Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
08 сентября 13:11Распечатать

Светлана Вайс. «ОБЕЩАТЬ – НЕ ЗНАЧИТ ЖЕНИТЬСЯ!» Как Россия сгубила архимандрита Закхея (Вуда) - теперь уже бывшего представителя ПЦА при Московской патриархии


Дела о диффамации всегда вызывают у граждан неподдельный интерес и живую заинтересованность. Поэтому архимандриту Закхею (Вуду) я не завидую.

События, произошедшие в Москве с представителем Православной Церкви в Америке (ПЦА) на ее Московском подворье, могли бы произойти в любой социальной сфере, поддающейся простому человеческому пониманию и сочувствию – мог случиться политический скандал, финансовые неурядицы, взаимные распри духовенства, административные ошибки и канонические расхождения – и мы бы, обсудив и посудачив, вскорости забыли бы о них. Распри на церковно-бытовой почве уже наскучили своей однообразностью.

Но даже, если бы архимандрит Закхей оказался двойным шпионом и агентом Моссада – это бы не вызвало такого шока, как тот факт, что представитель ПЦА при Московской патриархии, имея в народе модную нынче репутацию персоны с "легким флером концептуальности", проявил притязания к обычной женщине. И даже то, что облечен он высоким монашеским званием архимандрита, подразумевающим соблюдение целибата, несколько отодвинулось на второй план.

Православное медийное пространство по обе стороны Атлантики напряглось и замерло в ожидании подробностей. А пауза затянулась. И по закону жанра в этот момент в прессу стали просачиваться самые нелепые предположения. Ну, первое, это, естественно, заговор в ПЦА. С целью компрометации блаженнейшего Митрополита Ионы. Здесь уместно спросить – зачем так далеко было ехать, чтобы компрометировать?.. Во-вторых, сговориться могли "злые силы" РПЦ МП все с той же целью, а, может, и еще с какой, идущей более глубоко. Церковные административно-политические версии выдвигались вяло и интереса не вызывали – православный народ ждал интересных деталей, обстоятельств и мотиваций.

Официальная канцелярия ПЦА в Сойоссете обескуражено молчала, затягивая паузу непозволительно долго. Нарушив рутинное расписание работы, это событие заставило собираться административное духовенство в кабинете епископа Мелхиседека – временно исполняющего обязанности канцлера, как на подпольную сходку, и плотно прикрывать за собой двери. Конфиденциальность и неразглашение были приняты за основу в расследовании этого, свалившегося на ПЦА так некстати, дела. Из ящика письменного стола извлекли брошюру, изданную в ПЦА под названием "Policies, Standards, and Procedures of the Orthodox Church in America on Sexual Misconduct" – 33 страницы убористого текста о том, что может повлечь за собой половая распущенность духовного лица. И принялись изучать. Милейший и один из старших по возрасту владыка Милхеседек вскоре был доставлен в больницу.

Тем временем как-то стало понятно, что барышня, которую архимандрит Закхей то ли обидел, то ли не пожалел, судя по всему, вовсе не "русская матрешка", которые промышляют в Москве знакомствами с доверчивыми иностранцами, добиваясь их расположения путем смешивания клофелина с шампанским, а человек, знакомый с принципами американского судопроизводства. Некий аналог "горничной", которая вывела на чистую воду главу Всемирного банка.

Случившееся в ее жизни московское приключение настолько изменило ее самосознание и, по всей видимости, задело самолюбие, что она правдиво, насколько это возможно в данной ситуации, изложила события с о. архимандритом на листе бумаги и отправила этот лист в канцелярию ПЦА. Вообще-то я ее во многом понимаю: отец Закхей, будучи в расцвете лет и сил, некогда занимался греко-римской борьбой, внешность имеет привлекательную, а манеры обаятельные. Слава ловеласа тянется за ним еще из США, а ничем не подтвержденный слух о "нетрадиционности" придает образу сановного монаха лишь легкий постмодернистский оттенок.

Долго ли будет сопротивляться женская ментальность, не замешанная на логике и склонная к испытанию новых эргономичных форм граблей, против напора такой харизмы? Гореть в огне? – так это потом! А упустить шанс из-за каких-то нелепых формальностей, придуманных мужиками, – это вряд ли! Этой истории не одно тысячелетие и, смею предположить, еще немало лет впереди.

Сила женской обиды измеряется космическими масштабами, и, зная этот природный феномен, американское законодательство имеет некоторый перекос в сторону защиты женщины. Мужиков в судебных инстанциях, по всем законам добра и красоты, раздевают до нитки. Расследуют все, что бы женщина им ни предъявила. По такому же принципу, чтобы не вступать в противоречие с государством, расследуются и церковные дела, связанные с какими бы то ни было нарушениями.

Принеси она подобное заявление в соответствующий отдел Московской патриархии (что и случается довольно часто), женщина не получила бы 100 % гарантии в том, что она "мужику уж нервы-то потреплет". "Замять", "отбояриться", "пустить побоку" - эти обороты не переводятся на английский впрямую, и в ПЦА все заявления принимаются к рассмотрению, конечно, после установления вменяемости подателя. Вменяемость в нашем случае была установлена. Обстоятельства изучены. И похоже, что некоторые способности отца Закхея сильно поразили православное духовенство ПЦА.

Очень хорошо понимая масштаб случившегося и неотвратимость последующего, отец Закхей… спрятался. В московской больнице – это советский народный способ "косить" от армии и суда. Православные с русскими корнями правильно поняли его тактику, а американцы, незнакомые с реалиями российского быта, были озадачены желанием отца Закхея в данных обстоятельствах срочно сделать колоноскопию. Зачем он это обнародовал для прессы, неясно (попытка спрятаться за намеком на "нетрадиционность"?), но, может, он в чем-то и прав.

Неприятную окраску это дело приняло, когда отец Закхей, не обнаруживая себя визуально, общаясь с руководством только по телефону, официально обратился к услугам адвоката, о чем не преминула сообщить пресса. По американским понятиям, он сделал естественный шаг – американцы обращаются к адвокатам в предчувствии беды. Русские граждане идут к адвокату, когда выхода уже почти нет, и когда надо передать взятку судье. Эта разница в национальных традициях разделила православных в их отношении к архимандриту. Но общественное мнение в данном случае вряд ли будет приниматься во внимание, и с того момента, когда отец Закхей отказался прибыть в США по требованию Митрополита Ионы, дело приняло более серьезный оборот.

До этого обстоятельства ход дела еще позволял надеяться на какое-то человеческое понимание и более снисходительное расследование, основанное на показаниях обиженной женщины. Даже воспрещение совершать богослужения и священнодействия, которое митрополит Иона наложил на отца Закхея, не имели силы запретительного закона. Обстоятельства вынужденного отпуска духовного лица не подразумевают окончательного запрещения в служении, и соответствующая фраза достаточно ясна в английском тексте, но ее смысл несколько размылся в русском переводе. Хотя в ПЦА все же несколько удивились, когда отец Закхей неожиданно прибыл в храм великомученицы Екатерины на Всполье для служения Литургии.

Тем, кто впервые слышит об этой истории, уже хочется воочию посмотреть на архимандрита Закхея – да? Но нет. Он продолжает оставаться в недрах российских медицинских учреждений и не озвучивает своей версии происшедшего. Эдакий "неуловимый Джо" из старого русского анекдота на американскую тему. А без этой истории расследование начаться не может.

Хуже другое обстоятельство, касающееся уже не одного конкретного человека, а целого отряда церковного духовенства, так называемого "кабинетного монашества". Иногда его еще ошибочно называют "ученым монашеством". Нести смиренное послушание в шикарных офисах при храмах в различных столицах мира – такое испытание мало кому под силу. Кто это вообще придумал? Я понимаю, что возможность такого послушания лоббировалась столетиями, но тогда, святейшие и блаженнейшие, решайте кадровый вопрос с учетом личных качеств монашествующего духовенства. Не заставляйте прихожан, глядя на клир, пускать слезу при виде бледных юношей, отравленных спермотоксикозом, и отводить взгляд от благообразных лиц тех, кто уже решил эту проблему не самыми праведными и каноничными способами.

Есть статистика, что американские граждане выдерживают командировки в Россию длительностью не более двух-трех лет. По такому принципу уже давно работают посольства, консульства и торгпредства. Сроки службы собкоров в большинстве случаев не превышают одного года. Далее у граждан начинаются необратимые процессы – алкоголизм, попытки брать и давать взятки, игнорирование закона, препирательства в общественных местах и в числе прочего – потеря морального ориентира и самоконтроля, кажущееся чувство вседозволенности.

Именно такую шутку, как мне кажется, и сыграла судьба с отцом Закхеем, проработавшим в Москве девять лет. Учитывая его большую должность, связи, коммуникабельность, политическое положение и статус настоятеля московского храма и американского представителя, можно предположить, что почувствовал он себя в несколько другом измерении, чем раньше, и дал волю чувствам, на которые не имеет права.

Но то, на что иногда закрываются глаза в среде российского духовенства, строго соблюдается в других церковных юрисдикциях. И обнаруживается это, как правило, в самый неподходящий для всех момент.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования