Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
16 февраля 14:26Распечатать

Иван Нелюбов. ПРИВИВКА ПРОТИВ ФУНДАМЕНТАЛИЗМА. Почему исламская революция после Египта не грозит Турции?


На фоне нынешних драматических событий в ряде стран Ближнего Востока и Северной Африки нет недостатка в прогнозах политического будущего этого региона, причем будущего "исламистского". Наблюдатели указывают на чрезвычайно активную роль, которую играет в египетской революции движение "Братья мусульмане", официально запрещенное и загнанное в подполье при Мубараке, однако в реальности игравшее ключевую роль в политической жизни страны. Так же и в гораздо более секулярном и франкофонном Тунисе главным кандидатом на пост президента становится скрывавшийся при Бен Али за пределами страны лидер исламистского движения "Ан-Нахда" Рашид Ганнуши.

Всеобщее социальное недовольство арабского мира окрашивается в зеленые тона. Очаги будущих революций зафиксированы в Сирии, Иордании, Бахрейне и Йемене, зреют протестные настроения и в других странах обширной ойкумены – от западного берега Африки до восточных окраин Индонезии. По сути дела, это паневразийский процесс и паневразийская проблема. И, как таковая, она не может не интересовать и не затрагивать Россию и Турцию – крупнейших геополитических игроков на евразийском пространстве. Тем более, что те или иные предпосылки для "революционной ситуации" можно найти в обеих странах, а российскую коррупционную систему эксперты все чаще сравнивают именно с ближневосточной.

Прогноз "экспорта исламской революции" в Турцию на фоне возможной исламизации власти в Тунисе, Египте и других соседних странах сделал на днях на страницах "Известий" авторитетный российский эксперт по исламу и Ближнему Востоку Александр Игнатенко. Предупредив при этом, что через несколько лет россияне могут уже не попасть на популярные курорты Турции и не походить там в бикини, поскольку в этой стране будет введен шариат. Хотя, оговаривается эксперт, еще несколько ближайших лет поездить будет можно.

На самом деле, именно Турция имеет сильнейшее, как ни одна другая страна исламского мира, противоядие против "исламской революции". Дело в том, что такая революция в Турции… уже произошла. Правда, было это давно, в IX-X веках, с принятием турками-сельджуками ислама, и с тех самых пор в стране активно развивается позитивный потенциал этой революции. А состоит он в том, что оригинальная турецкая модель исламской культуры, как и у всех остальных тюркских народов, исключает политический фундаментализм на религиозной основе, который столь "органично" смотрится в культуре арабской. История не знает прецедентов, чтобы в какой-либо стране тюркского мира ислам проявил себя в экстремистской форме.
Но одного лишь культурно-исторического аргумента здесь недостаточно. Религиозно-фундаменталистские революции должны иметь явные социально-политические предпосылки. Они происходят обычно в странах, которые либо прямо являются колониями, лишь слишком сильно ощущают тотальную зависимость от других стран – геополитических лидеров. Турция сама является геополитическим лидером в своем регионе, благодаря политическим преобразованиям, связанным с провозглашением республики в 1923 году, и успешному экономическому росту.

Такого роста как раз не наблюдается в большинстве стран Ближнего Востока и Северной Африки, которые подсели либо на нефтяную иглу, либо на иглу "братской помощи" со стороны СССР, которой уже давно не поступает. Результатом турецкого финансово-экономического кризиса конца 1990-х годов стала победа на демократических выборах умеренных исламских либералов, которые в сфере экономики оказались куда большими прагматиками и западниками, чем правившие ранее секулярные националисты.

Это подтверждает мониторинг ситуации в Турции, проводимый в рамках российского фонда "Евразийский диалог". Итоги мониторинга и перспективы российско-турецких отношений будут обсуждаться на представительной конференции "Россия – Турция: вместе в XXI веке", которая состоится в МГИМО 25 февраля. Опыт секулярного государства в традиционно мусульманской Турции, считают организаторы форума, весьма востребован в процессе строительства гражданского общества в России, которая сталкивается сегодня с соблазном клерикализации. Развитие институтов гражданского общества, в том числе с опорой на международный опыт и сотрудничество, должно стать надежным противоядием против фундаменталистской альтернативы развития России и Турции.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования