Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
03 сентября 16:24Распечатать

Валерий Емельянов. КОНФЛИКТ ЦИВИЛИЗАЦИЙ МАНХЭТТЕНСКОГО МАСШТАБА. Стоит ли строить мечеть на "Граунд зиро" и почему это так интересно россиянам


Географически далекий от России конфликт вокруг строительства мечети близ того места, где стояли разрушенные 11 сентября 2001 г. башни Всемирного торгового центра (ВТЦ) в Нью-Йорке, для нас актуален, прежде всего, тем, что на локальном, не очень-то масштабном примере, он демонстрирует анатомию того, что принято именовать конфликтом, или даже столкновением цивилизаций. Термином активно, до затертости, в последнее десятилетие употребляемом, равно как и понятие "диалог цивилизаций", - без должного понимания их внутреннего смысла и практического значения.

Нет ничего особенного в том, что в мегаполисе Нью-Йорка возникает еще одна мечеть с культурным центром. В США - стране мигрантов - проживает сегодня более десятка миллионов мусульман. Социологические замеры последних лет показывают, что американские мусульмане в большей степени интегрированы в окружающее общество и не подвержены влиянию радикальных идей, чем, например, мусульмане, живущие в Великобритании, ставшей сегодня одним из мировых поставщиков исламского радикализма. Почему же "конфликт цивилизаций" разразился именно в районе Южного Манхэттэна, где, кстати, существуют и без проблем действуют христианский и иудейский центры?

Для начала отметим, что в медиа, а затем и в головах многих обывателей произошло некое смещение акцентов, в результате которого 13-этажный, то есть невысокий по нью-йоркским меркам, культурный центр достиг высоты чуть ли ни башен приснопамятного ВТЦ.

На самом деле, здесь просто неудачным образом смешались две инициативы энергичного нью-йоркского имама Фейсала Абдул Рауфа, активного сторонника умеренного ислама и межрелигиозного диалога.

В районе Нижний Манхэттен Фейсал вот уже 27 лет служит имамом местной мечети, находящейся на расстоянии 12 "блоков" (кварталов) от "Ground Zero" (cтандартный манхэттенский "блок" представляет собой прямоугольник со сторонами приблизительно 80 х 270 метров). Мечеть уже не вмещает всех верующих, в районе есть еще одно место поклонения мусульман, также рассчитанное на весьма ограниченное количество верующих. Логично, что имам запланировал культурный центр с залом на 500 мест, библиотекой, учебными классами, залами для занятий спортом, встреч пожилых людей, медицинским центром, местом для молитв и т.п. Но совершенно несправедливо называть этот проект культурно-развлекательным центром. В центре предусмотрено место для молитвы, однако оно не обязательно должно иметь очертания традиционной мечети. Мусульманин может молиться в любом ритуально чистом месте. Все земля для него мечеть, кроме, разумеется, бани, туалета и кладбища.

Имам Фейсал также является основателем и председателем совета общественной организации "Кордовская инициатива", выступающей за сохранение и поддержание исламской идентичности при одновременном широком и всестороннем диалоге между религиями. Организация и ее совет наполовину состоят из мусульман, наполовину из представителей других религий. И "Кордовская инициатива", как и ряд других организаций, одобрительно отозвавшись об инициативе имама, официально заявила, что не имеет никакой деловой или правовой связи с проектом культурного центра, который является исключительно личной инициативой имама Фейсала и его супруги Дэйзи Хан, возглавляющей одну из мусульманских женских организаций. Сам Фейсал с этим был вполне согласен.

На мозоль общественному мнению наступили тогда, когда имам объявил, что намерен внести в проект культурного центра определенный мемориальный элемент в память о жертвах трагедии 11 сентября. Вот тут-то и оказался проект встроенным в негативный по отношению к мусульманам социокультурный и психологический контекст. В самом деле, события 2001 года в глазах большинства общества устойчиво связаны с воинствующим исламизмом. Поэтому реакция в таком контексте (причем не только на уровне разума, но и чувств, подсознания, поскольку задеваются религиозные струны) может быть только однозначно негативной. Отсюда и бури вокруг "Ground Zero". Хотя, задумай имам свой культурный центр где-нибудь в Бруклине, такой реакции не было бы. Даже если бы сооружение оказалось высотой со Статую Свободы, оно бы только украсило этот, в общем, не очень презентабельный район Большого Нью-Йорка.

Итак, предпосылка конфликта состоит в том, что нью-йоркские мусульмане наступили на "межцивилизационную мозоль" местного масштаба. Теперь попробуем ответить на вопрос, почему этот конфликт не достиг антагонистической остроты и наверняка будет разрешен в имеющемся правовом поле.

Дело в том, что при достаточно высокой степени религиозности для американского общества характерно столь же священное почитание принципов религиозной свободы и плюрализма. И та часть общества (а общество по вопросу застройки "Ground Zero" раскололось практически пополам), которая поддерживает строительство культурного центра на месте трагедии, делает это, как представляется, не столько от большой любви к исламу, сколько с целью отстоять священный для американцев принцип религиозной свободы и равноправия.

Перед нами тот самый секуляризм, которого так боятся российские клерикалы, но именно сохранение секулярного характера общества означает, помимо прочего, также и обеспечение баланса между различными религиями и культурами. Не привожу никаких других аргументов, кроме близких автору архитектурно-градостроительных, которые в данном случае представляются вполне уместными. Путешествуя по крупным (и не очень) американским городам, замечаешь, что нигде культовые сооружения не являются хотя бы мало-мальски значимыми градостроительными доминантами. И такое их положение совсем не случайно.

Совсем иная картина имеет место в "традиционном обществе" Европы и России. Здесь имеет место совершенно иная градостроительная философия, в которой роли и функции городских доминант играют сооружения, связанные с религиозной традицией. Возьмем даже сегодняшнюю лужковско-небоскребную Москву, посмотрим на нее с Воробьевых гор… Эх, "златоглавая", "звон колоколов"… "Конфетки-бараночки", в общем. Не зря же пару столетий закон существовал, не позволяющий всяким иноверцам строить свои храмы и места поклонения выше соседних православных церквей, обычно приземистых по облику своему. Гигантская мечеть в Питере не в счет - она уже после дарования свобод в 1905 году появилась.

Но подумалось: а что было б, если бы подобный манхэттенскому "конфликт цивилизаций" случился в социальной, или даже просто архитектурной среде Москвы? Потенциал к этому, кстати, имеется - достаточно вспомнить вспыхнувшие было страсти по поводу строительства новой мечети у спорткомплекса "Олимпийский". Полагаем, что основным средством разрешения такого конфликта могли бы стать более привычные хоругвеносным "православным гражданам" мордобой с погромом…

И все же автор этих строк позволит себе несколько парадоксально высказаться против строительства мечети в далеком от него Нью-Йорке. Точнее, только мечети. Прямо или косвенно, но в глазах многих людей это будет выглядеть как некая попытка мусульман монополизировать память о трагедии почти десятилетней давности. А с какими намерениями? Ислам ведь глубоко личная, интравертная в духовном смысле религия. Нияты (намерения) правоверного один только Аллах Всевышний ведает. Более оптимальным представляется здесь создание некоего мемориального комплекса, в который очень деликатно были бы включены религиозные и культурные составляющие всех мировых религий.

И ничего страшного, если бы мусульманский мемориальный комплекс финансировался из Ирана, хотя этого почему-то боится американский обыватель. Погибшие в тот трагический день в башнях-близнецах мусульмане были иранцами по происхождению.

Валерий Емельянов,
ИАЦ "Время и мир",
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования