Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
16 сентября 15:22Распечатать

Епископ Амвросий (Епифанов). ПРОЧЬ ОТ ЦЕРКОВНОЙ ЯРМАРКИ. Священномученик Нектарий Яранский и его противостояние сергианству


Автор – член Архиерейского Совещания РПАЦ.

В окружении атмосферы лжи и лицемерия, неискренности и фальши последователей митрополита Сергия (Страгородского) скалою мученичества и исповедничества, как столп и утверждение Истины, непоколебимо стояла Церковь Христова под омофором святителя Иосифа Петроградского. Но и вне Петрограда явилось немало тех, для кого лучше было умереть в Истине, чем жить во лжи, тех, кто не переменил Христова знамени на чечевичную похлебку земного "человеческого счастья".

Одним из таких святителей был епископ Яранский Нектарий (Трезвинский) – личность чистая и яркая. Он настолько смело и пламенно обличал большевиков, обновленцев и сергиан, что приходится только удивляться, как дожил до мученической кончины в 1937 году, а не был уничтожен богоборческими властями намного раньше.

Владыка полностью отрицал совершаемые сергианами таинства, вторично крестил младенцев и венчал уже венчанных в церквах, которые подчинились митрополиту Сергию, отказывал в отпевании и поминовении посещавшим эти церкви. Святитель уже в начале 1928 года наладил тесные отношения с петроградскими "иосифлянами", что неудивительно: с 1917-го и до своей архиерейской хиротонии в 1924 году он был архимандритом Александро-Невской Лавры. Сам святитель официально отказался от административного подчинения митрополиту Сергию 8 февраля 1928 года и был принят в церковное общение с "иосифлянами" через посланную от архиепископа Гдовского Димитрия просфору. В конце декабря 1928 года епископ Нектарий в посылке от своей ленинградской духовной дочери получил письмо архиепископа Димитрия с вопросом: не отошел ли преосвященный от возглавляемого митрополитом Иосифа церковного течения? Владыка ответил телеграммой, в которой сообщал о твердом единении с ним.

В дальнейшем святитель поддерживал постоянную связь с петроградскими "иосифлянами" и в посланиях своей пастве неоднократно подчеркивая свою верность Истине Православия, приводя в пример твердость исповедания митрополита Иосифа и архиепископа Гдовского Димитрия. Находясь в казанской ссылке и не имея возможности непосредственно посещать свою яранскую пасту, он посылал кандидатов для рукоположения в священный сан к архиепископу Димитрию в Ленинград. На допросах после своего последнего и окончательного ареста владыка не отрицал своей принадлежности к течению "иосифлян", называя его "Истинно-Православной Церковью". В его обвинительном заключении было сказано: "…в) Имел непосредственную связь с архиепископом Димитрием Гдовским в церковно-административном центре к/р организации "истинные"…".

Замечательное житие святителя Нектария вошло в книгу М.В. Шкаровского "Судьбы иосифлянских пастырей" (СПб., 2006), здесь же вспомним не только о его дерзновенном исповедничестве, но и о блаженном во Христе спасительном юродстве.

В Катакомбной Церкви и доныне жива память о святителе-мученике. Мне посчастливилось общаться с вятскими катакомбниками – преосвященным архиепископом Антонием (Аристовым, † 2009) и схимонахиней Нектарией (Кислицыной, † 2006), духовными чадами катакомбного протоиерея Никиты Игнатьева, который в конце 1920-х годов был духовным сыном владыки Нектария. Вот один интересный эпизод из многочисленных допросов святого епископа, переданный о. Никитой своим чадам и, видимо, рассказанный ему самим владыкой.

На вопросы следователя о сообщниках юродивый епископ отвечал так: "По существу дела дать вразумительного ответа не могу в связи с утратой памяти, а также по причине крайнего слабоумия от рождения". Впрочем, на одном из допросов он все же назвал своего Сообщника: "Меня регулярно навещала и общалась Мария Якимовна Давыдова, но к таким как вы Она не ходит, а к Ней у вас доступа нету. Проживает Она в Царстве Небесном". Святитель имел в виду Божию Матерь.

А вот что поведал замечательному церковному писателю о. Михаилу Ардову Михаил Николаевич Ярославский о знакомстве с блаженным владыкой, с которым ему "посчастливилось" отбывать заключение: "В двадцать девятом году сидел я в Кеми, в пересылке, работал там на лесопильном заводе… А там тогда много духовенства сидело. Был там с нами Владыка Нектарий (Трезвинский), викарий Вятской епархии, епископ, по-моему, Яранский… Он был одно время наместником Александро-Невской Лавры. Встретился с ним там, в кемском пересыльном пункте. Смотрю, кто-то в духовной одежде, в подрясничке, в скуфеечке, сапоги, - колет лед у нашей столовой, у кухни лагерной. А вообще-то у нас архиереи все больше с метелочками ходили, разметали снег на панелях. Ну, лопатой немножко… А тут вижу, какое-то духовное лицо так старается, колет лед… Я его спросил: "Батюшка, Вы в каком сане будете?" "А Вам, - говорит, - какое дело?" "Да я, - говорю, - сам из духовных немножко… Правда я не духовный сам-то… Но сын священника, был иподиаконом у Владыки Серафима…". "А, - говорит, - из Углича, значит?" Оказывается, он многих там знает… "А я, - говорит, - иеродиакон". Ну так я его и звал – "отец иеродиакон". Были у нас хорошие, дружеские отношения… Шутили мы с ним иногда. Духовенство тогда находилось все вместе, в одном бараке. Правда, там и другие были, гражданские лица… Великим Постом мы пели "Покаяния отверзи ми двери", "На реках Вавилонских"… И вот этот знакомый мой "отец иеродиакон" управлял нашим хором. И я помню, какой-то Владыка ошибся, а он ему кулак к носу подносит. Я после ему говорю: "Ведь это неудобно, отец иеродиакон, так с архиереем-то обращаться". "А что же он? Уж взялся петь, так пой". И так дожили мы, это зимой было дело, до весны. Весной убирают снег. А я стоял и разговаривал с этим священником, заключенный тоже, конечно, сторожем он был. Разговариваю я с ним, а тут везут на санках снег. И сзади вот мой знакомый "иеродиакон" лопатой этот снег подпирает. А мой знакомый сторож, батюшка, кланяется и говорит: "Здравствуйте, Владыка". А я говорю: "Какой же тут Владыка?" А он: "С лопатой-то". Я ему: "Так это ж иеродиакон". "Что ты! – говорит". "Так я ж, - говорю, - его знаю". "А я, - говорит, - с ним рядом сплю". Так я смутился… На обратном пути, когда они с санками возвращались, этот батюшка говорит: "Владыка, что же Вы невинных людей в заблуждение вводите?" А он улыбается… Действительно, архиерей… И стал я от него бегать… Как увижу, что идет Владыка Нектарий, так я от него бегом… А потом как-то встретился с ним нос к носу, бежать уже некуда… "Владыка, простите меня… что я Вас называл иеродиаконом… Вы ведь меня ввели в заблуждение…". А он: "А почему ты решил, что я действительно иеродиакон, не посомневался?" "Да вот Вы уж очень работаете-то не по-архиерейски… Архиереи так не работают…". "Да они все лодыри", - говорит".

Рассказ о. Никиты Игнатьева о знакомстве с владыкой Нектарием свидетельствует об особых духовных дарах святителя: "Я приехал в Казань, разыскал эту улицу, дом, номер… Пришел – он в столярке работает, невысокого роста, в штатской одежде, в пиджаке. "Как бы мне Владыку Нектария найти, увидеть?" "Сейчас, - говорит, - увидите". Он быстро повернулся – юркий такой, молодой был, недавно ведь из Академии – пошел, надел подрясник, рясу надел, клобук: "Вот Владыка Нектарий Вам". Отец Никита взял благословение и сознался, как ему неудобно перед Владыкой: "Принял Вас за послушника". Во время этой же самой беседы о. Никита рассказал, что не подписал Декларацию и подвергся после этого преследованиям в Москве, так что невозможно стало там оставаться, вот архимандрит Серафим посоветовал обратиться к нему, епископу Нектарию. "Так поезжай в Вятскую губернию, поезжай в Санчурек, там проживешь, там уголок потише", - и епископ Нектарий написал бумагу примерно такого содержания: "Разрешаю служить протоиерею Никите Игнатьеву во всех православных храмах Яранской епархии…". "Владыко, я ведь к отцу Серафиму в гости, я ведь только на две недели", - попробовал возразить молодой священник. Владыка похлопал его по плечу: "А может, на двадцать лет". Его пророческие слова сбылись вдвойне – не двадцать, а сорок лет пробыл в этих местах протоиерей Никита…".

Неудивительно, что из всех дошедших до нас известных обличений неправды митрополита Сергия обличения епископа Нектария являются самым яркими, оригинальными и смелыми. Так он пишет духовно близкому ему человеку в Ленинграде: "После молитв и долгих размышлений я прекратил церковное общение с м. Сергием… как вошедшим в блок антихристом, нарушившим церковные каноны и допустившим равносильное отступничеству от Христа малодушие и хитроумие. Всякому православно верующему сыну Церкви Христовой зазорно и для вечного спасения небезопасно идти за такими вождями, как м. Сергий, пошедшим скользким и весьма ненадежным путем. Синод же собран из так называемых подмоченных или ссученых епископов. Назначение епископов на кафедры происходит с ведома или одобрения начальника Московского отдела № 6. Может ли это быть приемлемо православными людьми, а тем более епископами?.. Теперь, видя печальные последствия сделок и компромиссов со стороны м. Сергия, допущенных им для "спасения" Церкви, я решил определенно и бесповоротно отделиться от м. Сергия и стал в ряду других епископов, порвавших с м. Сергием, несмотря на то, что бы меня впереди ни ожидало… Надеюсь и верю, что эта церковная нижегородская ярмарка под неообновленческим флагом потерпит полное посрамление и православно верующие все уйдут от этой печальной церковной авантюры, затеянной для уничтожения и поругания Церкви Христовой…".

В октябре 1981 года на Соборе РПЦЗ под председательством святителя Филарета (Вознесенского) епископ Яранский Нектарий прославлен в лике святых Новомучеников и Исповедников Российских.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования