Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
02 июля 16:22Распечатать

Владимир Ойвин. СУЕТА ВОКРУГ "СТРАСТЕЙ". О музыкальных опусах митрополита Илариона и не только


Композитор, дирижер и искусствовед Михаил Аркадьев по моей просьбе в нескольких словах охарактеризовал "Страсти по Матфею", принадлежащие перу митрополита Илариона (Алфеева), и сделал это весьма положительно. Уже в самой просьбе к М. Аркадьеву аргументировать свою положительную оценку творчества иерарха я написал, что придерживаюсь иной точки зрения. Попытаюсь ее изложить.

М. Аркадьев написал: "Музыке "Страстей" митрополита Илариона присуща внутренняя выразительность и строгость, которая привлекает слух тех, кто готов оценить эти довольно редкие музыкальные качества в современном музыкальном сочинительстве". Я же не нашел в этих "Страстях" ни выразительности, ни строгости. Скорее проявилась скудность собственного музыкального мышления автора.

Сочинение весьма эклектично. Многие места оратории не просто стилистически близки к баховским "Страстям", но в них можно узнать целые музыкальные куски из классических "Страстей" не только по Матфею, но и по Иоанну. Не избежал Алфеев и соблазна почти на три четверти процитировать известнейшую альтовую арию из "Страстей по Матфею" "Erbarme Dich".

С другой стороны, в оратории звучали фрагменты, восходящие к современному православному обиходу, причем не к самым лучшим его образцам, а к синодальным "украшательским" сочинениям конца XIX – начала XX веков в стиле Гречанинова, плохо корреспондирующим со сдержанным и даже суровым духом истинного православного богослужения. Все это производит впечатление не полистилистики, которую пытается сымитировать автор, и строгости, присущей православной музыкальной традиции, а эклектики.

Как известно, в период написания "Страстей по Матфею" тогда еще епископ Венский и Австрийский Иларион (Алфеев) довольно долго жил в Вене. Приходится констатировать, что пребывание композитора в австрийской столице не превратило его в "венского классика".

М. Аркадьев пишет: "Я хочу со всей определенностью сказать, что не имеет ни малейшего значения попытка оценить музыку Илариона с позиции "профессиональных", школьных представлений". А почему, собственно, не имеет значения? Только из-за высокого священного сана? Профессионализм всегда остается профессионализмом. Бородин был практикующим химиком, но от этого его композиторский профессионализм не пострадал. Да и Модест Мусоргский тоже консерваторского образования не имел… Степень владения техникой оркестровки у митрополита Илариона, на мой взгляд, соответствует уровню студента III курса консерватории. Некоторые типичные особенности оркестровки навевают подозрения в том, что она сделана компьютером, обработавшим заданную музыкальную тему.

Причина такого подхода к оркестровке в данном случае не имеет значения – важен результат. А он, с моей точки зрения, неутешителен. Звучание и зрелище ритмически однообразных, унисонно движущихся смычков всех струнных, удручает. Полагаю, что за такую оркестровку студент консерватории получил бы не больше "тройки". Хотя разбор других сочинений митрополита Илариона не входит в задачу этой статьи, замечу, что подобные недостатки оркестровки присущи и другим, слышанным мною, его произведениям.

В аннотации к "Страстям по Матфею" епископа Илариона, написанной несколько в напыщенном стиле, мы читаем: "В каждой из четырех частей имеется фуга, представляющая собой один из стержневых формообразующих элементов произведения. В совокупности четыре фуги исполняют роль "несущей конструкции", на которой построена вся композиция". Насколько устойчивы эти конструкции, призванные поддерживать все строение оратории? По моему мнению, эти четыре фуги на роль столпов подходят плохо. Вместо столпов мы лицезреем четыре хлипких столбика, готовых рухнуть под собственной тяжестью. Возвращаясь к консерваторским критериям, я бы считал справедливыми, но все же завышенными оценку П. Поспеловым этих фуг ученическими упражнениями, который оценил их с трудом, но все же на "пятерку"… Известно, что залогом сочинения хорошей фуги является выбор темы, позволяющей её дальнейшую разработку. Недаром даже великий мастер И.С. Бах не любую тему мог превратить в совершенную фугу. Вспомним историю сочинения последнего и, может быть, одного из величайших творений лейпцигского кантора – "Искусства фуги". За три года до того Бах сочинил "Музыкальное приношение" на тему, предложенную ему императором Фридрихом, весьма неплохо разбиравшемся в музыке и профессионально игравшем на флейте. Сам автор не был полностью удовлетворен своим сочинением, ввиду того, что тема, предложенная императором, не давала возможности продемонстрировать весь потенциал фуги. И тогда Бах взял свою тему и выстроил на ней грандиозный памятник на все времена фуге как жанру.

Митрополиту Илариону придумать плодотворные темы для четырех фуг не удалось. Даже для одной. Потому и не стали они теми "несущими конструкциями", о которых написано в аннотации.

И еще одна особенность, еще больше подчеркивающая эклектичность стиля Илариона, бросается в глаза, вернее - в уши. Это сильное влияние мюзиклов и саундтреков к фильмам, причем не только к западным, но и к советским. Всемирно известный мюзикл Эндрю Ллойда Уэббера "Jesus Christ Superstar" не претендует на большее, чем он есть, а вот бывший епископ, а ныне митрополит Иларион со "Страстями по Матфею", "Рождественской ораторией", Литургией и другими произведениями – претендует. Иначе зачем устраивать с такой информационной помпой эти пышные бенефисы на главой академической концертной площадке страны?

Иларион (Алфеев) замахнулся на создание фактически нового отечественного жанра – православных "Страстей", но не справился с поставленной задачей. Вместо этого получился гибрид псевдобаховской музыки и не самого лучшего православного обихода, да еще и с некоторыми текстовыми и смысловыми упущениями. Новый жанр не создается на коленке в самолёте между двумя заседаниями церковных комиссий. "Служенье муз не терпит суеты; Прекрасное должно быть величаво", – эту формулировку Пушкина пока еще никто не опроверг. А тут мы являемся свидетелями не просто суеты, а подключения к "раскрутке" идеологической мощи и финансовых возможностей патриархийно-кремлевского аппарата. Ведь нанять для исполнения такого громоздкого сочинения Большой симфонический оркестр имени Чайковского и весьма популярного и востребованного дирижера В. Федосеева по нынешним временам стоит немалых денег. А свозить весь этот коллектив вместе с хором в Италию - еще бóльших.

Да, престиж и возможность в дальнейшем писать в аннотациях к "Страстям по Матфею" владыки Илариона (Алфеева) не только про псевдовеличественные фуги, но и про исполнение оратории в Ватикане в присутствии Папы стоит недешево. Но только музыка от этого лучше не становится… И исполняться, вероятнее всего, она будет до тех пор, пока за ее автором стоит административный ресурс Московской патриархии.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования