Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
07 июля 16:14Распечатать

Влас Логинов. ЮВЕНАЛЬНЫЙ БИЧ. К антиювенальному движению стоит отнестись всерьёз


Недавно "Портал–Credo.Ru" создал сюжет, посвящённый мнениям и спорам вокруг попыток введения в России так называемой "ювенальной юстиции". Это важное свидетельство осознания важности вопроса и ведущейся вокруг него общественной дискуссии.

Однако обращает на себя внимание утрированно-карикатурное восприятие авторами многих публикаций позиции и аргументов противников введения ювенальной юстиции.

По мнению некоторых из них, православные активисты, участвующие в антиювенальной кампании, "вторгаются в очередную политическую тяжбу "кремлевских башен", выступают против мер по гуманизации судебной системы в отношении несовершеннолетних. Кроме того, они считают, что "в кампании против ювенальной юстиции РПЦ МП отстаивает собственные преференции", борется за "право родителей применять физическую силу и телесные наказания к своим детям" "без оглядки на формальное право".

Авторы ряда публикаций противоречат сами себе. Из их статей следует, что "в целом в российской антиювенальной кампании большинство активистов не связаны с РПЦ МП и действуют в качестве автономной силы" и, в лучшем случае, "пользуются поддержкой ряда епархиальных архиереев".

Так, Лев Левинсон утверждает, что "не надо демонизировать ювенальную юстицию", "непонятно, против чего люди возражают". А потом он же пишет, что "сегодня есть серьезные проблемы с отбиранием детей у социально необеспеченных родителей. По существу, это происходит по политическим мотивам. Я знаю с десяток случаев, когда у активистов левых движений или у неугодных журналистов отобрали детей. Здесь уже можно обобщать – видна тенденция. Отбирают детей якобы потому, что "жизненные условия не соответствуют критериям" - непонятно каким. Туалет на улице – это может быть достаточным поводом к тому, чтобы ребенка отобрать".

Складывается впечатление, что многие авторы намеренно не желают видеть разницы между такими понятиями, как "суд для несовершеннолетних" и "ювенальная система", "насилие над детьми" и "необходимые меры воспитательного воздействия" со стороны родителей.

В то же время некоторые авторы, не являясь активистами антиювенального движения, пишут о проблеме трезво и непредвзято.

Так, бывший начальник отдела по взаимодействию с религиозными объединениями аппарата Правительства РФ Андрей Себенцов замечает, что "ювенальная юстиция – еще большее вмешательство государства в частную жизнь граждан, это отрицание, в более высокой степени, чем это сложилось сегодня, прав и обязанностей родителей в отношении своих детей".

А политолог, вице-президент Института национальной стратегии Виктор Милитарев говорит: "Опыт показывает, что система ювенальной юстиции порождает чрезвычайные злоупотребления, как, например, во Франции, Германии, Нидерландах, Израиле. Там защита прав ребенка начинает превращаться в тоталитарную, оруэлловско-хакслианскую государственную практику, когда ребенка у родителей отбирают потому, что те не разрешают им шариться по порносайтам и пользоваться легкими наркотиками, или потому, что в религиозных семьях родители заставляют детей соблюдать посты. Такое вмешательство в дела семьи недопустимо! Я знаю многих русских и русскоязычных евреев, которые вернулись из Израиля и Германии, потому что для них там стало невыносимым именно отношение к воспитанию детей.

А в наших условиях бюрократического хамства и коррупции ювенальная юстиция способна стать еще более опасной вещью, когда детей будут отбирать у родителей потому, что не дали взятку или не тех политических убеждений".

При этом В. Милитарев очень проницательно обращает внимание на одно важное обстоятельство, которое явно недопонимают те, кто стремится любой ценой внедрить в России "западные стандарты" и выполнить какие-то без согласия народа принятые "международные обязательства".

"Наш народ ведет себя с властью двусмысленно: то терпит-терпит, то бесится. Вот сейчас самым болезненным вопросом для него является нарушение прав собственности – на автомобиль, на квартиру, на дачу, и в этом же ряду стоят отношения с детьми. Естественно, любой нормальный русский мужик, услышав, что детей будут отбирать, не станет вникать в детали. Он сразу заявляет: "А я возьму пистолет и буду отстреливаться!" Недаром митинг против ювенальной юстиции, который проводил "Народный собор" вместе с "Много деток хорошо", собрал в десятки раз больше участников, чем другие православные мероприятия", - говорит Милитарев.

Дело в том, что общественная стабильность посткоммунистической эпохи во многом обеспечивалась тем, что так называемый "средний класс" и "православная общественность" получили право на свободу частной, семейной жизни, право выстраивать их в соответствии со своими убеждениями и в этом духе воспитывать своих детей. После эпохи тотального идеологического давления и контроля для больших групп граждан это были очень важные права, хотя они и критически относились ко многим сторонам посткоммунистической реальности.

Было широко распространено убеждение, что путем одного семейного воспитания детей в православных убеждениях и русских традициях можно будет посткоммунистическую Россию со временем превратить в Святую Русь.

Введение ювенальной юстиции по западным образцам станет началом новой эпохи и окончательно похоронит эти надежды.

Государственный диктат и необоснованное вмешательство в личную, семейную жизнь приведёт к тому, что "средний класс" и "православно-патриотическая общественность", прежде бывшие оплотом общественной стабильности, станут воспринимать нынешнее государство как своего врага. Вряд ли стоит говорить, к чему это может привести в эпоху кризиса и больших общественных противоречий.

Поэтому тема ювенальной юстиции представляется более чем важной и освещаться должна очень серьёзно и ответственно. Слишком большие угрозы связаны с возможными авантюрными экспериментами в этой области.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования