Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
05 апреля 14:38Распечатать

Валерий Емельянов. ЛИВИЙСКИЙ ПАРАДОКС. "Не очень религиозная" ситуация на Ближнем Востоке глазами публициста, пишущего на религиозную тему


Уже давно меня не покидает ощущение того, что пресловутая "религиозная журналистика" неоправданно сужает сферу своих интересов. В фокусе ее внимания находятся в первую очередь сюжеты из внутренней жизни Церквей и религиозных общин, и в гораздо меньшей степени - вопросы взаимоотношений между ними. Очень мало отражаются религиозными СМИ мировоззренческие и богословские проблемы, если, конечно, обращение к ним не обусловлено задачами апологетики той или иной религиозной группы.

Но самым серьезным недостатком видится то, что "религиозная журналистика" упорно не желает вводить в сферу своего освещения весь спектр актуальных и интересных событий нашего времени, пусть даже в основе своей и не имеющих "религиозной составляющей". Ведь чего так не хватает журналистике вообще - так это анализа, или даже просто видения фактов и событий сквозь призму разума, настроенного на волну некоего Высшего, неважно, обозначается это высшее тремя буквами ("Бог"), или пятью ("Аллах"), или шестью ("Творец"). А ведь такое видение позволяет воспринять проблему более взвешенно, глубинно и панорамно, нежели страдающая от избытка эмоций политическая публицистика, часто в силу этого не отличающаяся объективностью.

Давайте попытаемся взглянуть в таком вот ракурсе на одну современную актуалию - волнения на Ближнем Востоке, и особенно на их кульминацию - события в Ливии, значение которых вышло за пределы региона.

Конечно, нельзя сказать, что здесь нет "религиозной составляющей", ибо речь идет о регионе-сердце исламского мира, а ислам, кажется, - единственная религия, претендующая на то, чтобы не только влиять на образ жизни человека и общества, но и быть непосредственно этим самым образом жизни. При этом стержнем нынешнего ближневосточного внутриполитического кризиса является не только и не столько религиозный (исламский) фактор. Дело, скорее, в сугубо земных вещах…

Ранее, говоря о возможном развитии событий в арабских странах, автор этих строк отмечал, что, в зависимости от значимости исламского фактора в той или иной стране, выход из нынешнего кризиса может означать либо "исламизацию" (в случае, если в стране существует секулярный режим, как в странах Северной Африки), либо, напротив, "секуляризацию" (если речь идет об "избытке" ислама у шариатских режимов Аравийского полуострова).

Но вот в Ливии ситуация складывается, с точки зрения религиозного фактора, весьма своеобразно. В ливийском обществе присутствует одновременно и "недостаток", и "избыток" исламского фактора. С одной стороны, с 1977 года в стране провозглашено создание "Джамахирии"  ("государства масс"),  основывающегося, как было заявлено, на коранических принципах. Правда, эти принципы, изложенные в небольшой книжечке из трех частей под названием "Зеленая книга" и претенциозно названные "третьей мировой теорией", при более внимательном рассмотрении имеют мало общего с исламом, да и с религией вообще, зато очень много - с анархическими теориями марксистского происхождения. Если с исламом этот труд что-то и объединяет, так это зеленый цвет обложки, а также национального флага каддафиевской Ливии. Достаточно сказать, что на страницах "Зеленой книги" читатель не встретит слов "Аллах", "Мухаммад", "Коран". Зато в предисловии полковника Каддафи, обращенном к советскому читателю, после появления русского перевода книги в горбачевские времена (кстати, первую попытку распространения источника "третьей мировой теории" на русском языке ливийцы предприняли еще в 1983 году, в андроповские времена, на Московской международной книжной ярмарке. Тогда эта попытка была пресечена охраной), имеется красноречивая сентенция, которую мы приводим ниже:

"Я, простой бедуин, который ездил на осле и босым пас коз, проживший жизнь среди таких же простых людей, вручаю вам свою маленькую, состоящую из трех частей Зеленую книгу, схожую со знаменем Иисуса, скрижалями Моисея и краткой проповедью того, кто ехал на верблюде.

Ту, которую я написал, сидя в палатке, ставшей известной миру после того, как ее атаковало 170 самолетов, подвергнувших ее бомбардировке с целью сжечь рукописный черновик моей Зеленой книги. Я прожил годы в пустыне средь ее безлюдных и безбрежных просторов под открытым небом, на земле, покрытой небесной сенью. Сегодня я вижу, как мир переживает великий политический, экономический и социальный кризис. Я собирал поучительные истории, поговорки, я изучил историю. Я нашел, что Зеленая Книга, символ окончательного освобождения от насилия и эксплуатации, достижения свободы и счастья, уже создана человечеством. Мне открылось, что цель людей - счастье. Что счастье - это обещанный или утраченный рай. Путь к нему - свобода. Тот, кто в чем-то нуждается, несвободен, он - раб своей потребности. Тот, кто нуждается, не может быть счастливым, ибо он не свободен. За свободу надо постоянно бороться, чтобы сохранить ее; в этом и заключается радость труда".

C точки зрения ортодоксального мусульмано-суннитского мэйнстрима, Каддафи – еретик. Ведь по его собственным признаниям, он опирается лишь на Коран и не признает сунну Пророка. Кстати, именно поэтому созданная им политическая система не является исламской, шариатской, так как ключевым источником шариата и фикха (исламского законодательства) для суннитского общества (а ливийцы традиционно сунниты) является сунна Пророка Мухаммада. С точки зрения нерелигиозных людей, Каддафи - лидер, пытавшийся реализовать достаточно смелую идею "исламского социализма", что в значительной мере ему удалось, благодаря, в частности, тому, что объемы нефти и поток нефтедолларов в Ливию находятся в обратной пропорции к относительно небольшому количеству населения. Кроме того, следует учитывать особенность ливийской религиозной ментальности. Ислам для ливийца - это, прежде всего, индикатор его культурно-духовной идентичности в противостоянии колонизаторам- "крестоносцам". Поэтому в его картине мира гипертрофированное значение приобретает образ вождя, духовного и политического, но при этом искажен образ христианства, представленный какими-то ку-клукс-клановцами в балахонах, поверженными вождем (концентрированное представление об этом дает помещенная здесь картина Сеифа уль-Ислама аль-Каддафи, в минувшем году представленная в Москве).

Но… Оно, конечно, Каддафи еретик и авторитарный диктатор, но зачем же бомбы кидать?

Да, лидер ливийской революции "брат-полковник" Муаммар Каддафи не всегда делал политику в белых перчатках, равно как и большинство других авторитарных лидеров арабского Востока. Вот только тотального геноцида по отношению к собственным гражданам, как это было в саддамовском Ираке с курдами и шиитами, в Ливии не было. Да и кричащих внутриэкономических проблем тоже. 15 тысяч долларов ВВП на душу населения - самый высокий показатель такого рода на всем африканском континенте. Да и Каддафи вовсе не был, начиная с 2006 года, таким уж жестким оппонентом Запада. После того, как санкции с Ливии снял не кто иной, как главный " крестоносец" мира Джордж Буш-младший, во все отрасли экономики страны устремились иностранные компании, которым, кстати, удалось изрядно потеснить сильное со времен СССР влияние в стране России и российского бизнеса. Единственная ахиллесова пята Ливии - это кланово-племенные противоречия между западом и востоком страны, между Триполитанией и Киренаикой. В последние годы с регионом Бенгази часто возникали проблемы, хотя и не очень острые. Нюанс в том, что большая часть главного богатства страны - нефти - сосредоточена именно на востоке, на шельфе залива Большой Сирт, и местным вождям очень-очень и давно хочется прибрать эти богатства.

В принципе, целью тех, кто стоит за управляемым с помощью современных информационно-политических технологий "хаосом" на Ближнем Востоке, является смена несколько позадержавшихся у власти коррумпированных лидеров, без каких-либо изменений по существу. В Египте удалось в нужный момент оставить бывшего союзника и поддержать оппозицию, при том, что смена режима прошла не самым драматическим путем. В Ливии пытались сделать то же самое, однако ставка на тенденциозную медиа-картинку здесь не сработала. Когда западные политики окончательно уверовали в то, что "кровавый режим Каддафи" доживает последние дни под напором "восставшего гражданского общества" (хотя параллельно из первоисточника поступала несколько иная информация), вдруг оказалось, что слухи о кончине Джамахирии более чем сильно преувеличены и режим имеет солидную социальную поддержку, позволяющую ему переломить ситуацию в свою пользу. А ведь Запад уже официально поддерживает повстанцев и даже установил, в лице Франции, с ними дипломатические отношения. Что делать? Сдавать назад поздно, а вперед идти? Можно, только не под американским флагом... Обаме, пришедшему к власти на фоне обещаний уйти из Ирака и решить афганскую проблему, избиратели не простят новую партию "груза 200", теперь уже из Ливии.

Что ж, решили действовать под трехцветным флагом французской, ну и европейской демократии вообще. Тем более что Париж - главный "обиженный" Ливией. Помимо "непонятки" c финансированием предвыборной компании Саркози, есть и куда более видимые причины "обижаться" на Каддафи - это и требование от французского нефтегиганта "Total" 500 млн долларов компенсации, и предпочтение французскому вооружению славного русского оружия. Ну а дальше события развивались так, как развиваются и поныне.

Каково же резюме всей этой международной политической ситуации на взгляд религиозного журналиста? Прежде всего, соответствующая резолюция ООН номер 1973 не является образцом высокой морали, демонстрируя некомпетентность внешней политики ряда международных организаций и стран, в том числе и России. В резолюции заложена серьезная "бомба", и одним обеспечением режима "закрытого неба" здесь не обойдется. В частности, в документе имеется довольно хитрый пункт, позволяющий ради помощи повстанцам из района Бенгази игнорировать положение пункта 9 предыдущей резолюции ООН, запрещающей направление любых потоков вооружений в сторону Ливии. По сути, санкционируется военная поддержка антиправительственным силам. Все это было очевидно уже в процессе принятия резолюции, однако дипломатия медведевской России, плетущаяся в хвосте событий на Ближнем Востоке, не изменила и здесь своим традициям. Сейчас, правда, МИД активно чешет затылок и кусает локти, однако делать одновременно два этих дела очень затруднительно и непродуктивно.

А лично для автора этих строк стало очевидно, что США и Запад не могут считаться ныне высшим воплощением духовности, тем более - христианской. Признавая успехи США в деле создания свободного правового общества внутри страны и обеспечения свободы идей и религий, с горечью приходится констатировать, что известный тезис о том, что внешняя политика есть продолжение политики внутренней, в отношении этой страны не работает. В таких условиях есть смысл говорить о вовлечении религиозных организаций в международные дела на региональном и международном уровне (можно даже вспомнить идею "религиозной ООН"). Вот только вовлеченность эта должна быть как можно более независимой от курса правительств тех или иных стран, от, условно говоря, "светской дипломатии". Ведь в ситуации с Ливией мы наблюдали, как арабо-мусульманское сообщество дало слишком поспешный карт-бланш на действия Запада, Ватикан оценил ситуацию на основе не очень-то объективной телекартинки, поступавшей в столь драматичный период из Ливии, а российские церковники вроде бы как тоже зашевелились, но опять же лишь вослед не очень удачливому в данной ситуации МИДу.

На этом можно поставить точку. Хотя, с учетом динамизма развивающейся ближневосточной ситуации, более уместным будет многоточие…


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования