Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
09 июля 16:12Распечатать

Владимир Можегов. EXEGI MONUMENTUM ИЛИ СУДЫ ПИЛАТА. Суд над выставкой "Запретное искусство" заступил за опасную грань гораздо дальше, чем актуальные художники


О выставке "Запретное искусство" я уже писал два года назад. Тогда она показалась мне с художественной точки зрения довольно убогой и тавтологичной. Естественно, она была также и провокационной и "задевающей чувство", как это и пристало искусству (призванному не гладить по шерстке, а жечь глаголом), тем более актуальному. Всякий художник, устраивающий публичную художественную провокацию, сознательно идет на нарушение общественных норм. А если не так, зачем вообще ее устраивать и называться "актуальным"?

С этой точки зрения, пролонгация художественной акции в зале суда воспринималась вполне естественным продолжением актуальной выставки - перфомансом, завершающим ее инсталляцию.

Другое дело, что в данном конкретном случае государство заступало за опасную грань гораздо дальше, чем актуальные художники. Речь шла уже не о хулиганстве, а о "разжигании", хуже того – о попытке в светском правовом поле определить список разрешенных религиозных символов и возможность их применения. Иначе говоря - определить Христу дозволенные Ему рамки. Наконец (что совсем уже выходило за всякие рамки) дело запахло попыткой рейдерского захвата бренда "Христианство" официальной государственной религиозной структурой.

Итак, кто же в РФ имеет право "приватизировать" Христа? РПЦ МП? Суд? Государство? По этому поводу когда-то уже высказался Александр Пушкин, чье всем известное стихотворение я и цитировал в конце той, двухгодичной давности, статьи: "Или распятие казенная поклажа? ...Иль покровительством спасаете могучим Владыку, тернием венчанного колючим?"

Как видим, в отношениях культуры и государства со времен русского "золотого века" мало что изменилось. Тем более, за прошедшие два года. Разве что стремительное "воцерковление" власти сделало некоторые работы художников актуальными настолько, что наивными и тавтологичными кажутся мне теперь мои собственные к ним тогдашние претензии.

После отпевания гимнотворца всея Эсесерии в храме Христа Спасителя, после книги С. Рыбаса "Сталин", вышедшей в серии ЖЗЛ (в которой фигура Вождя обретает зримо Божественные черты, а система ГУЛага сравнивается с Северной Фиваидой Сергия Радонежского (!)), после демонстрации патриарших часов за 30 тыс. евро, - фигура Христа с орденом Ленина вместо головы или оклад иконы с черной икрой вместо лика кажутся лишь скромными молчаливыми свидетельствами эпохи – не более того.

Что же до самого судебного разбирательства, то оно за это время окончательно обрело ту обобщающую форму, которую испокон века принимали отношения государства и культуры, или, если угодно, Государства и Христианства. Раздраженное правдой, которой тычут ему в лицо актуальные художники, Государство желает привлечь, заткнуть глотки, вырвать руки - как и две тысячи лет назад, во времена прокуратора Понтия Пилата. И, как и прежде, главными искусителями на суде Государства выступают Первосвященники.

Так, известный протоиерей, чьи радикальные националистические штудии воспитали немалое стадо православных фанатиков, готовых по первому свистку броситься грызть врагов Церкви и Государства, мелодично льется сегодня белой и пушистой овечкой: "Я человек мирный, далеко уже не юный и сам художник… но Самодуров… лично во мне разжег рознь… Когда ребенку говорят: "Вася, не делай этого", а он не слушает - ему дают ремня".

Неслучайно и то, что прямым возбудителем процесса выступает откровенно нацистский "Народный собор", плечом к плечу с которым встают не менее выразительные "Народная защита", "Союз православных хоругвеносцев", "Русский Общенациональный Союз" (РОНС) и "Движение против нелегальной иммиграции" (ДПНИ) - символично и обобщающе, как и пристало настоящему искусству.

Не так давно мне довелось побывать на одном из мероприятий этих ребят. Под православными хоругвями и надежной защитой ОМОНа парни в черных рубашках неспешно торговали литературой о героической борьбе европейских легионеров с жидовскими прихвостнями, пели акафисты Божией Матери и доверительно делились сокровенным: "Кризис нарастает, власть качается, а мы готовимся…".

В усиливающейся борьбе кремлевских башен ребята, безусловно, находят свою поддержку. А фундаменталистское крыло РПЦ МП, кроме того, имеет острое желание продемонстрировать свою силу нынешней церковной власти. "С нами придется считаться", - вот их недвусмысленный посыл этим судебным процессом чересчур экуменичному Патриарху.

Но государство? Неужели оно действительно настолько глупо и недальновидно, что не сознает всей шаткости мостков, на которые вступает? Увы! Именно настолько глупо и недальновидно. А его идущее полным ходом "воцерковление" лишь ускоряет процесс дегенерации. Как известно, неофит – человек, мягко говоря, не вполне адекватный, впарить которому можно все, что угодно – и он все это с благодарностью примет за чистую монету. И уж чем-чем, а технологиями промывки мозгов наши эффективные религиозные менеджеры с их многотысячелетним опытом владеют виртуозно.

Нынешнее "воцерковление" власти имеет, кроме того, и серьезную духовную основу. Представьте себе градоначальника, укравшего миллиард. Или олигарха, убившего десять конкурентов, чтобы заработать свой миллиард. Даже окруженные почетом и почитанием, даже получив по звезде героя России, ночью в своей неспокойной постели они все-таки знают, что на самом деле они воры и убийцы. Неудивительно, если однажды наутро после очередной бессонной ночи они принесут свою вдовью лепту в храм. И батюшка, конечно, охотно "отпустит" им грех, пропоет им старую "песню о главном" и пригласит заходить почаще. И жить, и воровать станет им немного легче и веселее.

Пройдет время, полное праведных трудов и государственного строительства. И вот, объединившись, градоначальник и олигарх на сто своих кровных миллионов решат построить в родном городе сто соборов с золотыми куполами. Как вы думаете, кем они будут ощущать себя теперь? Уже не ворами и убийцами, а восстановителями и устроителями Святой Руси, откуда – прямой путь в святцы. И воровать отныне они станут не то чтобы весело и беззаботно, а прямо-таки вдохновенно. И спустя годы какой-нибудь заслуженный протоиерей скажет своему безмолвному стаду "знаете, каким он парнем был?" и повесит новую красивую икону героя в серебряном окладе на самую почетную стену.

И нечего здесь вздыхать о "последних временах". Таковы наши исконные традиции. Московские князья, а также их жены, епископы и бояре составят добрую половину русских святцев. И сегодня именно так на наших глазах завершается воцерковление власти и бизнеса под омофором Матери-Церкви. Как и во времена Иоанна Грозного, раствор московского православия снова кристаллизируется. И пока по официальным каналам ТВ государство потихоньку впадает в безбрежный брежневский маразм, в судебной сфере оно, переходя последнюю черту разума и здравого смысла, начинает неспешно катиться к черту.

Вот такие примерно мысли рождает во мне процесс над кураторами "Запретного искусства". Вслед за расколом российского кино мы смотрим сегодня вторую серию "Великой Правды о великой Войне" между художественным сообществом и нерушимым единством православных и беспартийных под чутким руководством Партии. И обе эти серии кажутся лишь Большим прологом к очередному Великому развалу. Ткни толькопальцем.

Цепкий полковник ФСБ в течение десяти лет старательно реанимировал близкую его сердцу и уму советскую тоталитарную машину. Десять лет без устали качала миллиарды нефтяная труба, взращивая невиданного еще бюрократического зверя, а многоэтажные пиар-институты без устали ковали исполинского сверкающего идола из дерьма, жести, золота и железа. Но три немудреных вопроса "простого музыканта Юры Шевчука" - и колосс рассыпается в пыль у своих глиняных ног. И никому не страшно…

Абсолютные вахтеры и Великие инквизиторы мечтают наказать независимых художников тотальным ремнем… Но вот шестидесятипятиметровый фаллос группы "Война", в 20 секунд нарисованный на крыле Литейного моста белой июньской ночью победоносно встает над Большим Домом ФСБ в Петербурге – и весь город (даже менты и чиновники) разражается гомерическим смехом, обнажая все бессилие тысячелетней машины справится с одним непосредственным жестом свободы.

И ничего с этим уже не поделать – ни Государству, ни его Верховным шаманам, слишком неповоротливым и консервативным, слишком отягощенным грузом большого бабла и большой крови на своих руках. Да и как справится всей государственно-идеологической машине с несколькими молодыми и бесстрашными, глотнувшими на заре своей юности сладкого воздуха свободы и умеющими находить свои к ней дороги даже из замурованного бетонного бункера? Да никак. Как не справилась она и с одним нищим Проповедником две тысячи лет назад.

Так и будет всегда. Сколько ни приваливай камень ко Гробу Спасителя, скрыть факт Воскресения не удастся ни первосвященникам, ни пилатам, ни бесконечным их эпигонам. Да, следующей полномасштабной художественной акцией в наши нескучные времена может стать очередное разрушение Иерусалима, новое падение Вавилона. Зато, когда падут все его стены и небоскребы, мы вновь обретем способность видеть солнце. И художники, как всегда, станут первыми, кто увидит зарю новой свободы. Пусть их сегодняшние Exegi monumentum кажутся нам не достаточно классическими, и не особо чистыми. "Когда б вы знали из какого сора!…" Да и такими, неказистыми, они наверняка переживут священных колоссов Государства и Идеологии из дерьма, золота, железа и крови.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования