Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
25 июля 17:04Распечатать

Мелитина Макаровская. К ВОПРОСУ О ТОМ, ДЛЯ ЧЕГО ВСПЛЫВАЮТ АЙСБЕРГИ. О прошедшем в Москве I практическом съезде любителей древнерусского пения с точки зрения члена оргкомитета


Воистину "журналисты проявляют потрясающую осведомленность", как было заявлено на Форуме любителей древнерусского пения. Речь шла о том,что проведение съезда "знаменщиков" освещается в СМИ на основе разрозненных данных, то есть не всегда объективно. Но до сих пор ни одно из сообщений журналистов не содержало косвенных обвинений в расколе…

К сожалению, очень неоднозначно прочитывается на этом фоне статья Владимира Шмидта "Знаменный феномен. Ревнители церковной старины: новая угроза единству РПЦ МП или шанс преодолеть раскол XVII века?", опубликованная "Порталом-Credo.Ru". При насыщенной программе мероприятия любые искажения информации неудивительны, но это обязывает специалистов и активных участников съезда внести ясность: а что же было на самом деле, т.к. обвинение, содержащееся уже в заголовке, заставляет всех призадуматься...

Съезд продолжался три дня. Утреннее заседание вместе с дискуссиями длилось около пяти часов. Затем — еще два часа спевки, и столько же — практических занятий. Так продолжалось два дня, и одному из ведущих приходилось до 9 часов в день работать на сцене в колоссальном напряжении. Утром в третий день состоялось богослужение силами участников съезда, и после этого заседание длилось еще около 6 часов. В программе было указано около 10 докладов и три круглых стола. Вполне естественно, что любому "внешнему" человеку, который не был погружен в работу съезда все три дня и прикоснулся к ней только отчасти, могло быть не понятно, какие же идеи всем этим движут, зачем это все нужно. Представьте себе: каждые 15 минут на сцену выходят новые лица, и каждый рассказывает или поет что-то новое, свое, непохожее на других. То слышится наречное пение, то наонное, то один рисует схемы мелом на доске, а другой показывает методику обучения крюкам при помощи раскрашенных детских кубиков. Это просто калейдоскоп, от которого глаза разбегаются. Всего было зарегистрировано около 140 участников из четырех конфессий (из них 125 — из РПЦ МП). Что же в данный момент объединило их?

Съезд естественным образом вырос из Форума любителей древнерусского пения в Интернете. Эти люди, которые обменивались практическим опытом и профессиональными мнениями заочно, наконец решили познакомиться лично, а также пригласить для обсуждения певческих проблем всех желающих. И это им, с Божией помощью, удалось. Кто же не знает, что в межконфессиональном общении есть определенные "острые углы" и "подводные камни"? Но цель была вполне ясна: не стоило приезжать за сотни километров, чтобы в очередной раз столкнуться с непониманием, давлением и абсолютизацией любых преходящих ценностей, пусть даже очень дорогих для кого-то. Не будет преувеличением сказать, что об этом размышляли все, начиная с прот. Димитрия Смирнова, приветствовавшего съезд, и заканчивая последним опоздавшим участником.

Именно неправильное понимание иерархии ценностей в православном сознании могло породить явление, обозначенное в статье В. Шмидта — т. наз. "экуменизм справа". Может быть, где-то в мире это существует, но, скорее всего, автор статьи почерпнул сведения об этом предмете из источников, не имеющих никакого отношения к съезду Употребление эпитета "экуменизм" выглядят здесь совершенно необоснованным, поскольку не было ни предложений, ни фактов межконфессиональных молитв, ни даже упоминаний о том, что бы где-то когда-то старообрядцы позволяли "никонианам" молиться вместе с ними или наоборот. Напротив, в другой статье о съезде прямым текстом говорится: "Было отмечено, что во избежание вынужденного "экуменизма справа" и самочиния живую традицию можно изучать по аудиокассетам". (Антон Виноградский. Создание Общества любителей древнерусского церковного пения –главный итог I всероссийского съезда "практикующих знаменщиков". Портал-Credo.Ru, 03.07.2003, 17:57). Может быть, журналиста смутило сообщение о том, как в Джорданвилле единоверцы РПЦЗ из поморцев вынуждены бывают молиться на обычном новообрядческом богослужении с партесным пением? Но этот случай никак не касается сфер ни знаменного пения, ни какого бы то ни было экуменизма…

Сегодня в некоторых епархиях и приходах РПЦ МП к знаменному распеву существует предвзятое отношение, отчасти упомянутое в статье В. Шмидта: в одну логическую цепочку связываются феномены знаменного пения, старопечатных текстов, дониконовой редакции Устава, единоверия, старообрядчества и раскола. Но на деле основной причиной такого взгляда является неискушенность в вопросах древлеправославной литургической культуры. Старообрядчество и новообрядчество разделяют не только и не столько проблемы Устава и пения, это разделение лежит намного глубже — об этом, в частности, недавно говорилось и на указанном Форуме. На съезде же прозвучала мысль о том, что знаменное пение — это НАША СОБСТВЕННАЯ, РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ культура, которую мы должны прежде всего любить и глубоко изучать, а не превращать в предмет дискуссий — внешних или внутренних. В процессе этого изучения есть множество серьезных проблем, которые требуют скорейшего решения: отсутствие широкой сети крюкового книгоиздательства, спасение бесценных государственных фоноархивов, популяризация аутентичных источников (книг, фотографий, аудио-и видеозаписей), воспитание профессиональных кадров — не только педагогов и певцов, но также редакторов и специалистов-компьютерщиков. Будем надеяться, что организованная научно-исследовательская и практическая деятельность Общества любителей древнерусского пения, созданного на съезде (пока что при полном отсутствии спонсоров и каких-либо государственных программ), volens-nolens будет способствовать разрушению старых стереотипов и мифов о знаменном пении, спонтанно возникавших, пока "айсберг" находился "под водой".

Не хотелось бы допустить, чтобы такое хрупкое начинание, находящееся сегодня в младенческом возрасте, было погублено чьими-то неосторожными высказываниями. Все присутствовавшие на съезде отмечали удивительную атмосферу взаимного доверия и почтения. Любой участник имел право выразить свое мнение, за которое и единолично отвечал, не давая поводов к упрекам в адрес его единоверцев, сотрудников или всего съезда. "В целом дух взаимного уважения и деликатности, царивший на Съезде, вызвал приятное удивление как со стороны представителей РПЦ МП и РПЦЗ, так и со стороны РПСЦ. "Такое объединение усилий особенно ценно в нынешнее время постоянной напряженности и откровенной вражды, нередко присутствующей даже в среде представителей одной юрисдикции", — констатировал также Глеб Печенкин", сообщает автор репортажа на "Портале-Credo.Ru". Похоже, что все-таки не сам предмет знаменного пения оказался главным связующим звеном между представителями разных конфессий, а фундаментальные душевные качества, издревле присущие русским православным христианам: совестливость, максимальная ответственность, терпение и бережное, человечное отношение друг другу. А также: грамотность, профессионализм, эрудиция и желание потрудиться на общее благо. Чего бы и хотелось пожелать в настоящем и будущем всем, участвующим в деятельности Общества любителей древнерусского пения и освещающим его работу.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования