Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
01 февраля 13:00Распечатать

Евгений Васильев. СЕКТОВЕДЕНИЕ: ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПСЕВДОНАУКИ. Угрозы для светского религиоведения со стороны более активного конфессионального конкурента


Листая сайт Политической экспертной сети, невозможно отделаться от положительного впечатления о формировании новой линии развития страны. Дмитрий Медведев в своем интервью "Российской газете" отмечает особую роль "языка, классической литературы, музыки, живописи, всего нашего культурного богатства", что не противоречит его же утверждению, воспринятому киберпространством в штыки: "У нас богатая и древняя история, и мы по праву ею гордимся. И в то же время Россия - молодая страна". Подтверждение слов президента мы видим, в частности, в одной интересной инициативе, с явной "религиозной составляющей", которая обратила на себя внимание общества накануне 2011 года.

Попытку размещения на билбордах Москвы конституционной статьи "Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом" чиновники посчитали провокацией. Ценности госаппарата обновились с приходом нового, 2011 года, и теперь "в комитете рекламы, информации и оформления Москвы подтвердили, что билборды размещены согласно правилам", что не помешало новостным ресурсам Сети навесить на событие ярлык атеизма.

Переквалификация "российской морали" с заповедей диалектического материализма на законы традиционной веры претерпела поражение. Видимо, этим обусловлено предложение правительства к 2020 году реорганизовать чиновничий аппарат по примеру западных коллег: "В разделе "Инновационное государство" говорится о том, что "к системе государственной власти, так же как к науке, образованию и бизнесу будут предъявляться требования по ее открытию для "внешнего мира". Очевидная перспектива интеграции Российской Федерации в мировое сообщество не вызывает сомнений - этого требует успешное развитие страны. И эта стратегия открывает возможности для реализации свободы совести и вероисповедания в полном объеме. Но реальность нынешней российской жизни пока отличается от этого "прекрасного далека".

В одной из московских школ произошел конфликт между администрацией и двумя ученицами, подозреваемыми в "сектантстве", которые поздравили в канун Рождества своих одноклассников, подарив им Библии. Другой инцидент случился с пастором протестантской церкви Великого Новгорода, вера которого с точки зрения влиятельного регионального СМИ является опять же "сектантством". Служитель получил тяжелую черепно-мозговую травму, у него "сломаны кости лица (височная, верхняя челюсть). Он с трудом добрался до церкви, где ему была вызвана скорая помощь, и он был доставлен в больницу, где сейчас наблюдается в нейрохирургическом отделении. Весь вечер его рвало. Операцию пока делать не будут из-за черепно-мозговой травмы. Сейчас Влад находится в сознании, говорит с большим трудом. Влад не первый, кто был избит за это время". Откуда же в новой России появились идеи о "сектах", почему "антисектантсво" стало чуть ли ни государственной политикой?

Ответ ведет на миссионерскую кафедру при Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете. "Конфессиональное религиоведение" (оно же – "сектоведение") не входит в государственный реестр образовательных предметов, придерживается иных позиций и, фактически, представляет собой вид цензуры для члена религиозного объединения.

Вдаваться в подробности деятельности главного российского "сектоведа" с американским прошлым – разумеется, возглавляющего упомянутую кафедру, - я не считаю уместным в формате статьи, поэтому сошлюсь на анализ основополагающего труда господина Дворкина - "Сектоведение". Один авторитетный научный журнал в 2008 году опубликовал статью "Анти-Дворкин", написанную выпускником Российской академии государственной службы Виктором Сухоруковым. Выводы, основанные на детальном анализе книги, достойны внимания, но комментировать псевдонаучный труд – всегда дело неблагодарное: "Первое – Дворкин не является ученым ни по форме (его степень не признана в России, а звание профессора присуждено церковным учреждением), ни по содержанию (грубейшие логические ошибки, непорядок с источниковой базой не оставляют в этом никаких сомнений). Сектоведение не является ни самостоятельной наукой, ни даже областью знаний в составе какой-либо науки. И, естественно, его опус не является научным трудом. Второе – наука (в особенности, религиоведение) находится в большой опасности, поскольку выступает как объектом устремлений православных, так и их оружием в общественно-политической борьбе. Эта опасность должна быть устранена. Третье – всем здоровым силам общества (в том числе и в особенности научному сообществу) необходимо выступить единым фронтом против таких "ученых" и их организаций (типа РАЦИРС), а также против введения сектоведения даже в религиозное образование, не говоря уж о светском. Четвертое – весьма продуктивной оказывается применение многих методов Дворкина к самой же РПЦ МП. Результат отрезвляет".

Действительно, результаты научных изысканий "сектоведа" в сфере практического применения их результатов отрезвляют. Хочется подчеркнуть точку зрения одного из ведущих религиоведов России, главного редактора журнала "Религиоведческие исследования" Павла Костылева: "Ни конфессионального, ни атеистического религиоведения не существует. Есть либо религиоведение, либо нерелигиоведение".

Взгляд на "феномен" религии через законодательный материал несколько необычен, но, в определенном смысле, - это неизбежный шаг для интеграции России в мировое сообщество. Правовая категория "религиозное объединение" определяет различные формы, позволяющие "исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними" (ФЗ №125 (от 26 сентября 1997 г.), гл.1, ст.3, п.1.). Важно в связи с этим подчеркнуть, что "религиоведение как наука должно иметь предмет и результаты исследовательской работы, а не множество концептуальных домыслов, решающих одну единственную проблему – определение предмета". Для достижения этой цели необходимо искоренять правовой нигилизм, свойственный российскому менталитету в целом, и внедрять инновации в современное российское религиоведение. Иначе религиоведение может постигнуть судьба органа цензуры, либо оно растворится в метатеории как философии мнения.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования