Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
24 ноября 11:00Распечатать

Владимир Солодовников. О ДЕНОМИНАЦИОННОЙ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОСТИ БАПТИСТОВ. Отклик на интервью председателя РС ЕХБ Алексея Смирнова


Автор - заслуженный профессор Духовной академии Содружества евангельских христиан России.

День ото дня все печальнее слушать мне публичные выступления лидеров российского баптизма… Более года тому назад на руководящем посту в Российском союзе евангельских христиан-баптистов (РС ЕХБ) появился новый глава – Алексей Васильевич Смирнов. Он сменил на этом месте "отчетливого рубаку", бескомпромиссного Юрия Кирилловича Сипко.

И хотя большинству аналитиков понятно, что Смирнов – ставленник Сипко, тем не менее, по части эпатажных заявлений он превзошел своего бывшего патрона. Рассмотрим для начала текст интервью А.В. Смирнова, опубликованный на официальном сайтом РС ЕХБ.

В беседе с Виталием Заниным г-н председатель сосредоточился на проблеме закрытости баптизма. В частности, он делает любопытное заявление: "Мы действительно в каком-то смысле закрыты. И слава Богу! Потому что никогда не было так, чтобы люди, которые хотят жить благочестиво, по Слову Божьему, и хотят сохранить свои отношения с Богом, размывались бы и объединялись с теми, которые не имеют в основе своей жизни и веры Евангельское учение. В этом смысле, все кто хочет жить по Слову Божьему, обречены на эту закрытость. Но вопрос не в том, что мы хотим быть закрытыми, а в том, что это - основа духовной жизни. Живой человек не может жить вместе с мертвым. Живой не может жить на кладбище".

Конфессиональные оппоненты Алексея Смирнова прочитали этот текст с однозначным выводом: все не баптисты - покойники, а Россия – огромное кладбище! Получается, что баптистский союз – как в заокеанском триллере – действует среди мертвецов и должен оберегать себя от воздействия трупного яда, которым пропитаны соотечественники, включая представителей других деноминаций.

Закрытость российского баптизма Алексей Смирнов пробует оправдать не только кладбищенскими ассоциациями, но и… вынужденной маскировкой: "Наша закрытость в какой-то мере оправдана, потому что часто наша открытость возвращается бумерангом против нас же. Если мы начинаем открыто объявлять, где и как мы трудимся в обществе, то в ближайшее же время приходят соответствующие службы и, мягко говоря, вытесняют нас из этого места. И дело не в том, что мы хотим противопоставлять себя кому-то, а в том, что приходится делать добро настолько незаметно, чтобы об этом никто не знал". Последняя фраза показательна, она напоминает рассуждения пионеров из повести "Тимур и его команда".

Деноминационную закрытость председатель РС ЕХБ объясняет и присущей баптистам скромностью: "Когда мы говорим, что закрыты для общества, то это проблема, которую мы тоже обсуждаем. С одной стороны, она объясняется настоящей библейской скромностью. Евангельские христиане-баптисты много чего делают в нашей стране, много решают социальных проблем, просвещают наш русский народ, проповедуют Евангелие, устраивают разнообразные мероприятия. Мы не трубим вперед себя, как это, может быть, делают другие. Евангелие учит, что наша правая рука не должна знать, что делает левая. Поэтому добродетель для евангельских христиан-баптистов – норма жизни, и не кричать об этом – тоже норма жизни". Вновь улавливают тут оппоненты явный намек на "нескромность" других, не баптистов…

Вообще, в большинстве своих выступлений пастор Алексей Смирнов подчеркивает некую деноминационную исключительность баптистов, уподобляясь фольклорному кулику, который "свое болото хвалит". Рассуждая об идее "отделенности" верующих РС ЕХБ от внешнего мира, онговорит: "Бог всегда отделял. Он отделял евреев от всех остальных людей, среди евреев Он выделил левитов, от не-левитов. Он отделил род Аарона – священников и первосвященников. То есть, если мы хотим приближаться к Богу, мы должны от чего-то обязательно отделяться: от неправды, от всякой скверны и т.д.".

Разумеется, никто из христиан не сомневается в том, что верующие должны быть отделены от греха. Но, будучи отделенными от греха, мы не отделены от окружающих, в том числе – от представителей других христианских деноминаций. Иисус Христос учит нас: "Да будут все едино…" (Иоанн, 17:21). Кроме всего прочего, Господь не освободил Своих приверженцев от исполнения Своего великого поручения (Матф., 28: 19,20).

Алексей Смирнов размышляет и о взаимоотношениях баптистов с государством: "Когда власть говорит о том, что мы закрыты, то это справедливо… Это не значит, что мы как граждане не участвуем в решении политических или социальных вопросов в нашем государстве, но мы стараемся максимально избежать участия нашего союза в политике. Да, мы заинтересованы в построении взаимоотношений с властью, но это должно происходить на уровне отдельных людей выделенных для этого. Церковь же, как институт, не должна искать связи с властью. Иначе мы нарушаем Слово Божие и Конституцию. Хорошо, когда расстояние между властью и церковью сохраняется, чтобы функции каждого могли лучшим образом исполняться".

Таким образом, с одной стороны, РС ЕХБ вроде бы избегает заниматься политикой, с другой – члены, его составляющие, могут участвовать "в решении политических или социальных вопросов в нашем государстве". Церковь, по словам пастора Алексея Смирнова, – во избежание нарушения Слова Божия и Конституции РФ - "не должна искать связи с властью". Но сам Алексей Васильевич тут же упоминает о каких-то таинственных отдельно выделенных "для этого" людях. Тут у меня уже возникает смутная ассоциация с фильмом "Семнадцать мгновений весны"…

Алексей Смирнов почему-то особенно подчеркивает свой державный патриотизм (словно оправдывается перед кем-то незримым, но влиятельным): "Мы вполне патриотичны, может быть даже больше, чем другие. Вопрос в том, что у нас не хватает времени и сил много об этом говорить и писать. Потому что тому, кто трудится, некогда говорить".

Алексей Васильевич опять подчеркивает исключительность баптистов: они патриотичны, "может быть, даже больше чем другие"! И далее: "Ну а вообще, если говорить за евангельских христиан-баптистов, то всем давно известно, что это самые мирные христиане, которые никогда ни с кем не воевали".

В этой фразе есть явная червоточинка. Я имею в виду термин "самые мирные христиане". "Самый мирный христианин" – потомственный баптист, так сказать ДВР, - по имени Гарри Трумэн в августе 1945 года был инициатором атомной атаки на Хиросиму и Нагасаки. Летом 2010 года индийские баптисты из деревни Анатонгре (штат Нагаленд) разрушили недостроенный римско-католический храм. По сообщению уважаемого христианского информационного агентства "Благовест-инфо", "столкновения между католической и баптистской общинами в Анатонгре начались еще в 1973 году. Уже тогда католики, которых в деревне меньшинство, хотели построить собственную церковь, но баптисты не дали им осуществить задуманное. В 2001 году католики вновь написали деревенским старейшинам о своем желании построить церковь. Деревенский совет, однако, постановил, что церковь в деревне должна быть одна – баптистская"  .

Впрочем, в своем интервью Алексей Смирнов упоминает и о "слабостях" баптизма. В частности, он замечает (стилистика оригинала сохранена): "Одной из наших слабостей состоит в плохой организованности нашего служения. Мы – россияне, а не американцы или европейцы. Мы душевные, а где душа, там не всегда порядок. Но это надо обязательно исправлять, потому что душевность не противоречит порядку". Вполне "евразийский пассаж" в духе Александра Дугина!

Апология деноминационной исключительности в современном мире не имеет шансов на успех. Печально другое: ее сторонники создают сегодня в России образ протестантской Церкви. А это – недопустимо.

 


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования