Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
23 июня 14:53Распечатать

Священник Яков Кротов. ОБ ИСТИННОМ АНТИКЛЕРИКАЛИЗМЕ. Что бы государство ни дало вере, это неизбежно превратится в гвозди и молоток для распятия


Антиклерикализмы бывают разные. Само слово возникло в XIX веке: в виде прилагательного в 1845 году, а существительное в 1886-м. Но как же всевозможные антиклерикальные сатиры и движения, которые сопровождают христианство - и не только христианство - на протяжении тысячелетий?

Не всякий, кто бит нагайками, революционер, говорил Максим Горький, но и не всякий, кто бьёт нагайкой - монархист. Нападки на церковные институты за их влияние на общество могут быть вызваны разными причинами.

Французские революционеры наводили террор на духовенство, чтобы занять освободившееся место. Религиозные деятели слишком влиятельны - слишком влиятельными должны быть секулярные институты! Священник читает нравоучения девицам? Пусть это делает уполномоченный светским государством учитель. В современной России до сих пор такой антиклерикализм налицо. Кто-то должен воспитывать, внушать идеалы.

Это, собственно, не антиклерикализм, а альтернативный клерикализм. Был культ Христа, даёшь культ Разума. Достаточно почитать Евангелие, чтобы заметить, что Господь Иисус Христос, хотя и ездил на осле (и именно поэтому, возможно), был вполне разумным существом. "Горе от ума" - лишь упрощённый вариант Страстной недели, где русские дворяне играют роль еврейских старейшин, а Софья - роль Израиля, невесты Господней, которая предпочла не умного и порядочного, а... эффективного менеджера.
Мнение девиц при этом не интересует ни священников, ни учителей, ни папу римского, ни президента. А у девиц есть мнение, очень определённое и очень разумное. Учителю, научися сам. Точнее, учительнице, научися сама! После Фурцевой - молчали бы уж...
Нельзя считать адекватным антиклерикализмом и ворчание на духовенство, которое началось задолго до Христа. Израильские первосвященники получали намного больше - даже с учётом инфляции - патриархов московских, так что конкуренция была жесточайшая, с кровавыми разборками прямо в Храме. Однако, никто и не помышлял ликвидировать духовенство как явление. Точно так же в Средние века над церковными аппаратчиками смеялись, на них дулись, от них старались держаться подальше, но их необходимость никто не отрицал. Точно так же в современной России - как и в дореволюционной - человек будет ворчать на продажное и корыстолюбивое духовенство, но отвергнет идею превращения России в обычное европейское государство - политкорректное, толерантное, с равными возможностями для всех религий. Как можно! Ворчать ворчим, но базовым остаётся лозунг: "Кто не кормит своё духовенство, обречён кормить чужое!" Религиозная безопасность - в смысле, монополия - идёт в комплекте с безопасностью продовольственной, государственной, образовательной и т.п.

Такой средневековый, холопский антиклерикализм развращённое духовенство презирает, святого - боится, но больше всего боится вообще оказаться без эксперта по религиозным делам. Пусть ни во что не вмешивается, но чтобы ограждал! Используя современный русский жаргон, можно это явление назвать какбы-антиклерикализм. Увы, такого какбы-антиклерикализма предостаточно и в европейских странах.

Нормальный, здравомыслящий антиклерикализм, который не призывает ни уничтожать попов, ни заменять их на усовершенствованные модели учителей, - это антиклерикализм Евангелия. Христос спорит с саддукеями, фарисеями, книжниками, но ни разу с духовенством. Когда Его силком ставят перед первосвященником, Он просто молчит. Вот это молчание Христа и есть то, что отдельные слишком разговорчивые христиане обзывают "секуляризмом". Это не секуляризм, отцы и матери, это смирение или, говоря языком старика Канта, взрослость, совершеннолетие. В Храм ходим, но ничего от Храма не просим, а предложат - не брать. Тем более, ничего не брать для Храма у государства. Что бы государство ни дало вере, это неизбежно рано или поздно превратится в гвозди и молоток для распятия Того, в Кого веруем. Рано или поздно - но ведь лучше никогда!


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования