Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
16 ноября 10:00Распечатать

Евграф Дулуман, Сергей Иванеев. БЛАГОСЛОВЕНИЕ ХУЖЕ ПРОКЛЯТИЯ? Взгляд атеистов на некоторые проблемы воцерковления российских армии и флота


Дулуман Е.К. - профессор, доктор философских наук, кандидат богословия; Иванеев С.В. - кандидат юридических наук, профессор Академии военных наук России

"Клерикализация" политики, то есть синтез религии и политики, является угрожающим фактором для существования России как многонационального государства. С этим мало кто спорит в научном сообществе. Но мы хотели бы рассмотреть влияние религиозного фактора на сознание, быт и интересы современного российского народа, обратив особое внимание при этом на вооруженные силы.

В правительственных кругах ряда постсоветских государств очень популярны спекуляции на религиозные темы. Главная спекуляция связана с ненаучным представлением о религии, которая, с этой точки зрения, есть совокупность высоких общечеловеческих идеалов, моральных принципов и норм (несмотря на то, что разные религии довольно жестко полемизируют между собою, в том числе и по вопросам морали). С точки зрения марксизма, который сравнительно недавно был господствующей идеологией на нашем геополитическом пространстве, религия понимается как иллюзорное миропонимание, основанное на вере в сверхъестественное. По определению Энгельса, "религия является фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, – отражением, в котором земные силы принимают форму неземных".

В практике российского правосознания и правоприменения нередко допускается квазилиберальное отношение к религии, которое расходится с основными законами и конституционными гарантиями, по которым религия отнюдь не случайно отделяется от школы и государства. В Конституции Российской Федерации провозглашено, что она является светским государством, что никакая религия не может уста­навливаться в качестве государственной и обязательной. Однако фактически про­исходит интенсивное проникновение РПЦ МП во многие государственные структуры, включая армию и правоохранительные органы. При этом указанная Церковь пользуется всевозможной государственной поддержкой.

Попытка фактического огосударствления одной из конфессий в многонациональной и многоконфессиональной стране представляется нам недальновидной, создающей предпосылки для усиления и обострения скрытой межконфессиональной и межнациональной борьбы, способ­ной выразиться в последующих опасных проявлениях национальной и религиозной розни. Кроме того, эта практика грубо нарушает статью 13 Конституции Россий­ской Федерации.

Необходимо пересмотреть складывающуюся практику и ее законодательное регулирование с учетом современных реалий, интересов противодействия межнациональным и межконфес­сиональным конфликтам, в целях формирования реальных условий признания и гарантирования прав и свобод человека и гражданина, согласно общепринятым принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

В России, Украине и Беларуси наиболее распространенной религией, безусловно, является православное христианство. Православные, как известно, верят в существование Бога, в спасительную миссию Иисуса Христа и "во Едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь" (слова Никео-Цареградского Символа веры). Всегда ли реально-политическая деятельность господствующей православной Церкви соотносится с этими верой и свойствами Церкви?

Весь мир был потрясен гибелью в 2000 году подводной лодки "Курск". Но ведь она на тот момент была единственной подводной лодкой российского флота, которая Именем Бога освящалась Церковью. И это не первый подобный урок для официальной Церкви.

В Русско-японской войне 1905 года гибнущим воинам в Манчжурии, под Мукденом, в Порт-Артуре, правительство благоверного и ныне святого императора Николая Второго посылало Божие благословение, множество икон, молился о победе богоспасаемого воинства весь христианский люд. Чтобы не бередить раны, не будем приводить число невинно убиенных тогда русских солдат. Массовая гибель миллиона солдат генерала Самсонова в пинских болотах в 1916 году имела место тоже после благословенияЦерковью их ратного подвига.

Но, с другой стороны, нас может "утешить" поход в нашу страну фашистских полчищ с крестом-свастикой и лозунгом под ней "Gott mit uns" ("С нами Бог"). Гитлер и немецкие вояки большие надежды возлагали на Господа, а некоторые из них получили благословение Папы Пия XII. А ведь в этой величайшей во всемирной истории бойне советские воины - в своей массе неверующие, не освящавшие своего оружия, не получавшие икон, - победили фашистов с их специфической религиозностью.

Очевидно, что было бы нелепо объяснять эти кровавые эпизоды Божественным вмешательством. От людей в этой жизни зависит гораздо больше, чем они думают.

От неоправданной "эксплуатации" Божественных благословений земные власти и все человечество всегда получало чувствительные уроки. Так не пора ли нам в чувство здравого смысла придти?...

Так называемая народная, суеверная религиозность поддерживается многими профессиональными церковниками по понятной причине. Но вспомним все о той же подлодке "Курск". Ее создатели решили разделить итог своего творчества с РПЦ МП, которая к их созидательному труду не имела отношения. Возможно, мысль о том, что лодка освящена и поэтому погибнуть не может, помешала кому-то там, под водой, четко и строго выполнять воинскую дисциплину (позднейшее судебное следствие, кстати, подтвердило это наше, раньше априорное, предположение).

Мы видели, как возглавляемые в 2000 году Патриархом Алексием II представители РПЦ МП, услышав о проблемах с подлодкой, распорядились повсеместно в течение нескольких дней проводить молебны о ее спасении. Но, может быть, эти священнослужители не так молились? В ответ обыкновенно слышится: "Ну что мы могли поделать, если такова была воля Божия?" В свою очередь, атеисты возражают на это: "Но если вы ничего не можете поделать, то зачем возлагаете на себя обязанности "прати против рожна"? Выступать против воли Бога? Если же такова воля Бога, то оставьте Богу действовать по Своей воле". Как только матросы погибли, Церковь устроила их торжественное отпевание. Но ведь пути наших покойников никто и никаким образом проверить не может…

Хотелось бы узнать, освящали ли православные архиереи президентский самолет? Машины президента РФ? Какие еще важные государственные объекты (военные корабли, танки, орудия, воинские части, университеты, научные учреждения, оффшорные зоны, офисы) освящены РПЦ МП? Отмеченные благодатью священства объекты и учреждения в обязательном порядке нужно пометить большими, чтобы все видели, крестами - на радость всем, приемлющим эту благодать.

Недавно по одному из российских телеканалов был показан сюжет о заседании под председательством президента РФ Совета безопасности Российской Федерации. На нем говорилось о неизбежной необходимости сокращения финансирования вооруженных сил. Как видим, для служащих сейчас военных средств уже не хватает, численность армии резко сокращается. Но при этом в российской армии повсеместно вводятся штатные, на государственном довольстве, должности капелланов – более чем в 90 % случаев православных священников. Сейчас, когда по словам генерал-полковника и губернатора Московской области Бориса Громова "армия дышит на ладан", завершился очередной этап клерикализации государства: пока на вооружение российской армии практически не поступает новая военная техника, ей в качестве воспитательной работы предлагается архаика средневековья.

Ситуация с нищими офицерами и членами их семей такова, что они уже вынуждены проводить беспрецедентную акцию протеста бесквартирных военнослужащих - "Построение обманутых полков", - так как другим способом докричаться до верховного главнокомандующего 200 000 бесквартирных российских офицеров не могут.

Вспоминая спустя 11 лет трагедию "Курска", мы вынуждены констатировать, что положение ВМФ России за эти годы значительно ухудшилось и сегодня уже является критическим. Об этом недавно на круглом столе в Москве заявил Валентин Селиванов, адмирал, в 90-е годы – начальник главного штаба ВМФ."В военно-морском флоте списано до 80-85 процентов надводных кораблей, подводных лодок, боевых самолетов. Построить собираются только один надводный корабль и одну дизельную подводную лодку. На флотах осталось по 30-35 кораблей, катеров и подводных лодок. Большинство из них – катера. Подумайте только: 251 атомную подводную лодку построил Советский Союз. В год сдавали флоту по 10-11 субмарин. Сейчас же на Северном и Тихоокеанском флотах – единицы атомных подводных лодок, а дизельных на Северном флоте в постоянной готовности только две, на Балтике и Черноморском флоте – по одной. Ударной авиации в ВМФ нет вообще, а ведь было четыре морских авианосных авиадивизий. Всего на флоте в готовности 129 летательных аппаратов. Это в основном военно-транспортная авиация для обслуживания командного состава и несколько десятков противолодочных вертолетов. Нынешние силы не позволяют спланировать и провести хотя бы одну из тех пяти операций, которую должен проводить каждый флот: ни операцию по разгрому врага, ни поиск и уничтожение, ни нарушение коммуникаций противника, ни защиту своих, ни высадку оперативного состава. Вот такое изменение качества произошло", – подчеркнул адмирал.

Исходя из этого, все содержание воспитательной работы с членами экипажей оставшихся подводных лодок уже сейчас должно быть направлено на формирование у моряков-подводников более цельных взглядов на сложный характер военных, прежде всего боевых действий будущего и на глубокое изучение ими наиболее перспективных форм и способов вооруженной борьбы. Только при таком подходе можно обеспечить успешное решение важнейшей задачи воспитательной работы - дать базовую подготовку и сформировать современное научное мировоззрение моряков-подводников, способных рассматривать войну, операцию (бой) или сражение в целом как систему,чтобы четко управлять своими действиями в самой сложной, быстро меняющейся обстановке.

Вместо всего этого в армию, где по закону не может создаваться религиозных структур, приходятна полное довольство замполиты в рясах.

Очевидно, российское руководство считает, что для командования армией и флотами в создавшейся ситуации нет других инструментов, кроме упования на Господа Бога. Портал "Православие.Ру" рассказывает о характерном эпизоде в рамках программы по такого рода спасению флота. Настоятель Свято-Никольского храма в поселке Видяево (Мурманская область) иерей Сергий Шерфетдинов проводит регулярные беседы с членами экипажей подводных лодок: "Организатором встреч выступил заместитель командира дивизии по воспитательной работе. На одной из своих встреч отец Сергий рассказал морякам-подводникам о Великом посте, его духовном смысле и покаянии. После беседы был показан художественный фильм Павла Лунгина "Остров". Священник дал духовную оценку картины и объяснил с православной точки зрения некоторые детали сюжета".

Заместитель командира дивизии по воспитательной работе действительно убежден, что подобные беседы помогут бороться с неуставными взаимоотношениями, употреблением спиртных напитков, наркотических и токсических веществ и другими злоупотреблениями в среде моряков-подводников. Но ведь в идеале верующий моряк-подводник должен отворачиваться от "мира дольнего", направляя все свои помыслы, стремления и мечты к миру Горнему. Верующий моряк-подводник будет с меньшей остротой чувствовать тяготы и лишения военной службы. Ему будет казаться, что религия помогает ему служить, ибо возвышает его над неустроенной и несовершенной жизнью, над мирскими дрязгами, способными доставлять лишь одни страдания. Отвлекаясь от житейских неурядиц, он будет чувствовать себя чище и возвышеннее. Более того, им будет овладевать по временам умилительное расположение к своим армейским товарищам и командирам. Видимо, лояльность военных моряков к своему руководству и является главным основанием, ради чего эти духовные беседы устраиваются.

Горько сожалея о развале флота, на фоне которого создается капелланская служба, мы не будем заходить далеко и подсчитывать потраченные государством налоговые деньги на строительство в 1994-97 гг. храма Христа Спасителя в Москве, на оплату услуг государственной охраны Патриарха, на льготы по завозу из-за границы под видом гуманитарной помощи табака и алкоголя, на освобождение от налогов предпринимательской деятельности отдельных священнослужителей и так далее, и тому подобное. Для армии ничего не хватает, а для Церкви хватает всего. В Москве сейчас бурно строятся разве что "инвестиционные дома" (в пустующие квартиры которых вкладывают деньги коррумпированные чиновники) и храмы. Странный союз…

 


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования