Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
07 ноября 15:52Распечатать

Владимир Началкин. МИР – ДЕЛО СПРАВЕДЛИВОСТИ. В гонениях на католические общины в разных уголках России официальное католическое руководство играет весьма двусмысленную роль


В конце прошлого года, незадолго до вступления в силу закона о возвращении религиозным организациям культовых зданий и другого имущества, в Калининградской области произошел "законный" захват католического храма. В октябре решением Калининградской областной думы права собственности на здание храма Святого Семейства, после войны ставшего областной филармонией, были переданы Калининградской и Балтийской епархии РПЦ МП. Тем самым власти и РПЦ МП предотвратили возврат католическому приходу здания храма, чего местные католики добивались 20 лет и на что они получили бы право с принятием в декабре закона о возврате церковной собственности.

Заявления представителей Калининградской и Балтийской епархии РПЦ МП удивительным образом менялись по мере развития скандала. Если сначала говорилось о том, что у католиков уже есть храм (построенная на пожертвования немецких спонсоров времянка, которая должна была простоять "до возвращения здания храма", после неизбежного разрушения которой католики рано или поздно окажутся на улице), а православных храмов в городе недостаточно, то потом, по мере развития протестов, РПЦ МП попыталась примерить на себя роль защитника культуры от католиков, которые иначе бы выселили филармонию на улицу, забрав храм себе. Правда, по принятому в декабре закону государство обязано построить выселяемому учреждению культуры равноценное помещение, что не всегда соблюдается в других областях России, где затронуты интересы самой РПЦ МП. Но зато против католиков было пущено в ход чудодейственное PR-оружие: оказалось, что желание добиться исполнения в Калининградской области законов Российской Федерации, по которым российские граждане католического вероисповедания имеют право исповедовать свою веру, а с декабря 2010 года — еще и право получить с этой целью назад свой храм — это чуть ли не пересмотр итогов Второй мировой войны.

Заслуживает внимания тот факт, что эта несправедливость вызвала негодование среди калининградской интеллигенции и рядовых католиков по всей России, но почти не вызвала реакции католических церковных властей. Архиепископ Павел Пецци опубликовал 4 ноября, т. е. тогда, когда протесты уже стали достаточно заметными, довольно смелое заявление, но, получив грубый ответ от Калининградской епархии (правящим архиереем которой формально является Патриарх Кирилл) РПЦ МП, других шагов не предпринимал. Так была упущена возможность объединения католических сил со здоровой частью светского общества, возмущенного творившейся несправедливостью.

Вскоре после калининградских событий Святой Престол заменил нунциев в трех основных странах, которые Чистый переулок относит к своей "канонической территории": в России, Беларуси и Украине. "После" — не значит "вследствие", но все же имеет смысл немного отвлечься и кратко сказать о произошедшем кадровом решении.

Монс. Мартин Видович, представлявший Ватикан в Минске, был, насколько известно, одним из основных протагонистов заключения конкордата с Беларусью. Незадолго до президентских выборов было объявлено о том, что по всем принципиальным вопросам конкордата достигнуто согласие, в Минск приезжал госсекретарь Ватикана кардинал Тарчизио Бертоне. После беспрецедентно жесткого разгона митинга оппозиции на Октябрьской площади 19 декабря значительное число представителей общественности пришли в нунциатуру, чтобы передать письмо Папе Римскому с протестом против действий режима. Нунций отказался принять делегатов и не взял письмо, под которым подписалось множество людей, в том числе — католиков. Не знаю, связано ли это с тем, что он все еще хотел спасти конкордат. Но, как бы то ни было, введение международных санкций сделало подписание конкордата невозможным, а летом монс. Видович был отправлен в отставку ровно в день своего 58-летия (обычно католические епископы уходят в отставку в 75).

Монс. Антонио Меннини до 2002 года был нунцием в Болгарии, где ему удалось организовать визит Иоанна Павла II. Назначенный в Москву сразу после межконфессионального скандала, когда ОВЦС МП был возмущен созданием в России католических епархий, а МИД РФ спешно аннулировал визу католическому епископу Ежи Мазуру и нескольким священникам, монс. Меннини своей основной задачей видел улучшение отношений с РПЦ МП. При нем регулярно и торжественно в дар различным епархиям РПЦ МП от католических епархий Европы преподносились мощи общечтимых святых, он полностью поддерживал все общественно значимые инициативы Чистого переулка, а все, что могло быть воспринято как "прозелитизм", жестко пресекалось. Он никогда не апеллировал к свободе совести, к принципам светского государства, проводя свою политику в полном соответствии с интересами РПЦ МП. Принесло ли это иные плоды, кроме того, чтокатолическая Церковь свернула в России большую часть своих культурных, благотворительных и социальных программ, а под непрекращающиеся разговоры об "улучшении отношений между католиками и православными" были потеряны шансы на возвращение многих храмов и почти что задушена в зародыше Российская Греко-Католическая Церковь, - я не знаю. По крайней мере, я иных плодов не видел. Не считать же плодом тот факт, что Патриарх Алексий II наградил монс. Меннини орденом Даниила Московского!

Также и проявляемые функционерами из ОВЦС признаки симпатии к европейским католикам вряд ли могут иметь значение, поскольку они щедро оплачиваются как спонсорской помощью российским епархиям РПЦ МП, так и поддержкой ее общин в Западной Европе.

Куда как лучше отражают положение вещей их заявления в адрес российских и украинских католиков. А здесь уместно вспомнить, как митрополит Кирилл, за год до своего избрания Патриархом, вдруг вернувшись к спору пятилетней давности, сказал, что никогда не смирится с существованием в России католических епархий. Можно вспомнить и многое другое. Но я хочу посвятить эту статью не словам, а делам Московской патриархии.

Меньше года тому назад подлинное отношение РПЦ МП к российским католикам было продемонстрировано в Калининграде. Уже после этого католический архиепископ Павел Пецци успел несколько раз повторить, что "наши отношения с православными значительно улучшились за последние годы", а один из сотрудников его курии, отвечая на прямой вопрос о калининградских событиях, сказал, что "Православная Церковь не отняла у нас храм, храм отняло государство; мы ждали от православных большей помощи, чем получили, но это не отменяет того, что у нас замечательные отношения", и... призвал настоятелей католических приходов испрашивать благословения у местных православных архиереев на каждую пастырскую инициативу. Тогда многие аналитики связывали подобную робость с тем простым фактом, что монс. Пецци гражданин Италии и может быть в любой момент выслан из страны, как это было в 2002 году с епископом Ежи Мазуром.

Как я уже сказал, в конце предыдущего и начале нынешнего года Ватикан отправил в отставку своих нунциев в Москве и Минске. В Москву был назначен монс. Иван Юркович, представлявший до этого Святой Престол в Украине. Таким образом, в России, Украине и Беларуси оказались новые нунции. А поскольку прежние ватиканские дипломаты в России и Беларуси проявили себя как люди, готовые не столько защищать католиков, сколько жертвовать их интересами ради мира с их гонителями, многими наблюдателями это было воспринято с надеждой на то, что отныне такая близорукая политика Ватиканом проводиться не будет. А в июле архиепископ Павел Пецци получил по указу президента РФ российское гражданство и - вместе с ним — гораздо большую свободу для маневра. Правда, новость эта прошла незамеченной церковными и светскими СМИ и лишь полтора месяца спустя была опубликована блогерами.

И вот, буквально за одну неделю появились две тревожные новости. 16 сентября стало известно, что в Москве сносят приют для бездомных, который содержат сестры Матери Терезы: домик для санобработки уже снесли и собираются сносить "незаконно пристроенную мансарду", т. е. чердак дома самих сестер. Сестры и опекаемые ими бездомные могут оказаться зимой без крыши над головой. А 22 сентября псковские католики через блогосферу сообщили на всю Россию, что у них грозятся отобрать храм. Впервые латинский храм во Пскове построил, по некоторым сведениям, еще Александр Невский. Здание католического храма, где католики молились до 1930-го года, до сих пор не возвращено приходу. Получив все необходимые согласования, оформив документы, настоятель прихода о. Кшиштоф много лет строит новую церковь на пожертвования частных лиц. Начав строительство в 2000 году, весной 2002-го он был вынужден приостановить работы, потому что уже выданное городской администрацией разрешение было отозвано под давлением митрополита Псковского и Великолукского РПЦ МП Евсевия. "Нет - свободной деятельности католиков в нашей стране! - писал архиерей РПЦ МП президенту РФ. - Нет нужды у России в католической миссии! Не обижайте наш народ католическим присутствием!". Он просил предпринять все возможное, "чтобы не дать восторжествовать на Святой Псковской земле разрушителям нашей Родины и народа - Римскому Папе и противному для русского народа — католицизму". 9 лет назад удалось достичь компромисса: высота храма была уменьшена, а строительство продолжено. Теперь храм почти готов, но... разрешение на пользование земельным участком, на котором стоит церковь, не продлевают. Комитет Псковской области по имущественным отношениям сообщил, что разрешение не может быть дано, поскольку данная территория относится к зонам типов Ж-3 и Р-3, в которых строительство культовых объектов не предусмотрено. Чиновников не смутило ни то, что со времени принятия "Правил землепользования и застройки города Пскова на основе правового зонирования территорий", на которые они при этом ссылаются, разрешение уже несколько раз продлевалось, ни даже то, что текст правил опубликован, и при желании можно убедиться: строительство культовых зданий в зонах этого типа разрешено. "Поздравляю Вас, господин соврамши". Стоит ли за этим, как и 9 лет тому назад, митрополит Евсевий? Псковские католики убеждены, что да. Уже довольно скоро дальнейшее развитие событий подтвердит или опровергнет их убежденность.

А что же католическая иерархия? Что заявил обо всем этом гражданин РФ Паоло Пецци, которого теперь никто не может лишить гражданства и вынудить покинуть страну? Что заявил новый нунций?

О судьбе приюта архиепископ опубликовал 20 сентября заявление на официальном сайте епархии, где высказал сожаление в связи с возникшей ситуацией. 20 сентября домик для санобработки уже 4 дня лежал в руинах, а в Интернете простые католики старались привлечь внимание к творящемуся безобразию. 24-го, в ходе торжеств, посвященных столетию католического кафедрального собора в Москве, состоялось открытие памятника матери Терезе, и - надо отдать должное архиепископу Павлу Пецци - он сполна воспользовался теми возможностями, которые предоставило ему для протеста это совпадение. К проблеме приюта удалось привлечь внимание зарубежных СМИ и представителей Общественной палаты РФ. В результате сестрам оставили то, что не успели доломать, и даже есть основания надеяться, что им найдут новое помещение вместо снесенного. Когда архиепископ Павел Пецци действительно начинает бороться за свою паству, и ресурсов, и профессионализма, и поддержки со стороны рядовых верующих его команде хватает.

Одна из самых известных общественности российских мирян-католиков — журналист Ольга Бакушинская — с самого начала взялась бороться за приют. По опубликованным в ее "Живом журнале" сведениям, за попыткой расправиться с помещением монахинь не стоит никого более влиятельного, чем сотрудники префектуры. Для борьбы с таким гонителем гражданину РФ католическому епископу Паоло Пецци хватает и гражданского мужества, и пастырской ответственности. Другое дело — РПЦ МП.

Единственное официальное заявление про Псков было сделано, как и год назад по поводу событий в Калининграде, с большим опозданием, когда стараниями рядовых католиков и просто неравнодушных граждан общественный протест уже достиг серьезного масштаба. К этому времени блогеры сумели связаться с зарубежными коллегами, и в одном из популярных англоязычных блогов появилась статья, описывающая проблемы псковского храма и предполагаемую роль в их создании митрополита Евсевия с цитатами из его письма девятилетней давности. Только после этого по католическим официальным и полуофициальным изданиям на всех европейских языках прошла распространяемая информационной службой католической архиепархии Божией Матери в Москве новость о заявлении архиепископа Павла Пецци. Митрополит Евсевий в ней не упоминался. Тем самым была купирована возможность использовать единственный имеющийся рычаг воздействия на Московскую патриархию, поставив под угрозу финансирование ее проектов из западных благотворительных фондов.

18 октября московские католики, договорившись при помощи социальных сетей, провели пикет перед представительством администрации Псковской области при правительстве РФ. В ходе этого пикета директору представительства было передано письмо на имя губернатора А.А. Турчака, собравшее около 70 подписей. Пикет был согласован с префектурой. Как сообщил мне один из организаторов пикета, они пытались договориться с настоятелями московских приходов, чтобы после воскресной мессы проинформировать прихожан о предстоящем пикете, дате и месте его проведения, и собрать подписи под коллективным письмом. Им было отказано в виду "частного характера их инициативы".

А меж тем приходят тревожные вести из Ярославля, Екатеринбурга... И это уже не удивляет. Храм в Калининграде, несмотря на частные инициативы отдельных людей, принесли в жертву "улучшению отношений с Православной Церковью". Сейчас, кажется, та же участь ждет псковский храм. Иерархи РПЦ МП, патологически неспособные предложить своей пастве ничего, кроме псевдорелигиозных суррогатов вроде "русского мира" и "общенационального дресс-кода", с радостью примут эту жертву, избавившись от потенциальных конкурентов. Вот только вряд ли это приведет к возрастанию христианской любви между католиками и православными.

Московская патриархия, посягая на один католический храм за другим (в этой статье я не стал рассматривать более давние, чем калининградский, случаи в Благовещенске и Белгороде), долгое время не встречала со стороны католиков сопротивления и продолжала слышать рассказы о том, что "отношения улучшаются", а католики "гости и должны уважать хозяев". Такое попустительство было не более дальновидным, чем ставшее уже притчей во языцех попустительство Гитлеру на Мюнхенской конференции. И приносит такие же плоды. Хватит ли сейчас у нового нунция и у епископа, получившего российский паспорт, мужества назвать вещи своими именами и вступить в борьбу за псковский приход? Или опять отделаемся заявлениями о том, что в отношениях католиков с Московской патриархией "все хорошо, прекрасная маркиза, все хорошо, все хорошо"?

Я думаю, что атака на приход Святой Троицы во Пскове — это своего рода "проверка на вшивость". Если католическая иерархия по-прежнему будет дорожить таким "миром", какой привез из Мюнхена Чемберлен, и не вспомнит, что, по богодухновенному слову пророка Исаии, "мир — дело справедливости", а значит, для достижения мира нужно отстаивать справедливость, - то завтра католических храмов не останется еще в нескольких областях, а послезавтра — по всей России. Тот, кто играет с наперсточниками, не понимая, что обязательно проиграется донага, поступает неразумно. А как называется тот, кто понимает, но все равно играет, ставя на кон то, что Бог доверил ему для сохранения и преумножения, я предпочту не думать. Это было бы нарушением принципа св. Игнатия Лойолы: "Насколько позволяет ситуация, думай о ближнем своем хорошо".


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования