Как известно постоянным читателям "Портала-Credo.Ru", Арбитражный суд Владимирской области вынес ряд решений об освобождении религиозными организациями Российской Православной Автономной Церкви (РПАЦ) 13 храмов в г. Суздале и 6 храмов в Суздальском районе. Все эти храмы на законных основаниях были переданы верующим РПАЦ и отреставрированы на их средства. Все судебные решения об изгнании верующих из их храмов были поддержаны вышестоящей судебной инстанцией. Все они, эти решения и постановления, примечательны тем, что полностью игнорируют какие бы то ни было правовые доводы ответчика (которого мне и было доверено представлять). Но при этом в мотивировочной части решений используются доводы, не имеющие никакого отношения ни к правовой науке вообще, ни к российскому законодательству в частности. При этом часть храмов в Суздале – наиболее ухоженные – почти сразу были переданы Владимирской епархии РПЦ МП. В свете таких печальных, с мирской точки зрения, событий, среди некоторых последователей РПАЦ в последнее время распространяются предложения о возможности/необходимости разрешения данной ситуации в пользу верующих "дипломатическим" путем. Почвой для таких умозаключений является понятная усталость многих верующих от обрушившихся на Церковь гонений, помноженная осознанием вопиющей несправедливости, усиленная тотальным неверием в возможность "поиска правды" в судах государства "Российская Федерация". Неудивительно, что на таком фоне обсуждаются и разные варианты компромисса с целью "просто остаться в храме". Тем более, если храм этот восстановлен своими руками из мерзости запустения и намолен за долгие-долгие годы! Вопрос только – каким способом этого можно достичь? Каким путем пойти к достижению подобной цели? Какими могут быть эти пути, автору данных строк приходилось слышать в последнее время неоднократно. Как наиболее смелый вариант такого пути - предложение об организационном сохранении структуры РПАЦ, с Митрополитом Валентином (Русанцовым) во главе, но при условии вхождения РПАЦ на правах автономии в организационную и каноническую структуру РПЦ МП. Подобный сценарий был несколько лет назад успешно реализован в отношении РПЦЗ(Л). Подчеркивается, что сам Митрополит Валентин будет именоваться уже не "Анатолием Петровичем", и уж точно не "педофилом-раскольником". И даже – просто фантастика! – войдет в число членов Священного Синода! Для меня, честно говоря, остается загадкой – кто является локомотивом этого плана? То ли сами доведенные до отчаяния "овечки" - точнее, какая-то их часть, то ли гонители – "волки". Пока трудно сказать. Ещё один такой "прожект", о котором также довелось услышать недавно, заключается в следующем. Войти в качестве отдельного прихода в состав Владимирской епархии РПЦ МП, но при этом "просить владыку Евлогия назначить настоящего пастыря". И при этом – не поминать Кирилла (Гундяева) в качестве своего Патриарха. "Ведь есть же в Патриархии приходы, не поминающие Кирилла!" При этом, обсуждая саму возможность "дипломатического разрешения", достижения компромисса, упускается из виду вопрос – а к чему данный компромисс в итоге приведет? Насколько он вообще возможен? Ведь по сути дела речь идет ни о чём другом, как об автономии малого овечьего стада в составе огромной волчьей стаи. Да что там стада – об автономии отдельно взятой овечки! В связи с этим мне, как юристу, хотелось бы рассказать притчу (в стихах) о заключении взаимовыгодного соглашения между Овцами и Волками, описывающую реальные события, имевшие место в недавней церковной истории. В один прекрасный день в Овечьем Стаде Значительный наметился прогресс – С Волками мирный решено начать процесс, Овечьей безопасности всё ради. Баран № 1, Вожак немых Овец, С Волками вдруг вступил в переговоры: Мол, мир худой всё ж лучше доброй ссоры - Пора уж бойне положить конец! И Волки, всё обдумав, обещали Не трогать впредь овечье поголовье, Но выдвинули встречное условье – В обмен на мир чтоб Овцы шкуры им отдали. "Такой обмен – и правильный и честный, Овечья шкура испокон веков Всегда была имуществом волков. И это, кстати, - факт общеизвестный! А спорить с фактом, право, нету толку: Докажет вам всемирная культура – Кому в итоге доставалась шкура? В итоге шкура доставалась волку! И образ даже есть в литературе, Который это точно подтверждает (Любой, кто любит книги, это знает!) – Не кто-нибудь, а волк в овечьей шкуре!!" Так убедителен был волчий разговор, Так вдохновенно Волки говорили, Что полностью Барана убедили, И был подписан Мирный Договор. Весьма просты условья соглашенья: Волкам Овечки шкуры отдают, За это Волки драть Овец перестают, И наступает Век Добра и Уваженья! И в подтвержденье миротворческих побед, И в знак того, что "Стороны согласны" И "друг для друга больше неопасны", Совместный порешили дать банкет. С тех пор прошло довольно много лет. Волки живут, как прежде, жизни рады! А что же до Овечьего до Стада – Его давным-давно в помине нет, И про него давно успели все забыть. А дело в том, что после оказалось, Чтобы с Овцы ловчее шкура снялась, Овцу вначале надобно убить! На это Овцы стали возражать, Но Волки с возмущеньем им сказали, Мол, договорчик сами подписали! Теперь любезны будьте выполнять! И Волки, строго в рамках соглашенья, Овец всех до одной поубивали, Как договорено с них шкуры поснимали, А мясо всё пошло на угощенье. Вот так вот миротворчества плоды На своей шкуре Овцы ощутили. Они на дружеском на том банкете – были. Но были, правда, в качестве еды. Но почему Овечий Капитан Так извращенно понял свою службу, Что начал заводить с Волками дружбу? Да просто потому, что он – баран! Пояснения к притче: Овечье Стадо – Русская Православная Церковь Заграницей (РПЦЗ); Овцы – приходы РПЦЗ; Вожак всех-всех Овец – Митрополит РПЦЗ Лавр (Шкурла); Овечья шкура – истинно-православная вера, десятки лет исповедуемая РПЦЗ; Мирный Договор - Акт о каноническом общении от 17 мая 2010 г. Овечье мясо – имущество РПЦЗ.
Сергей Сычёв, для "Портала-Credo.Ru" |