Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
26 сентября 14:49Распечатать

Светлана Вайс. НЕ ВСЯКОЙ МЕДАЛИ ВЕРЬТЕ… Американский автокефальный Митрополит Иона, под которым уже давно качается кафедра, опрометчиво принял один «русский сувенир»


Когда за гробом усопшего на красных подушечках несут его ордена и медали, то выглядит это не только трогательно, но и величественно. Никто уже не будет разбираться - почему и в честь чего был удостоен почивший гражданин сих наград, а родственникам приятно до слез.

Видимо, именно так рассуждали в Московской патриархии, когда с перерывом в 10 дней (8 и 18 сентября) удостоили Митрополита всея Америки и Канады блаженнейшего Иону подозрительного происхождения медали и ценного подарка в виде панагии. Похоже, надо успеть израсходовать отпущенные на "поддержание морального духа" американского Митрополита фонды, так как грядущие Собор и Синод автокефальной Православной Церкви в Америке (ПЦА) сулят этой Церкви серьезные административные передвижки.

Традиция одаривания ценными подарками пришла в ПЦА из Советского Союза вместе с Томосом об автокефалии: делегация Московской патриархии вручила американскому духовенству икону, причем не только исторической ценности, но и дивной красоты. Своим ликом она по сей день вносит теплоту в официальную приемную канцелярии. По законам вежливости был сделан ответный подарок. И пошло-поехало. Теперь не только заграничные вояжи, но и практически каждый визит высшего духовенства на приход сопровождается подарком, причем вне зависимости от положения вещей и цели приезда.

Обмен подарками без существенного к тому повода не вписывается в ментальность населения Америки. По большим праздникам – да: ценные подарки, награждения и все, этому случаю подобающее. Дорогие подношения без особых причин продолжают вызывать неловкость. И обязанность ответного действия.

Таким образом, появилась в ПЦА не самая плохая, но обременительная традиция – материальное подтверждение глубокого уважения. К великому сожалению, в основе традиции лежит не широта души, а объем бюджета. Православный товарообмен, поддерживаемый художественными цехами в Софрино, принял массовый характер.

Чтобы подарок не носил характера взятки, его стоимость должна иметь разумное обоснование, но жизнь – она проще, и к завершению земных трудов у некоторых священников высокого ранга складываются коллекции ювелирно-прикладного искусства, которые, согласно завещанию, наследуются родственниками. Противоречия в этом с государственным законом нет, а христианская мораль, проповедующая скромность быта для духовных лиц, не всегда подсказывает правильное решение вопроса с наследством.

Во внутренних административных циркулярах ПЦА нет никаких указаний на этот счет, хотя такой вопрос поднимался некоторое время назад. Кстати, государственные американские структуры имеют четкие на этот счет директивы: подарки до определенной стоимости (весьма незначительной) – это личное, остальное же автоматически становится народным достоянием. Приблизительно так и хотели этот вопрос решить в ПЦА, но отложили за важностью других событий, пообещав вернуться к нему в более спокойное время.

А между тем, с развитием средств коммуникации и проникновения Интернета в каждую православную семью паства северо-американского континента стала обнаруживать, что Митрополит Иона с завидной регулярностью получает знаки внимания различного достоинства от российского духовенства, практикующего православие в США. Никто бы и не задумался над этим, если б они сами не рекламировали эти события на своем сайте, который народ разглядывает с необычайным, я бы сказала, нездоровым интересом, благо обновляется он практически ежедневно.

Вот, к примеру, новость за 18 сентября: "В память о посещении Свято-Николаевского Патриаршего собора и совершении Божественной литургии Владыка Юстиниан преподнес в дар Блаженнейшему Митрополиту Ионе панагию с изображением святителя Тихона Задонского. В ответном слове Предстоятель Православной Церкви в Америке выразил слова благодарности Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу за его благословение возглавить Литургию в Свято-Николаевском соборе, а также Архиепископу Юстиниану за оказанный радушный прием и радость молитвенного общения".

Я не думаю, что Церковь-мать, коей является РПЦ МП по отношению к ПЦА, допускает дешевые подарки первоиерархам братских Церквей. Хочется верить, что подаренная панагия соответствует статусу американского Митрополита. Учитывая тот факт, что визит Митрополита был совершен для администрации ПЦА практически в стиле "инкогнито", то рассмотреть полученную панагию хочется поближе – в каких же материальных пределах лежит благодарность, без учета радости молитвенного общения?

Десятью днями раньше, 8 сентября, читаем на том же сайте: "По окончании Литургии Председатель Народного Наградного Комитета Балакирев Валерий Сергеевич, находящийся в эти дни в США, по представлению православной общественности Православной Церкви в Америке, Московского Патриархата и Русской Православной Церкви Заграницей вручил Блаженнейшему Митрополиту Ионе медаль "Торжество Православия" за укрепление братских связей народов России и Соединенных Штатов Америки. В благодарственном слове Предстоятель ПЦА отметил, что особо тронут вниманием народа Божия, ходатайствовавшего об удостаивании его этой высокой известной награды. В свою очередь, Архиепископ Юстиниан напомнил, что первыми лауреатами этой награды были приснопамятные Святейший Патриарх Алексий II и Первоиерарх РПЦЗ Лавр, а также ныне здравствующие Предстоятели и архипастыри Поместных Православных Церквей, в том числе Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл".

Если бы архиепископ Юстиниан не выступил с ответным словом, выказав свою осведомленность, то оставалась еще надежда на то, что "Торжество Православия" - это инициатива кого-то другого. Оказалось, что не все в США знакомы с современной российской забавой – дарить друг другу ордена и медали, и факт вручения этой внестатусной медали вызвал в рядах общественности ПЦА волну негатива. Опять же – никто бы ничего не узнал, если бы сообщение об этом сразу же не было опубликовано на сайте патриарших приходов РПЦ МП в США.

Когда подобную акцию с проплаченной "геральдической ювелиркой" совершают мелкие российские предприниматели - это одно. Но когда такой факт случается в дипломатических кругах, а таковыми можно считать отношения между православными юрисдикциями России и США, то это совершенно иное, и это следует осознать. Чтобы понять – кто кого и за кого принимает.

Согласно положению о медали "Торжество Православия", которая вручается Народным наградным комитетом, ее лауреат, а стало быть, отныне и Митрополит всея Америки и Канады Иона, вступает в "единую клубную систему доброхотов-сподвижников с православным подходом к делу, способных друг другу оказывать существенную помощь в ведении бизнеса" (орфография и стилистика ННК сохранены).

Вообще, за склонность к "ведению бизнеса" в ПЦА за последнее время были административно наказаны некоторые духовные лица, включая двух Митрополитов. И это совсем не то качество, которое людям хотелось видеть у Митрополита Церкви, к которой они себя относят.

И вот еще хотелось бы выяснить: "православный подход к делу" - это как? Если это так, как в России дороги строят, то атеизм, прости Господи, полезней.

Дальше читайте внимательно: став лауреатом вышеуказанной медали, Митрополит Иона, как лауреат, становится "участником проекта "СВЯТЫНИ ТОРЖЕСТВА ПРАВОСЛАВИЯ", который является структурой Финансово-производственной транснациональной корпорации "ПРОЕКТЫ ТРЕТЬЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ" – альтернативной формы предпринимательства /АФП "ТНК 3000/".

Цитируем без сокращений, чем занимаются лауреаты:

создание основного производства на базе народно-художественных промыслов Гжели в Московской области по изготовлению высокохудожественных изделий с частицами святынь православной Руси. При этом готовая продукция изготавливается для потребительского рынка России, а комплектующие – для "отверточной" сборки и реализации готовых изделий за границей;
■ создание сети вспомогательных производств по сборке готовой продукции из комплектующих по системе "отверточной" сборки. Участки сборки в местах проживания русской диаспоры за рубежом, где намечается реализация готовой продукции, начиная с США, далее в Канаде, в Австралии, во Франции и др.;
■ создание "Русских клубов" на базе существовавших при СССР "Русских домов" в местах проживания русских диаспор за рубежом. "Русские клубы" – центры культурного наследия, в которых будут расположены структуры от сборочных участков готовой продукции по системе "отверточной сборки", от салонов – магазинов, бутик – гостиниц (алгоритм прямой связи) – до офис – банков (алгоритм обратной связи);
■ создание международной сети распространения готовой продукции высокохудожественных изделий в приходах РПЦ в России и Зарубежной РПЦ, включая систему реализации через Интернет – магазины США, Канады и других стран дальнего и ближнего зарубежья.

Над всем бы этим можно было посмеяться, но пропадает желание, когда видишь адрес, по которому надо отправлять заявки: Красногорский район Московской области, усадьба "Архангельское" - даже названия конторы не указано, впрочем, все и так знают, чей это адрес еще с советских времен.

Я искренне надеюсь, и даже абсолютно убеждена, что ни архиепископ Юстиниан, ни Митрополит Иона так глубоко не вникали в суть своего лауреатства, получая медали "Торжество Православия", а просто хотели как лучше… и что они никогда не воспользуются открывающимися бизнес-возможностями. А для заинтересовавшихся этими возможностями приводим ссылку на сайт ННГ - http://www.nagradanaroda.ru
Но все это грустно, и как говорит мой крестный: "Что-то пропало нах молитвенное настроение".


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования