тотальный контроль Украины. Патриарх всея Руси так освятил бы трубу газопровода, чтобы украинцы и думать забыли о всякой автокефалии.

Дальше? Дальше, в отсутствие взаимных претензий между МП и Вселенской канцелярией, открывается путь к великой мечте – Всеправославному Собору. И все это при жизни нынешних правящих Патриархов!

Ну, вот как-то так и должны были развиваться события. Но к моменту финального аккорда представители РПЦ МП обнаружили, что общение с ПЦА у них несколько затруднено – подавляющая часть ее духовенства говорит по-английски и совершенно не понимает по-русски. Более того, выдвигаемые ПЦА парламентарии для переговоров с представителями Церкви-матери, хотя и говорят еще по-русски, но уже не мыслят в категориях российских "понятий". Объяснить им, что надо приготовить ключи от храмов к сдаче управляющему патриаршими приходами в США не получилось. Ну, совершенно не поняли американцы мотиваций Москвы.

Новое поколение духовенства ПЦА, так же как и большинство членов приходов, – это люди, родившиеся уже в США. А этот факт подразумевает воспитание в духе свободы выбора - как жизненного, так и религиозного. Из огромного числа путей, которое им предоставила страна, они свой шаг сделали сознательно. Никакого давления "государствообразующей нации", "властной вертикали", культурных традиций и безвыходного будущего у них не было. Служить в маленькой Церкви, которая в государственном реестре идет в списке ортодоксальных религий, было решением осознанным.  Возможно, русские корни у некоторых и сыграли какую-то роль, но в целом членов ПЦА привлекла православная религия как таковая. 

Это же поколение руководства ПЦА придало церковным структурам вид американской корпорации, в лучшем понимании этого слова. Система финансирования ПЦА подразумевает не только полную отчетность, но и пенсионный фонд и некоторые другие социальные гарантии, в виде оказания, например, юридической помощи. Миссионерская деятельность приносит реальную пользу, а паломничества не переходят в коммерческий туризм низкого качества.

Автокефалия ПЦА, дарованная Московской патриархией в 1970 году, дает весьма существенные степени свободы и не предполагает интеграции. И нынешнее руководство ПЦА эту свободу готово защитить, тем более что радость совместного богослужения с нынешними представителями РПЦ МП в Америке радости, судя по всему, не приносит. Не заладился диалог и его не стали продолжать даже после неожиданного визита митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева) в канцелярию ПЦА в Сойоссете. Такая упорная позиция настаивания на невмешательстве во внутренние дела дает понять, что если РПЦ МП по каким-то причинам отзывает автокефальный Томос ПЦА, то последствия могут быть весьма непредсказуемыми.
Не поняв намека американского епископата, представители РПЦ МП продолжали оказывать знаки внимания Митрополиту всея Америки и Канады Ионе, "подставляя" его перед собратьями и паствой, до тех пор, пока Синод ПЦА не настоял на "ментальном" (психиатрическом) обследовании своего предстоятеля в минувшем ноябре. 

В это же время более крупная русская православная юрисдикция в Америке – Русская Православная Церковь Заграницей, - по прошествии почти пяти лет попыток совместного евхаристического общения с РПЦ МП превратилась в несамостоятельный распадающийся холдинг с потерянным жизненным ориентиром. Иллюзии от желанного объединения рассеялись быстрее, чем предполагалось – из глубины церковных масс все чаще стал поступать вопрос: как же это все произошло? И следующий за ним по логике – русский народный: что делать?

И вот что придумали (цитата с официального сайта РПЦЗ МП): "В субботу, 10 декабря, в день праздника Курско-Коренной иконы Божией Матери, в Знаменском соборе Нью-Йорка будет совершена праздничная Божественная литургия, которую, как ожидается, совершат Блаженнейший митрополит всея Америки и Канады Иона, Предстоятель Православной Церкви в Америке, и Высокопреосвященнейший митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион, Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви".
Ну, наконец-то! Одни. Сами. Без ансамбля от МП.

Над этой встречей уже давно работала комиссия, в мае этого года даже была предпринята попытка совместного служения в стенах Свято-Николаевского собора в Нью-Йорке, входящего в состав имущества РПЦ МП. Но хэппенинг вышел неудачный - всему должно быть не только свое время и место, но также совпадение объективных и субъективных предпосылок. Хотя идея была здравая. Этот шаг соответствует большому дипломатическому акту и готовить его должны профессиональные люди, присылать которых в Нью-Йорк Патриарх Кирилл упорно не желает (может, из-за их отсутствия в его арсенале?), отдавая решение важных политических вопросов на откуп непрофессиональным, хотя милым, добрым и почти непьющим людям. Друзьям.
Нагнетание этой ситуации внутри трех православных юрисдикций в течение последнего года вызвало заинтересованность у лидеров Греческой архиепископии Америки. Всего лишь заинтересованность. Так как до больших перемен на этом направлении еще достаточно далеко. Представительство Вселенского Патриарха в Америке - организация крайне непрозрачная – ну а как еще? Корни же идут от Византии.
В этой православной структуре официальный представитель не всегда является реальной властью – бразды правления могут плавно перетекать от одного духовного лица к другому, в зависимости, например, от сборов на традиционном благотворительном балу архонтов или биржевых котировок вложенных в акции процентов с уставного капитала организации "100 лидеров". Ежегодный благотворительный бал в Пал-Бич (кто там был, тот знает, хотя билеты не продаются) дает представление о глубоких корнях и широкой кроне греческого древа на территории Америки.

В принципе, их не интересует, как живут другие православные, - греческая община очень деятельная и вполне самодостаточная. Американские греки внедрены во все сферы жизни государства – в Интернете можно найти внушительный список: кто и в каких корпорациях, сфере искусства, медийных и государственных проектах лоббирует греческие интересы. Солидарность и объем деятельности внушают уважение. 
Но не надо завидовать чужому счастью – организация способна к самоочищению собственных рядов и периодически можно наблюдать, как происходит публичная жестокая "посадка на кол" кого-нибудь из замешанных в коррупционных и сексуальных скандалах.

Так вот, наиболее одиозной фигуре в сегодняшней Греческой архиепископии - протоиерею Александру Карлуцосу - пришла идея изучить ситуацию в русском православии Америки на предмет возможной полезной информации. По словам членов греческой общины, он так делает всегда. И затем, "отжав" источник, использует его в своих целях. Цинично. Но пока источник нужен, его обихаживают по всем законам добра и красоты: в первую очередь, приглашают на Греческие фестивали на Лонг-Айленд, потом очаровывют рассказом какой-нибудь сплетни и приглашают на Фанар с особым статусом близкого гостя, возможно, дойдет и до бала в Палм-Бич. На прощанье хороша совместная молитва. При правильном раскладе служба в нью-йоркском кафедральном соборе Греческой архиепископии - прекрасный выбор. Иногда у перфоманса есть концепция и происходит что-то забавное: "11 декабря Архиепископ Юстиниан отслужит божественную литургию в традиционном славянском стиле в сопровождении клириков и церковного хора Свято-Николаевского Патриаршего Собора Русской Православной Церкви" (орфография сохранена).

Как можно догадаться, отец Александр пригласил для служения литургии управляющего Патриаршими приходами РПЦ МП в США архиепископа Наро-Фоминского Юстиниана (Овчинникова) – предмет своего информационного интереса.
Находится упомянутый собор в Саусхэмптоне – в самом конце Лонг Айленда – месте престижном в летнее время и абсолютно пустующем в зимний период. (Я бы не утверждала, если бы не прожила там три года.) Греческие прихожане, так же как и сам отец Александр, в это время года предпочитают жить в Манхеттене. Подозревая, что "стадион будет не заполнен", отец Александр обратился к русским православным жителям Лонг-Айленда: "Приходите!" Но, на всякий случай, в расписание был внесен фуршет.

Большей ошибки совершить было нельзя. Где угодно эта "литургия в традиционном славянском стиле" прошла бы незаметно, но только не на Лонг-Айленде. Да, на острове есть русская эмиграция, но разумная – здесь нет ни одного поклонника Московской патриархии. Здесь исконно признают справедливость позиций ПЦА и РПЦЗ, при этом стараясь забыть о слиянии последней с РПЦ МП.

Объявленная гастроль вызвала волну неудовольствия среди русскоязычного населения Лонг-Айленда. Причем это коснулось даже невоцерковленных членов семей. Для местного населения патриарший клирик есть представитель сегодняшней правящей власти в России, и нам, ставшим эмигрантами именно из-за ужасов этой власти, не хватало только того, чтобы она пожаловала к нам в гости. Таков настрой наших жителей, вот так до предела сгущены краски, вот так обострены чувства к родине, вот такое, может быть, гипертрофированное и неадекватное существует восприятие этого, в сущности, незначительного события у местных островитян. И ступать на это эфемерное поле эмигрантской ментальности крайне нежелательно.
Видимо, духовенство приходов РПЦЗ МП, расположенных на Лонг-Айленде, просто обяжут приехать. Наверное, будут любопытные – не зря же был объявлен фуршет. Дивный хор Свято-Николаевского собора будет петь, как всегда, будоража душу и проникая в самые ее глубины. Но русские православные жители Лонг-Айленда пойдут на воскресную литургию в свои приходские храмы.

Итак, конец текущей недели обещает быть событийным: какое же из двух назначенных совместных богослужений – РПЦЗ МП и ПЦА в Манхеттэне или греков с РПЦ МП - будет иметь историческое и судьбоносное значение? Посмотрим. Но как бы с воскресенья на понедельник мощи Святейшего Патриарха Тихона не перевернулись в своем софринском золотом гробу.

 


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования