Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
24 ноября 16:41Распечатать

Сергей Бычков. ЮБИЛЕЙ НА РАСПУТЬЕ. К 90-летию Русской Православной Церкви Заграницей. Часть первая


В давних спорах между раздробленными на части православными Церквами часто ускользает самая животрепещущая проблема современности – тяжелейший кризис мирового православия. Говоря о "мировом православии", мы имеем в виду ту общность поместных Церквей, которая ныне существует в мире и по-прежнему признает первенство среди равных Константинопольского Патриарха. Этот кризис поразил мировое православие не вчера. Но сегодня, благодаря современным коммуникациям, его реальность очевидна даже для самых строгих ревнителей.

Прежде всего, она сказывается в неспособности договориться между собой о разрешении первостепенных задач, выдвинутых временем. Разрозненность православных и беспочвенные споры о том, кто из них более верен заветам святых отцов, привели к тому, что мировое православие оказалось не в состоянии созвать даже Всеправославное совещание, не говоря уже о Вселенском Соборе. Тем временем поместные православные Церкви на различных континентах поражены коррупцией, симонией, косностью. И это свидетельствует об общих истоках болезней.

Впрочем, в последние годы наблюдается частичное освобождение от этих пороков в Румынии, Сербии и Греции. Православных недавно потряс смелый шаг Элладской Церкви, опубликовавшей для своих прихожан подробный отчет о поступивших за год материальных средствах и их расходовании. Подобной открытости мировое православие еще не знало! Подобным образом доныне поступала лишь православная автокефальная Церковь в Америке.

И все же положение официальных православных Церквей все чаще вызывает недоумение. Угасают древние, славные своими подвижниками монастыри. На Святой Земле - в монастырях святого Герасима, святого Георгия Хозевита, на горе Искушения и на горе Фавор - проживают по три монаха! Угасает жемчужина православного мира - обитель святой Екатерины у подножия горы Синай. А ведь этот монастырь не был затронут ересью иконоборчества и сохранил поразительную коллекцию древнейших икон и рукописей. Неужели православные не могут собрать необходимые средства для реставрации монастыря и сохранения его уникальной коллекции?

…Мое знакомство с представителями РПЦЗ началось в конце 70-х годов прошлого столетия. Среди представителей московского духовенства мне пришлось общаться с поклонниками РПЦЗ, которые искренне считали, что "зарубежникам" удалось в чистоте сохранить церковные ризы. В основном это духовенство группировалось вокруг Николо-Кузнецкого храма Москвы, и самым ярким и консервативным его представителем был тогдашний диакон Валентин Асмус. Хотя, с точки зрения верного чада Московской патриархии, некоторые страницы истории РПЦЗ должны бы свидетельствовать об обратном: необдуманные выступления в 20-е годы Митрополита Антония (Храповицкого) приводили к усилению гонений внутри СССР на христиан, или обращения Берлинского епископа Серафима (Ляде) к Гитлеру после начала Второй мировой войны. Позже личное общение с некоторыми представителями этой Церкви подтолкнуло меня к парадоксальной разгадке - РПЦ МП и РПЦЗ были похожи друг на друга как однояйцевые близнецы. Идеализация ХIХ столетия как времени расцвета отечественного благочестия, стремление к восстановлению монархии и связь с Высшим Монархическим Советом, поддержка сомнительных претендентов на царский престол, отказ от осмысления перемен, произошедших в современном мире, стремление укрыться от них в гетто - все эти черты роднили обе ветви российского Православия. Они были словно две стороны одной медали. Но самое печальное, что сближало их, - гордое осознание, что только русские - ни греки, ни сербы, ни болгары, ни румыны - сохранили в чистоте и неприкосновенности чистоту святоотеческого Предания.

Затем началось крушение великой советской империи. Представители РПЦЗ, которые ранее могли лишь изредка просачиваться в СССР под видом туристов, смогли, наконец-то на легальных основаниях приезжать на родину предков. Подведение итогов более чем 80-летнего существования РПЦЗ произошло на IV Всезарубежном Соборе, который открылся 8 мая 2006 года в Сан-Франциско. Мне посчастливилось лично присутствовать и быть свидетелем этого исторического Собора. Собор, в отличие от подобных церковных мероприятий в России, протекал вполне демократично. На нем были представлены епископы, священники, монахи и миряне с правом голоса. Каждый день вице-председатели сменяли один другого. Трудно было представить, чтобы председательствующий не предоставил слово делегату, в независимости от того, кто он - мирянин, священник или епископ. В зале заседаний царил дух взаимоуважения и любви. В числе вице-председателей, ведущих заседание, немало было священников. После основополагающих докладов проводился самый широкий обмен мнениями. Прессу, естественно, в зал заседаний не пускали. Но в перерывах делегаты оживленно общались с прессой. Каждый вечер проводились пресс-конференции и регулярно выпускались пресс-релизы.

9 мая, когда с программным докладом выступил архиепископ Германский и Берлинский Марк (символично, что этот доклад прозвучал в день победы над фашизмом), температура в зале заседаний достигла максимума. Еще бы - ведь епископ коснулся самых болевых точек самосознания РПЦЗ и призвал соборян покаяться перед Московским патриархатом: "Любовью к России и ее Церкви была продиктована попытка насадить там свою иерархию. В то время мы думали только о помощи катакомбной Церкви, не имея в виду установить иерархию, параллельную Московской патриархии. Однако, начав впоследствии принимать клириков из патриархии, мы потеряли ясное представление о том, что мы, собственно, делаем в России". На самом деле, в начале 90-х годов, когда епископы РПЦЗ получили возможность вполне легально приезжать в Россию, они решили, что настал долгожданный момент, чтобы создавать "параллельные" приходы и даже епархии. Но священников и епископов невозможно было присылать из США, поэтому они принимали духовенство из Московского патриархата, порой не разбираясь в причинах запрещений, которым были подвергнуты в РПЦ МП некоторые представители этого духовенства.

Покаянная тональность только возросла, когда архиепископ Марк коснулся более далекого прошлого: "Все чаще некоторые клирики Московского патриархата весьма критически отзывались о политике митрополита Сергия (Страгородского), об участии Русской Церкви в экуменическом движении, о промедлении с прославлением святых Новомучеников и Исповедников Российских. Но многим из нас не хотелось прислушаться к этим голосам и поддержать их. Вместо того мы усугубляли противостояние. При этом многие забывали, или старались забыть, что мы сами не пережили никаких лагерей, никакого нажима со стороны властей, и что определенная часть нашей Церкви не столь уж незапятнанной вышла из небольшого опыта сосуществования с другой диктатурой - гитлеровской".

Анализируя страхи некоторых соборян перед грядущим "восстановлением евхаристического общения", архиепископ Марк так определил их природу: "Почему же мысль о сближении с Церковью в России вызывает у многих чад нашей Церкви такое волнение и смущение? Главных причин здесь, на наш взгляд, всего две: страх и недоверие. Страх перед переменами в нашей жизни (которые, тем не менее, неизбежно наступят, согласимся ли мы на сближение или же откажемся от него) и недоверие к партнерам по переговорам. Многие просто не верят иерархам МП, в советское время так или иначе сотрудничавшим с советской властью. Не верят, что они станут соблюдать подписанные соглашения - ведь в советское время подобные документы никогда не гарантировали соблюдения договоренностей. Все это было бы справедливо и оправдано, если бы речь шла о переговорах между двумя мирскими организациями или общностями. Но жизнь Церкви - это прежде всего жизнь таинственная". После окончания доклада в прениях выступили почти 40 человек. Звучали различные мнения, но равнодушных не было. Столь же бурную реакцию вызвал и доклад секретаря "согласительной комиссии" со стороны РПЦЗ протоиерея Александра Лебедева.

20 мая 2006 года завершил свою работу Архиерейский Собор РПЦЗ(Л). Он открылся 15 мая в приюте святителя Тихона Задонского в Сан-Франциско. Основная проблема, которая рассматривалась 11 епископами РПЦЗ, - нормализация отношений с РПЦ МП. Напомним, что основополагающую резолюцию на эту тему с призывом не спешить выработал IV Всезарубежный Собор, прходивший в Сан-Франциско в течение недели. 5 дней понадобилось архиереям, чтобы утвердить разработанные Собором документы.

Резолюция, из-за которой на Всезарубежном Соборе бушевали споры, предельно ясна и лаконична. Она включает 6 пунктов. Первый - об отношении к "Декларации" митрополита Сергия (Страгородского) 1927 года, в которой прозвучали слова, обращенные к богоборческому государству: "Ваши радости - наши радости, ваши печали - наши печали". Для Зарубежной Церкви такой подход оказался неприемлем. Московский патриархат все еще продолжает цепляться за "Декларацию", хотя никто и ничто уже не препятствует объявить ее плодом политиканства митрополита Сергия. Пресмыкательство перед большевиками не принесло ожидаемых плодов, и членов Синода митрополита Сергия в 1937 году расстреливали вместе с теми епископами, которые отказались поклониться богоборцам. Но в текст Резолюции Собора этот спорный вопрос был внесен в крайне осторожной редакции: "Мы уповаем, что грядущий Поместный Собор Единой Русской Церкви урегулирует и остающиеся неразрешенными церковные вопросы".

Вторым камнем преткновения явилось участие РПЦ МП в работе Всемирного совета Церквей. Сегодня официозное экуменическое движение выродилось и окончательно утратило авторитет не только среди православных христиан. Хотя в своем докладе делегат Собора Андрей Псарев напомнил соборянам, что в довоенный период РПЦЗ принимала активное участие в экуменическом движении, отношение к этим двум пунктам вызвало задержку в принятии Резолюции. Открытое голосование проходило по каждому пункту в отдельности. 120 делегатов проголосовало за принятие Резолюции, в которой говорится: "Мы выражаем наше соборное согласие с тем, что необходимо подтвердить на будущее канонический статус Русской Зарубежной Церкви, как самоуправляемой части Поместной Русской Церкви."

Не все было безоблачно и на Архиерейском Соборе. Накануне с неожиданным предложением выступил епископ Манхеттенский Гавриил. Он все-таки призвал к покаянию российский епископат за ту ложь, которые советские епископы распростаняли на Западе во время гонений на Церковь. Председатель Предсоборной комиссии архиепископ Сиднейский и Австралийско-Новозеландский Иларион (ныне первоиерарх РПЦЗ МП) в интервью автору этих строк сказал: "На Соборе высказывались разные мнения - и за, и против воссоединения. Царил дух живого общения, и благодать Святого Духа объединила всех. Поэтому Архиерейский Собор принял Резолюцию как выражение соборности нашей Церкви. Разработано временное положение о приходах РПЦЗ, которые находятся на территории России. Пока они остаются в составе Зарубежной Церкви. Когда последуют дальнейшие шаги в процессе воссоединения, они могут войти в состав российских епархий".

(продолжение следует)


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования