Часть 1 здесь. Кратко представив различные Синоды Греческой Церкви, теперь обратим внимание на части Русской Церкви. Это Синоды Митрополита Валентина (Суздальский, РПАЦ), Архиепископа Тихона (РИПЦ), остатки развалившегося Синода Митрополита Виталия (после его разрыва с РПЦЗ Лавра), Синод Митрополита Агафангела (РПЦЗ(А)) и геннадиево-секачевский Синод. Синод Митрополита Валентина (РПАЦ) Синод создан архиепископом Лазарем и епископом Валентином, каноничными иерархами РПЦЗ, при Митрополите Виталии. Им помог известный в РПЦЗ богослов епископ Григорий (Граббе). Несмотря на то, что это произошло до официального решения об объединении с Московской патриархией, уже было ясно в то время, что РПЦЗ заставляет замолчать своих епископов в России для того, чтобы проложить дорогу к позорному соединению с МП. Этот Синод занял четкую позицию против современных ересей — экуменизма и киприанизма, с принятием которого в РПЦЗ совпало административное обособление РПАЦ. Следует заметить, что Митрополит Валентин претерпел много обвинений в педофилии. Такие же обвинения предъявляли рукоположенному им епископу Севастиану. Несмотря на попытки официальной пропаганды создать "дурную репутацию" Синоду Митрополита Валентина (РПАЦ), он хранит православную экклезиологию и канонический статус. Синод Архиепископа Тихона (РИПЦ) Этот Синод был создан каноническими епископами РПЦЗ вскоре после того, как Митрополит Виталий занял твердую позицию против решения РПЦЗ Митрополита Лавра об объединении с РПЦ МП. Этот Синод выразил свою поддержку позиции Митрополита Виталия. Этот Синод также занял четкую позицию против современных ересей экуменизма и киприанизма. Синод Архиепископа Тихона имеет православную экклезиологию и законный канонический статус. Остатки распавшегося Синода Митрополита Виталия Еще до кончины Митрополита Виталия его новый Синод с центром в Мансонвилле начал разваливаться. Внутренние споры между новорукоположенными епископами, а также внутренние и внешние проблемы с епархией во Франции привели к апостасии архиепископа Варнавы и распаду единства епископата этого Синода. Кончина Митрополита Виталия только усугубила противоречия и разделения, ими созданные. Епископ Владимир (Целищев) и епископ Анастасий (Суржик) попытались создать свой Синод. Они осудили экуменизм и киприанизм. Их экклезиология представляется в целом православной. Однако, их каноническое положение под вопросом. Митрополит Антоний (Орлов) со своими епископами объявил себя Митрополитом Московским и Всероссийским, и Митрополитом Лос-Анджелесским и Всезарубежным. Он проживает в Калифорнии со своей матушкой. Экклезиология и каноничность весьма сомнительны. Синод Митрополита Агафангела (РПЦЗ(А)) Митрополит Агафангел был каноничным епископом РПЦЗ, оставался в Синоде Митрополита Лавра. Он ушел из РПЦЗ(Л) перед самым ее официальным объединением с МП. Следует отметить, что Митрополит Агафангел подписал и согласился со всеми документами РПЦЗ, ведущими к объединению с Московской патриархией. Вместо того, чтобы искать объединения с русскими епископами, находящимися в подобном положении, как и он сам (что было предусмотрено Указом Святителя Тихона, Патриарха Московского, за № 362, от 20 ноября 1920 года), Митрополит Агафангел обратился к киприановскому Синоду. Рукоположив епископов с архиереем этого Синода, он создал свой собственный Синод, который объявил его Митрополитом РПЦЗ. Митрополит Агафангел не отверг киприанизм, но подтвердил, что это его экклезиология, участвуя в сослужении и совершая хиротонии с епископами киприановского Синода. Митрополит Агафангелнастаивает на том, что экклезиология его Синода (РПЦЗ(А)) должна продолжать быть той же, как и Синода Митрополита Лавра. Учитывая анафему 1983 года против экуменизма, позицию епископа Григория (Граббе) по отношению к экклезиологии "Синода противостоящих", а также подобную позицию Митрополита Виталия и других нынешних Синодов Русской Церкви, необходимо сделать вывод, что Синод Митрополита Агафангела не имеет православной экклезиологии и не может считаться каноничным. Геннадиево-секачевский Синод Как это широко известно в России и из моих личных бесед с некоторыми из клириков этого Синода, экклезиология геннадиево-секачевского Синода изменяется от одного епископа к другому. Есть такие, которые даже говорили о некоей "белой магии". На основании определения РПЦЗ при Митрополите Виталии, канонический статус и апостольская преемственность этой группы не могут быть установлены. Поэтому геннадиево-секачевский Синод не может считаться ни каноничным, ни имеющим православную экклезиологию. Заключение В кратком изложении я попытался представить нынешнюю церковную ситуацию на основании известных мне фактов не для того, чтобы увековечить споры, нападки и т.п., но для того, чтобы представить перспективу, в которой возможно начать дискуссии, и для того, чтобы подчеркнуть, как важно иметь общую православную экклезиологию и каноническую основу в качестве объединяющей цели. Если мы хотим соединить разрозненные и не имеющие общения между собой части Русской Церкви, это должно быть сделано на твердом фундаменте чистого исповедания Веры с безусловным каноническим авторитетом. Если дискуссии сойдут на уровень ностальгии по прежним союзам и соединениям, связанным с монастырями или другими известными группами или личностями, мы неизбежно отклонимся от нашей цели и ничего не достигнем. Более того, несмотря на то, что многие понимают трагическую ошибку киприанизма, самоубийственный критический поворотный пункт в истории РПЦЗ в 1994 году (принятие киприанизма в качестве своей экклезиологии), он все еще остается основополагающей и неотъемлемой частью сегодняшней экклезиологии РПЦЗ(А) Митрополита Агафангела. Этот феномен только подчеркивает, как необходимо для Русской Церкви более всесторонне изучать и понимать современную историю ИПЦ Греции. Обманщики из Московской патриархии, проникшие в РПЦЗ, просто использовали отвергнутую Истинно-Православной Церковью Греции болезненную ересь как связующее средство для объединения с Московской патриархией. Это была единственная цель решения 1994 года. И сейчас есть те, кто хотели бы придерживаться ее как основания в их экклезиологии при воссоздании единения. Нужно понять, что объединение на экклезиологии, подобной той, которую имела РПЦЗ с 1994 года, только приведет участников объединения к чему-либо подобному МП, или даже хуже. Те иерархи и клирики, которые в 1994 году расписались в ереси киприанизма как в собственной экклезиологии, и те, кто с тех пор стали придерживаться этого лжеучения, должны последовать примеру Митрополита Виталия. Они должны признать свою ошибку: отвергнуть киприанизм, принять и подтвердить анафему 1983 года против экуменизма. Те, кто не желает возвратиться к экклезиологии нашего Святителя и Отца Митрополита Филарета, обречены повторять те же самые ошибки, которые открыла нам недавняя история. Экклезиология объединенной Русской Православной Церкви, к которой мы стремимся, должна отражать всеобъемлющую и каноническую экклезиологию РПЦЗ, ту самую экклезиологию, которая делала ее маяком, указывающим и освещающим путь всему остальному православному миру. Только тогда наше объединение может притязать на то, что имеет православную экклезиологию и каноничность святых отцов. |