Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
11 февраля 12:14Распечатать

Протоиерей Алексий Лебедев. СЛИЯНИЕ И ПОГЛОЩЕНИЕ. Положение бывшего Патриарха Иерусалимского невозможно оправдать канонически, а решение Митрополита Агафангела исключает РПЦЗ(А) из «диалога осколков» РПЦЗ


Сразу признаю, что известие о том, что отрешенный от должности и пребывающий в заточении в Иерусалиме Патриарх Ириней заявил о своем единомыслии с РПЦЗ(А) и благословил поминать себя во время литургии, очень неожиданное. И поэтому выделяется из общего ряда новостей о неофициальном православии.

Пока что непонятно, по каким каналам произошло взаимопризнание низложенного Патриарха и Митрополита Агафангела – главы самого "умеренного" из "осколков" РПЦЗ, не признавших ее слияния с РПЦ МП. Поскольку доступ к Патриарху Иринею достаточно свободен, и он охотно разговаривает с посетителями через решетку, соответствующее его заявление можно было бы записать хоть на камеру или диктофон. Но ведь нужно было еще догадаться отправить к нему вестника! Кому пришла в голову такая мысль - пожалуй, факт не менее интересный, чем само взаимопризнание. Если учитывать, что этот факт обнародовал лично сам Митрополит Агафангел, то можно сделать предположение, что в этом и заключается ключ к решению вопроса.

На мой взгляд, не стоит относиться к этому факту скептически – мол, низложенный Патриарх ни на что не влияет. Насколько известно, у него до сих пор есть хоть и небольшое, но стабильное количество сторонников и его признает правительство государства Израиль. Изменится что-либо в большой политике, а по арабским странам как раз идет революционная волна, и низложенный Патриарх снова может стать действующим. В истории Церкви такие случаи бывали не раз. С другой стороны, не факт, что при возвращении на престол Патриарху Иеросалимскому будет столь необходима небольшая РПЦЗ(А).

Сегодня интерес Патриарха Иринея к подобному пиару вокруг своего имени важен. Во-первых, как прорыв информационной блокады. Во-вторых, как способ давления на какие-либо внутренние рычаги, о которых мы можем и не знать. В-третьих, вполне возможна и внутренняя солидарность низложенного и обиженного "мировым православием" (WO) Патриарха с курсом и идеями РПЦЗ(А).

Личность Патриарха, который не согласился со своим низложением и уже 5 с половиной лет находится в затворе, также вызывает огромное уважение. В наше время подобная идейность редка, а поэтому удивительна и ценна.

Заинтересованность в укреплении своего авторитета есть и у Митрополита Агафангела. Иерархи его юрисдикции и сам Митрополит постоянно говорят, что они идут "историческим путем РПЦЗ", которая "всегда находилась в общении с Иеросалимским Патриархатом". Имя Патриарха поминалось в монастырях, расположенных в Святой Земле. Кроме того, РПЦЗ(А), ровно в курсе учения киприанизма, старается занимать среднее место между "мировым православием" (не соединяясь с ним в евхаристии, но признавая за церковное сообщество) и ИПЦ (отказывая себе в таком самоназвании). Но одно дело, когда об этом говоришь ты сам, а другое, когда твои слова подтверждают и представители официальной Церкви, пусть и опальные.

Наибольшая ценность подобного взаимопризнания для Митрополита Агафангела и РПЦЗ(А) лежит все-таки в русле решения своих внутренних задач и миссионерских усилий, направленного на РПЦ МП. Ведь одно из самых "ярких" обвинений ИПЦ и "неприсоединившиейся РПЦЗ" со стороны сергиан состоит в том, что их "не признают Поместные Церкви", а значит они являются "самочинными сборищами". То есть признание РПЦЗ(А) со стороны Иеросалимского Патриарха придает ее каноническому статусу необходимый лоск и историческую патину, как бы возвышая эту юрисдикцию над прочими "осколочными" Синодами, ведущими преемство от исторической РПЦЗ.

Так ли это на самом деле? Думаю, что если статус Иринея уже никогда не изменится, то этот случай останется курьезным фактом. Но если низложенный Патриарх вернется на свой престол или, допустим, появится заметная параллельная юрисдикция Иеросалимского патриархата во главе с Иринеем, то значение этого признания резко возрастет.

Пока что идет "игра" на поле возможного. Иерархия РПЦЗ(А) сделала шаг, который уже приносит положительные плоды для внутренней консолидации, а в будущем может иметь и гораздо более серьезное значение. Пусть даже положение Патриарха Иринея не изменится, ущерба для статуса РПЦЗ(А) это не принесет.

А вот для представителей ИПЦ данный шаг должен сигнализировать о том, что в РПЦЗ(А) их рассматривают только как существующий материал для прозелитизма и миссионерства. А все существующие надежды на переговоры и процесс "объединения осколков" здесь рассматривают, если говорить на языке бизнеса, не как "слияние", но как "поглощение".


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования