Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
12 сентября 16:23Распечатать

Димитрий Саввин. ЭЛЛИНИЗМ ГОЛОВНОГО МОЗГА. Украина – главный камень преткновения для неопентархии


И, в-третьих, как заявил по окончании Саммита Архиепископ Кипрский, Большая пятерка не прочь изменить принцип принятия решений на всеправославных встречах – вместо консенсуса, в крайнем случае, утверждать то или иное положение простым большинством голосов.

Это для РПЦ МП уже форменное издевательство. Подобного рода демократия означает, что кафедры неопентархии превращаются в классические гнилые местечки, где голос одного православного будет весить больше, чем голоса тысяч и даже десятков тысяч православных христиан, находящихся в юрисдикции РПЦ МП.

Но все это, в общем, была бы сущая ерунда, и гордых греков можно было бы проигнорировать, если бы не одна проблема. Та ахиллесова пята Московской патриархии, в которую Патриарх Варфоломей, с тонким расчетом, но и не без садизма, втыкает одну булавку за другой. И что самое печальное, сегодня Чистый переулок практически не может ему в этом помешать. И обе стороны это прекрасно знают.

Ахиллесова пята эта - Украина. О том, как и почему так получилось, мною в свое время была написана статья "Украинский вопрос как супероружие Фанара". Принципиально ничего в описанной там схеме не изменилось, и пока что мы видим, как Варфоломей успешно реализует ее, этап за этапом.

Его цель – Всеправославный (то есть, по сути, VIII Вселенский) Собор. Относительно того, что таковой "Собор" превратится, под руководством нынешних вождей официального православия, в модернистско-экуменический конгресс, особых сомнений нет. Возможности открываются совершенно запредельные – ведь де-юре можно будет пересмотреть любую каноническую норму, утвержденную предыдущими Вселенскими Соборами. Это и вопрос о новом календаре, и о женатом епископате, и о постовом уставе, и о литургическом модернизме, и т.д., и т.п. А также и о возможности евхаристического общения с римо-католиками и прочем экуменическом сближении. Сложно представить, чтобы такие ветераны экуменизма, как Патриархи Варфоломей и Кирилл, устояли бы перед искушением перевернуть все верх дном. И по собственно богословским вопросам меж ними вряд ли возникнут разногласия.

В настоящее время идет спор (чтобы не сказать торг) относительно того, кто какими реальными активами будет владеть и распоряжаться. Собственно, основные активы находятся в руках Московской патриархии, но у Константинополя имеется инструмент шантажа – больной вопрос украинской автокефалии. Потому все переговоры шли, идут и будут идти по очевидной схеме: Варфоломей будет просить дать ему то, это, вот то, и еще вот то, это и вот это (и т.д.), иначе – "дам волю УПЦ". Кстати, "Саммит пентархии" в очередной раз напомнил о том, что у греков такая возможность есть: в документах Собора указывается, что границы автокефальных Церквей признаются таковыми, какими они были на момент получения Томоса об автокефалии. Это означает, что Украина не является канонической территорией РПЦ МП.

Список пожеланий Константинополя, как можно судить, не намного короче того списка, который имеется у крайне избалованного и эгоистичного ребенка накануне дня рождения. Но все хотения определяются двумя требованиями, составляющими чаемый идеал. Во-первых, Константинополь желает получить в управление, в качестве своей "канонической территории", всю православную диаспору. Во-вторых, иметь некие эксклюзивные права на вмешательство в жизнь автокефальных поместных Церквей, то есть стать действительно неким "восточным Ватиканом", Вселенским патриархатом не только по титулу, но и по реальным полномочиям.

Ну а поскольку всего-всего за раз получить не удастся, то Фанар попробует выдоить себе хотя бы какую-то "приемлемую" часть от заветного списка.

В этой ситуации переговоры с РПЦ МП будут иметь ключевое значение, и вращаться они, так или иначе, будут вокруг Украины. И здесь возможно где-то три сценария.

Первый, он же наиболее вероятный и наихудший. Чистый переулок после споров, громких слов и хлопанья дверями соглашается на предложения Фанара. В обмен на это Константинополь выступает в поддержку имеющегося в Украине статус-кво. Далее – Всеправославный (?) Собор с последующим модернистско-экуменическим финалом. Украинские автокефалисты в пролете, но кому они тогда будут нужны?

Второй, наилучший и потому почти нереальный. Московская патриархия жестко противодействует Константинополю. При этом, чтобы обезопасить себя на украинском направлении, резко тормозит украинизацию УПЦ МП и ставит под контроль церковное управление в Украине. Канонически это вполне возможно – греки делали вещи куда более серьезные, и ничего, с рук сходило.

Дальше, почти наверняка, это вызовет раскол. Тогда в противовес автокефалистам в Украине учреждается экзархат РПЦ МП, национально русский по своей ориентации. Очевидно, что в его составе захотят остаться как минимум свыше половины приходов УПЦ МП. Разумеется, все это нужно готовить, но время на подготовку у Чистого переулка еще есть. В итоге, РПЦ МП даже в случае нового раскола в Украине сохранит свои основные позиции, и даже каноническая санкция Константинополя автокефалистам мало что изменит. В этом случае, "Всеправославный Собор" без участия РПЦ МП превращается не в историческое событие, а в эпохальный фейк. О котором можно забыть.

Впрочем, о таком сценарии здесь упомянуто скорее для полноты картины, так как его реализация Патриархом Кириллом – вариант совершенно фантастический. Прежде всего, потому, что он сам хотел бы, в силу своего экуменического мировоззрения, созвать Всеправославный Собор – при условии, что будет в нем играть достойную, с его точки зрения, роль. Ну а, кроме того, чтобы осуществить вариант номер два, нужно быть готовым идти на жесткое противостояние с украинской властью. А это для Чистого переулка, с его неосергианской психологией, является чем-то запредельным.

Третья схема, самая дурацкая, но не вполне невозможная. Москва тянет и тянет вопрос с Собором, и тогда Фанар решает вопрос радикально. УПЦ МП получает автокефалию, в обмен на которую украинское священноначалие (а равно и светские власти) обязуются всемерно поддерживать Константинополь при проведении Всеправославного Собора. Поскольку все будет сделано резко, и никакая подготовительная работа для создания, в час "Х", русского экзархата в Украине РПЦ МП проводиться не будет, большая часть прихожан УПЦ МП последует за автокефалистами. В итоге, по количеству приходов и монастырей, новая независимая Украинская Церковь окажется равномощной РПЦ МП – и потому отсутствие последней на Соборе уже не будет критичным.

"Неопентархия" – явление довольно странное. И это "представительное собрание" было бы смешным, если бы не имело в своем распоряжении такое замечательное орудие шантажа, как украинский вопрос. Именно его наличие резко повышает их шансы на успех.

А это значит, что созыв так называемого Всеправославного Собора становится вполне реальным в обозримом будущем. Что это будет за Собор – тоже, в общем, понятно; ничего хорошего тут ждать не приходится. Вероятнее всего, он станет окончательной вехой, которая не только богословски, но уже формально, обрядово и институционально, отделит экуменическо-обновленческое "мировое православие" от старостильников, ИПЦ и прочих представителей Православия "альтернативного". И это будет уже зримо для всех, и для многих, вероятно, окажется решающим фактором в деле их личного церковного выбора. Ибо спор между "умеренными" киприанитами и их радикальными оппонентами становится тогда бессмысленным.

Что ж, сие и бу́ди, бу́ди! И пусть мертвые погребают своих мертвецов.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования