Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
01 ноября 14:12Распечатать

Михаил Никонов. ОШИБКА ИЛИ ФАЛЬШИВКА. Монолог старообрядца, адресованный актеру Короткову, сыгравшему роль Аввакума в фильме Досталя «Раскол», или Исповедовал ли протопоп «Тресущную Троицу»


Господин Коротков!

В фильме "Раскол" Вы сыграли роль Аввакума. Наверное, нелегко Вам было вживаться в этот далекий образ. Чтобы представить героя наиболее реальным, сколько же надо было просмотреть литературы, провести консультаций, прислушаться и присмотреться к образу служения и жизни старообрядцев, особенно если вопрос касается такой тонкой материи, как религия, да еще со спорными взглядами сторон!

Хотя жанр фильма допускает режиссерские фантазии, и в фильме вольностей предостаточно, но что касается догматических вопросов, то уж тут, как говорится, извините. Вы два раза (в 17-й и 18-й сериях) произнесли слово "тресущная" вместо "Пресущная", которое употреблялось в письмах Аввакума. До озвучивания Вами такого слова вообще не существовало ни в богослужебных книгах, ни в творениях святых отцов, ни в словарях. Аввакум, как священник, едва ли мог его произнести.

Как бы то ни было, но Вы, вольно или не вольно, дали повод различным врагам староверия еще раз посмеяться над святым священномучеником и исповедником Аввакумом, чем незаслуженно оскорбили чувства православных старообрядцев.

Итак, чтобы доказательство Вашей неправоты было более убедительным, обратимся к книгам и словарям.

В фильме речь идет о Постной триоди, изданной при Патриархе Иосифе. Якобы там Аввакум нашел слово "Тресущная", которое истолковал в смысле наличия трех отдельных природ-сущностей у Каждого Лица Святой Троицы. Рассматриваемое нами слово содержится в Великом каноне святителя Андрея Критского, на первой неделе Великого поста, песнь первая, Слава, троичен.

Аввакум не мог выдумать другого слова, так как в чтимой им Триоди первым словом этого троична напечатано: "Пресущная Троице, яже в единстве покланяемая…". То же самое и в Постной триоди, напечатанной ранее, при Патриархе Ермогене. И почти то же самое в изданном отдельной брошюрой "Каноне Великом, творение святого Андрея Критского" в 2010 г. (Свято-Троицкая Сергиева Лавра, по благословению Патриарха РПЦ МП Кирилла). Разница между дореформенными и никонианскими триодями в этом каноне несущественна.

Теперь внимание! Приставка "ПРЕ-" означает высшую степень превосходства (прелюбезный, предивный, премудрый, прекрасный, предостаточно и т.д.). "СУЩИЙ" в церковнославянском языке означает того, кто "суть", то есть существует, и является, по мнению ученых, однокоренным с "истым", "истинным" и другими словами этого корневого ряда. Соответственно, "СУЩНОСТЬ" - это "бытийноть", основа чего-то существующего. Смысл словосочетания "Пресущная Троица", таким образом, это Троица, бытие Которой превосходит всякую сущность, поскольку сущность Бога непознаваема для человека.

Числительное "ТРИ" ("ТРЕ-"), которым в фильме "Раскол" злонамеренно подменили приставку "ПРЕ-", напечатанную в триодях, извратило смысл словосочетания, превратив его в грубую богословскую ересь. Пользуясь этим, недоброжелатели пытаются ошельмовать Аввакума, да, пожалуй, и бросить тень на древлеправославное понимание догмата о Святой Троице.

Это почти как невинному человеку подбросить кошелек в карман, чтобы потом обвинить его в воровстве.

Слово "Тресущная" не принадлежит Аввакуму, его произнес неграмотный артист. Ведь Аввакум, как и все священники, в начале каждой утрени (заутрени) возглашал: "Слава Святей и ЕДИНОСУЩНЕЙ, и Животворящей, и Неразделимей Троице, всегда - и ныне, и присно, и во веки веком".

Не в каждом дома имеется "Житие протопопа Аввакума, им самим написанное", поэтому приводим его исповедание Троицы, по его житию: "Афанасий Великий рече: иже хощет спастися, прежде всех подобает ему держати кафолическая вера, ея же аще кто целы и непорочны не соблюдает, кроме всякаго недоумения, во веки погибнет. Вера ж кафолическая сия есть, да единаго Бога в Троице и Троицу во единице почитаем, ниже сливающе составы, ниже разделяюще существо; ин бо есть состав Отечь, ин - Сыновень, ин - Святаго Духа; но Отчее, и Сыновнее, и Святаго Духа едино Божество, равна слава, соприсносущно величество; яков Отец, таков Сын, таков и Дух Святый; вечен Отец, вечен Сын, вечен и Дух Святый; не создан Отец, не создан Сын, не создан и Дух Святый; Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святый не три бози, но един Бог; не три несозданнии, но един несозданный, един вечный. Подобне: Вседержитель Отец, Вседержитель Сын, Вседержитель и Дух Святый. Равне: непостижим Отец, непостижим Сын, непостижим и Дух Святый. Обаче не три вседержители, но един Вседержитель; не три непостижимии, но един непостижимый, един пресущный".

Диакон Федор показан в фильме как обличитель Аввакума в ереси требожия. Но вот что о диаконе Федоре пишет Аввакум в своем житии (цитируется по московскому изданию 1959 г., с. 175): "Да слышит глаголы сын мой духовный - Фетька отщепенец, от никониан рукоположенец, зря на животворящий крест Господень; да буди распятый на кресте сем судия между мною и тобою днесь и в день века. Живешь развращенно и нелепо мудрствуешь о образе Святыя Троицы. Рекох ти и паки реку: веруй и исповеждь по писанию, якоже святыя книги научают, а не по своему обольщенному смыслу. Ей Бога тебе свидетеля поставлю и Святый крест Господень!

Блудишь, сице пиша и глаголя о Святей Троице: понеже-де божественное несозданное существо Святыя Троицы несекомо есть и не расстоящо, лицем же до друг друга и отнюдь не раздельно. Аз ти глаголю: возбесился еси, человече, святая сливаешь, раздельную лицы глаголеши нераздельну. Впал еси в бреге стремнины: украдше свои очи, помрачил свою душу; истины в писании не разумевше, глаголешь образ един Святыя Троицы сличен; и исповедуешь, пиша в своих подметных тетрадках, с клятвою и ротою глаголя, яко Сын во Отце, тако же и Дух Святый внутрь Отца - имут един образ, нераздельными лицы".

И еще. Сейчас все привыкли смотреть на экран и во многом ему верить. В свое время вождь мирового пролетариата говорил, что "из всех искусств важнейшим для нас является кино". Сейчас кино для многих людей подменяет Православие, как источник знаний о мире и правде. Уместно вспомнить, что три евангелиста - Матфей, Марк и Лука - одинаково записали первые слова Христа о последнем времени: "Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас". Позднее и святые отцы предостерегали: "В последнее время ни к чему иному да прибегают христиане, но только к прочтению Священного Писания, если же на иное что взирати будут, соблазнятся и погибнут". А весьма авторитетная для старообрядцев "Книга о вере" цитирует св. Иоанна Златоуста: "Несть, рече, спастися никому же, аще не часто прочитывает человек Слово Божие".

 


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования