Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
24 июня 14:04Распечатать

Иерей Виктор Добров. НЕОБХОДИМАЯ СТУПЕНЬ. О кано-ничности приема ижевских священников РПЦ МП под омофор Митрополита РПЦЗ(А) Агафангела


Автор - клирик Восточно-Американской епархии РПЦЗ(А); статья публикуется в порядке дискуссии и не отражает позицию редакции.

Рассмотрение вопроса каноничности приёма клириков МП
под омофор первоиерарха Зарубежной Церкви
в свете Окружного Послания Собора РПЦЗ 1927 года
и Соборной Резолюции IV Всезарубежного Собора РПЦЗ 2006 г.

Знаменательное событие приема священников-ижевцев под омофор первоиерарха РПЦЗ(А) с сохранением за принятыми приходами статуса юрисдикции Московского патриархата оказалось для некоторых чад Зарубежной Церкви деянием неудобовразумимым, а для многочисленных недругов нашей Святой Церкви - очередной возможностью обрушиться на неё с необоснованными, как всегда, "каноническими" обвинениями.

Обвинения недоброжелателей в адрес деяния Синода РПЦЗ дошли то такого абсурда, что прозвучали не только обвинения в изменении Синодом традиционного курса и отношения к МП, но даже обвинения в унии РПЦЗ с раскольничьей, созданной Сталиным в 1943 году, экуменической "гундяевской" патриархией!

Подобное положение расшатывает стабильность Зарубежной Церкви, в связи с чем хотелось бы поделиться с верными чадами РПЦЗ несколькими мыслями.

Думается, что раз и навсегда необходимо определиться с абревиатурой "МП" и строго разграничить понятия "Московский патриархат" и "Московская патриархия", отнеся первое к Российской Церкви, а второе - к советской.

К сожалению, недруги РПЦЗ успешно жонглируют словами и лукаво ставят между названиями "МП", "Московская патриархия" и "Московский патриархат" знаки равенства, игнорируют существенную разницу между апостасийным руководством МП и православной паствой, под одну гребенку стригут и Патриарха Кирилла (Гундяева), и верующий русский народ. Делают они это с одной целью - дестабилизировать, расколоть, а по возможности и оторвать что-то от РПЦЗ.

Особенно отвратительным все это представляется оттого, что подстрекатели эти вовсе не обеспокоены своим собственным неканоничным положением, а подстрекаемые - происхождением "канонических" откровений из расколов и парасинагог.

Рассмотрим Окружное Послание Собора РПЦЗ 1927 г. - документ, который заложил каноническую основу традиционному курсу Зарубежной Церкви в Ее отношении к сергианам и к Московскому патриархату (выдержки из Послания приложены ниже).

Из разбора этого документа в свете приема клириков МП нельзя не сделать следующие выводы:

1. Ничего нового, противного прежней своей исторической позиции, Синод РПЦЗ не вводил и исповедует традиционное отношение РПЦЗ к Московскому патриархату, сформулированное в Окружном Послании Собора РПЦЗ от 27 августа 1927 г.

2. Как первый первоиерарх РПЦЗ Митрополит Антоний (Храповицкий) решительно отвергал Сергия, но не Московский патриархат в лице исповедников веры и верного духовенства, так и нынешний первоиерарх РПЦЗ Митрополит Агафангел (Пашковский) и возглавляемый им Синод РПЦЗ, решительно отвергая сергианство, экуменизм и гнилое руководство Московской патриархии, не отвергаются современных исповедников веры, верного духовенства и мирян МП.

2. Из приведенного Соборного документа видно, что Митрополит Антоний, архиереи и духовенство РПЦЗ рассматривали себя законно и канонично пребывавшими в составе РПЦЗ и в составе Московского патриархата одновременно, а угрозу исключения своих имен из списка Московского патриархата считали деянием неканоничным.

3. Очевидно, что Московский патриархат, о котором говорится в Соборном документе, и созданная Сталиным в 1943 г. сергианская Московская патриархия - понятия разные и разные учреждения.

4. Очевидно и то, что покаяние принятых священников МП в сергианстве и в порожденном им экуменизме, которыми сами эти священники себя не запятнали, равнозначно отказу в свое время зарубежного духовенства подписать "Декларацию" митрополита Сергия и духовному присоединению священников МП к РПЦЗ в своем противостоянии Московскому священноначалию, четко обозначенному в Окружном Послании Собора РПЦЗ 1927 г.

5. Заявление принятых под омофор первоиерарха РПЦЗ клириков о сохранении ими своего статуса клириков Московского патриархата полностью соответствует и духу, и букве, и позиции Митрополита Антония (Храповицкого) и всего Собора РПЦЗ, выраженным в Окружном Послании 1927 г.

6. Примечательно, что в Окружном Послании Собора РПЦЗ относительно манипуляций названиями сказано:

"Этим смешением двух различных учреждений — Временного Высшего Церковного Управления заграницей и Архиерейского Синода враги Церкви постарались смутить верных чад ее и углубить церковную смуту за границей".

Как видим, история повторяется, и нынешние враги РПЦЗ(А) снова жонглируют словами "Московский патриархат" , "Сталинская Московская патриархия" и "МП", вводя верных в заблуждение и сея смуту.

7. После издания митрополитом Сергием "Декларации" лояльности, РПЦЗ продолжала пребывать и рассматривала себя в составе Московского патриархата, находилась в евхаристическом общении с верным антисергианским духовенством Московского патриархата, возносила имя Местоблюстителя Митрополита Петра (Полянского) за богослужениями.

8. Согласно Окружному Посланию, Заграничная часть Всероссийской Церкви прекратила сношения лишь с Московской церковной властью, но не порывала с подчиненным ей духовенством, пребывая с непоминавшими митрополита Сергия (Страгородского) христианами в церковном единстве.

Следовательно, духовенство Московской патриархии (в лице временно принятых под омофор первоиерарха РПЦЗ удмуртских клириков), приносящее ныне покаяние в сергианстве и экуменизме, отвращается сергианского раскола и ереси МП, как было ранее объявлено Посланием Архиерейского Собора, тоже отлагается и прекращает сношения с Московской церковной властью, но не вычеркивает своих имен из списка духовенства Московского патриархата, и на основе Христовой Истины восстанавливает свое единство с каноничным священноначалием РПЦЗ, единство в лоне Московского патриархата Российской Православной Церкви.

Временный статус Зарубежной Церкви, определенный для Неё первым параграфом Положения о РПЦЗ, понимался отцами Зарубежной Церкви как статус, который будет продолжаться до тех пор, пока окончательно не определится на грядущем свободном Поместном Соборе Российской Церкви, составленном всеми тремя Её частями: Зарубежной и двумя частями, во Отечестве сущими, - Московского патриархата и Катакомбной. В связи с этим время своего самостоятельного пребывания РПЦЗ видела в подготовке к этому наиважнейшему духовному событию, которое в грядущие времена ознаменует воскресение нашего многострадального Отечества.

Законный Всероссийский Поместный Собор может быть созван только законной канонической властью, которой в силу исторических обстоятельств исключительно обладает предстоятель РПЦЗ.

В связи с этим на плечах Митрополита Агафангела (Пашковского) лежит обязанность продвижения Церкви к грядущему Поместному Собору, и временный прием под омофор первоиерарха РПЦЗ клириков МП с сохранением за их приходами статуса Московского патриархата является деянием Синода РПЦЗ, не только канонически обоснованным, но и дальновидным.

Как дальше будут развиваться события с приходами МП трудно сказать, но можно предположить, что предстоящий "Восьмой Вселенский Собор" явится духовным катализатором для многих чад МП к тому, чтобы им объединятся вокруг сформировавшегося уже под омофором предстоятеля РПЦЗ ядра. Можно предположить, что в случае их значительного притока не исключена возможность восстановления для них Синодом РПЦЗ каноничного епископата Московского патриархата с поставлением новых епископов или исправления хиротоний присоединяющихся епископов МП, как это было сделано ранее для настоящих катакомбных христиан, принятых в общение с Зарубежной Церковью осенью 2008 года.

Если Окружное Послание Собора РПЦЗ 1927 года заложило основу отношения РПЦЗ к сергианской МП, то Соборная Резолюция IV Всезарубежного Собора 2006 года подвела взаимоотношениям с МП канонический итог. В связи с этим, рассуждая о традиционном курсе РПЦЗ, вполне уместно рассмотреть и Резолюцию IV Всезарубежного Собора (текст Резолюции см. ниже), который созывался именно для того, чтобы окончательно разрешить проблему взаимоотношений Зарубежной Церкви с Московской патриархией.

Если деяния Синода РПЦЗ по приему клириков МП и определения канонического статуса принятых с ними приходов вписываются в канонические рамки означенных двух эпохальных документов, мы будем вынуждены констатировать, что Синод РПЦЗ продолжает неизменно следовать своему традиционному курсу.

Необходимо отметить, что, являясь голосом полноты Зарубежной Церкви, утвержденным Архиерейским Собором РПЦЗ, сия Резолюция наделена в Зарубежной Церкви непререкаемым моральным и каноническим авторитетом.

В документе Резолюции IV Всезарубежного Собора говорится, что "в благоприятное для сего время будет восстановлено, на основе Христовой Истины, единство в Русской Церкви, открывающее нам возможность служить вместе и причащаться от единой Чаши".

При этом высший соборный авторитет - Всезарубежный Собор - определил, что для вступления РПЦЗ с духовенством МП в евхаристическое общение достаточнo со стороны священноначалия МП только прекратить свою экуменическую деятельность:

"Из обсуждений на Соборе видно, что участие Русской Православной Церкви Московского Патриархата во Всемирном совете церквей вызывает смущение в среде нашего клира и паствы. Мы с сердечной болью просим священноначалие Русской Православной Церкви Московского Патриархата внять мольбе нашей паствы о скорейшем устранении этого соблазна"

И далее Всезарубежный Собор указует, когда будут урегулированы остающиеся разногласия и восстановлено полное церковное общение и единство Поместной Российской Православной Церкви, ибо предначертанное Резолюцией евхаристическое общение участвующих в грядущем совместном Соборе сторон - не цель, но необходимое условие для проведения Поместного Собора:

"Грядущий Поместный Собор Единой Русской Церкви урегулирует и остающиеся неразрешенными церковные вопросы", Собор на котором "необходимо подтвердить на будущее канонический статус Русской Зарубежной Церкви, как самоуправляемой части Поместной Русской Церкви, в соответствии с действующим Положением о Русской Православной Церкви Заграницей".

Очевидно, что указанное Соборной Резолюцией благоприятное время ныне явно исполняется на нас, а приём под омофор Митрополита Агафангела священников МП - это необходимая и уже преодоленная ступень на пути грядущего Поместного Собора.

Дополнительный материал:

Выдержки из Послания Собора РПЦЗ 1927 года:

Окружное Послание Собора Архиереев Русской Православной Церкви Заграницей от 27 августа/9 сентября 1927 г.

Вместе с этим послание осуждает наше заграничное духовенство и паству за неверность советской власти и за выступления против нее, требуя от духовенства дать письменное обязательство в полной верности советской власти "во всей своей общественной деятельности", угрожая, в случае неисполнения этого требования исключить наших духовных лиц из состава клира Московской Патриархии.

Можно ли почитать законным постановление Временного Патриаршего Синода об увольнении от должностей и исключении из клира Московской Патриархии архипастырей и прочих священнослужителей, если они откажутся дать письменное обязательство о верности советской власти?

Такое постановление Синода не может быть признано законным и каноническим.

Не можем не отметить того, что рука врагов Церкви оказала свое влияние на то место послания, где оно говорит о нашем Архиерейском Синоде. Совершенно неправильно отмечает послание, будто Святейший Патриарх наш в 1922 году закрыл наш Священный Синод. Мы должны заявить, что в указанное время был закрыт не настоящий наш Архиерейский Синод, а Временное Высшее Церковное Управление заграницей. Настоящий наш Синод не закрывался ни Святейшим Тихоном, ни его преемниками по управлению Церковью, хотя всем им было хорошо известно о его существовании, что подтверждает теперь и сам митрополит Сергий и его Синод, не решаясь однако объявить о закрытии его. Этим смешением двух различных учреждений — Временного Высшего Церковного Управления заграницей и Архиерейского Синода враги Церкви постарались смутить верных чад ее и углубить церковную смуту за границей.

Заграничная часть Всероссийской Церкви должна прекратить сношения с Московской церковной властью в виду невозможности нормальных сношений с нею и в виду порабощения ее безбожной советской властью, лишающей ее свободы в своих воле изъявлениях и канонического управления Церковью

Заграничная часть Русской Церкви почитает себя неразрывною, духовно-единою ветвью великой Русской Церкви. Она не отделяет себя от своей Матери Церкви и не считает себя автокефальною. Она по-прежнему считает своею главой Патриаршего Местоблюстителя митрополита Петра и возносит его имя за богослужениями.

Если последует постановление митрополита Сергия и его Синода об исключении заграничных епископов и клириков, не пожелавших дать подписку о верности советскому правительству, из состава клира Московского патриархата, то такое постановление будет неканоничным.

Митрополит Антоний,
архиепископ Феофан,
архиепископ Серафим,
епископ Сергий,
епископ Гавриил,
епископ Гермоген,
епископ Феофан,
епископ Дамиан,
епископ Серафим,
епископ Тихон.

Соборная Резолюция IV Всезарубежного Собора РПЦЗ 2006 г

Сан- Франциско: 11 мая 2006 г.

Мы, участники IVВсезарубежного Собора, собравшиеся в богоспасаемом граде Сан-Франциско, в благодатном присутствии Одигитрии Русского Зарубежья Курско-Коренной Иконы Божией Матери и святых мощей Святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского, в трепетном сознании ответственности, лежащей на нас, в послушании Архипастырю—Христу, во всецелом доверии и любви пастырей и мирян ко своему Первоиерарху, Высокопреосвященнейшему Митрополиту Лавру и Архиерейскому Собору, свидетельствуем, что, как верные чада Святой Церкви, будем преклоняться воле Божией и подчиняться решениям предстоящего Архиерейского Собора.

Мы, архипастыри, пастыри и миряне, члены IVВсезарубежного Собора, единодушно выражаем свою решимость уврачевать раны разделения внутри Русской Церкви — между ее частями во Отечестве и за рубежом. Нашей Пасхальной радости сопутствует великая надежда, что в благоприятное для сего время, будет восстановлено, на основе Христовой Истины, единство в Русской Церкви, открывающее нам возможность служить вместе и причащаться от единой Чаши.

Выслушав доклады, прочитанные на Соборе, и сообщения Комиссии по переговорам со встречной Комиссией Московского Патриархата, и высказанные в прениях различные точки зрения, мы выражаем наше соборное согласие с тем, что необходимо подтвердить на будущее канонический статус Русской Зарубежной Церкви, как самоуправляемой части Поместной Русской Церкви, в соответствии с действующим Положением о Русской Православной Церкви Заграницей.

Из обсуждений на Соборе видно, что участие Русской Православной Церкви Московского Патриархата во Всемирном совете церквей вызывает смущение в среде нашего клира и паствы. Мы с сердечной болью просим священноначалие Русской Православной Церкви Московского Патриархата внять мольбе нашей паствы о скорейшем устранении этого соблазна.

Мы уповаем, что грядущий Поместный Собор Единой Русской Церкви урегулирует и остающиеся неразрешенными церковные вопросы.

Преклоняясь пред подвигом Святых Новомучеников и Исповедников Российских, прославленных как Русской Зарубежной Церковью, так и Русской Церковью во Отечестве, мы видим в них тот духовный мост, который возносится над пропастью пагубного разделения в Русской Церкви и делает возможным восстановление чаемого всеми церковного единства.

И мы, члены IV Всезарубежного Собора, обращаемся к нашим братьям и сестрам по вере на возрождающейся нашей Родине словами Пасхального песнопения: "Пасха! Радостию друг друга обымем!"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования