Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
26 октября 17:41Распечатать

Протоиерей Алексий Лебедев. ПО СУСЕКАМ. Общины и клирики ИПЦ русской традиции в разных регионах России. Часть первая - Санкт-Петербург


Подходит к концу второе десятилетие легального существования Истинно-Православной Церкви (ИПЦ) в России. Как известно, в советские времена, начиная с 1930-х гг., она в полном составе была загнана в подполье и считалась "антисоветской организацией". Но тут важно заметить, что мы в данной статье понимаем под ИПЦ не только общины православных христиан, оставшиеся на православных позициях отношения к гражданской власти и церковному учению о спасении в 20-30-х годах ХХ века, которые имели иерархическое преемство от Российской Православной Церкви под управлением св. Патриарха Тихона и Патриаршего Местоблюстителя Митрополита Петра Крутицкого (в противовес отделившихся от них организациям обновленцев и сергиан). ИПЦ сталинских времен, иерархия которой практически в полном составе переместилась из земной Церкви в Небесную и прославлена в лике Новомучеников и Исповедников Российских, дожила до "перестройки" без епископского чина и практически без священников. Сегодня ИПЦ в России стали называться появившиеся здесь с 1990 года на легальных основаниях приходы, подчиняющиеся иерархии РПЦЗ (и ее "осколков") или греческих старостильных Синодов. Фактически иерархиями ИПЦ стало возможно называть антиэкуменистов, в противовес официальным так называемым поместным Церквам, вошедшим в экуменическое движение или имеющим с экуменистами общение в таинствах.

Несмотря на многочисленные "истинные" самоназвания, невозможно отнести к ИПЦ по формальным признакам различные общины, имеющие смутную преемственность от РПЦ МП, УАПЦ, УПЦ КП и самосвятов.

Обновленцев "в чистом виде" официально не существует с 1940-х годов, когда они объединились с сергианами (в лице воссозданной Сталиным в 1943 г. Московской патриархии), а сергиане существуют как признанная в РФ де-факто государственная Церковь, РПЦ МП. Стало быть, с нашей точки зрения, ИПЦ – это законная иерархия 1000-летней Русской Церкви, в противовес восстающим на нее раскольникам и еретикам, также претендующим на это имя. В силу известных исторических причин эта иерархия, вплоть до грядущего законного Поместного Собора, не имеет полного организационного единства и нормальных, общепризнанных органов высшей церковной власти.

Понятно, что сегодня представители РПЦ МП видимым образом торжествуют, практически контролируя "копирайт" православия в бывшем СССР, изгоняя ИПЦ из общественного и, по возможности, из информационного пространства. Однако, многочисленные противоречия, раздирающие РПЦ МП изнутри, подталкивают многих небезразличных клириков и мирян к поискам евангельской Истины, которой они не находят в экуменических структурах, попирающих догмат о Церкви Христовой как хранительнице даров Святого Духа и Ковчеге Спасения. Не секрет, что именно эти люди и составляют подавляющее большинство приходов ИПЦ.

Подлинная проблема заключается в том, что сегодня в ИПЦ мы не наблюдаем единства не только в административном управлении, но и в евхаристическом общении, несмотря на общность веры ее многочисленных Синодов. Но важно понять, что в большинстве иерархий это положение воспринимается как ненормальное и временное, которое должно быть преодолено на чаемом в будущем Поместном Соборе.

Настоящая статья открывает серию публикаций, посвященных ныне действующим общинам различных "ветвей" ИПЦ в России, которые, возможно, хоть в чем-то помогут прорыву информационной блокады в их отношении и чаемому нами процессу объединения Российской Церкви.

***

Санкт-Петербург был главным центром ИПЦ в 1930-е годы и неудивительно, что здесь появился и один из первых приходов РПЦЗ в России, образование которого пришлось на 1990 год. Автор этих строк сам был принят в Церковь из сергианства в этом приходе в конце 1991 года. Первое время возглавлял приход священник Сергий Перекрестов, рукоположенный в пресвитерский сан в мюнхенском монастыре РПЦЗ, а костяк общины составляли питерские интеллектуалы, из среды которых особенно выделялась чета Никитиных, устраивавшая в городе на Неве выставки о РПЦЗ и наладившая выпуск первого "альтернативного" православного иллюстрированного журнала – "Возвращение".

За 20 прошедших лет можно выделить два главных периода существования ИПЦ в городе. Первый из них начался с уже упомянутым образованием прихода Новомучеников и Исповедников Российских (в юрисдикции Архиерейского Синода РПЦЗ) в помещении храма иконы Казанской Божией Матери бывшего Новодевичьего монастыря, по адресу: Московский проспект д. 100. Приход успел освоить крипту храма, верхнюю же его часть власти оперативно передали РПЦ МП, а в 1994 г. изгнали "зарубежников" и из крипты. Быстрый рост числа "зарубежных" приходов в северной столице вылился во второй половине 90-х в регистрацию Санкт-Петербургской и Северорусской епархии РПЦЗ, объединявшей к 2000 году 10 приходов в городе и пригородах. С первого дня своего существования и до сих пор епархия эта остается вдовствующей. Распад епархии начался одновременно с Архиерейским Собором РПЦЗ в октябре 2000 года, на котором был принят курс на "воссоединение" с РПЦ МП. Спустя год, этот курс был официально зафиксирован отправкой "на покой" Митрополита Виталия (Устинова), которого заменил Митрополит Лавр (Шкурла), приведший большую часть общин РПЦЗ к унии с сергианами.

Второй этап истории санкт-петербургских общин ИПЦ новейшего времени начался в ноябре 2000 г., с образованием в Петербурге автономного Церковного округа Российской Церкви, куда вошли три общины бывшей единой РПЦЗ, во главе с архимандритом Алексием (Макриновым), бывшим благочинным епархии и настоятелем храма св. Александра Невского в Гатчине (ныне также занят РПЦ МП). Первые несколько месяцев своего существования округ не имел епископского окормления, поскольку все иерархи РПЦЗ подписали "отступнические", с точки зрения округа, решения Собора 2000 г. В начале 2001 г. Митрополит Виталий отозвал свои подписи из-под соборных деяний, что предопределило его судьбу, но вернуло епископство петербургским ревнителям.

Сегодня мы наблюдаем в городе своеобразный юрисдикционный "расцвет", связанный с общими процессами, происходящими в Истинном Православии. В северной столице представлены практически все Синоды ИПЦ русской традиции (и некоторые – греческой), большинство из которых существует на правах религиозных групп, не добиваясь государственной регистрации. Ниже я остановлюсь на каждой общине, ранжируя их по степени заметности и массовости (причем, начиная с пятой позиции, эти критерии стираются). Кроме того, я оставлю за скобками канонические оценки существующих общин и их Синодов, рассматривая факт их существования исключительно с точки зрения социологии религии.

Наиболее заметен в городе (да и гораздо шире) приход св. новопреподобномученицы Великой Княгини Елизаветы, располагающий собственным храмом (со всеми подобающими ему атрибутами) на севере города. Храм, построенный в середине 1990-х гг., является кафедрой епископа Григория (Лурье), носящего титул Петроградского и Гдовского, возглавляющего Архиерейское Совещание РПАЦ (в состав Совещания входят еще епископы Севастиан и Амвросий, вышедшие из подчинения "материнскому" Синоду РПАЦ в Суздале). Службы в храме проводятся практически ежедневно, его клир составляют три священника и два диакона. Приход насчитывает около 200 человек. Община была образована в 90-е годы вокруг протоиерея Александра Жаркова, перешедшего в 1997 году в РПЦЗ вместе с храмом и вскоре после этого жестоко убитого.

На второе место стоит поставить храм Покрова Пресвятой Богородицы в деревне Дудачкино Волховского района Ленинградской области. Храм принадлежит РПЦЗ под управлением Митрополита Агафангела (Пашковского) (РПЦЗ(А)). Настоятель храма священник Александр Сухов перешел из РПЦ МП в 2007 г. вместе с многочисленной (около 150 человек) паствой, которая ездит в деревню на службы из Питера и окрестностей. Рядом с храмом строится женский монастырь, благословение на создание которого уже получено от Синода РПЦЗ(А). Как известно, этот "осколок", единственный из тех, что вышли из недра РПЦЗ, находится в общении с греческим "Синодом Противостоящих" митрополита Киприана (Куцумбаса) и исповедует общее с ним учение о "болящих" (экуменистах) и "здоровых" (истинно-православных) членах Церкви, именуемое по имени основателя "киприанизмом". Киприанизм осужден всеми Синодами ИПЦ, что ставит Синод Митрополита Агафангела в совершенно особое положение. (Важно, что и сам он не причисляет свою Церковь к ИПЦ). Тем не менее, учитывая принципиальное отрицание этим Синодом экуменизма и сергианства, отсутствие общения с РПЦ МП и настроения общин в России, я посчитал необходим включить приходы РПЦЗ(А) в наш список.

Третьим отмечу домовой приход в честь иконы Божией Матери "Всецарица", где находится кафедра епископа Нектария (Яшунского), носящего титул "Олимпийский". Владыка Нектарий является управляющим российскими приходами "калинникитского" Синода ИПЦ Греции, а также широко известен в России как переводчик текстов св. Григория Паламы. Службы в приходе проводятся по воскресным и праздничным дням, а община составляет около 50 человек.

На четвертом месте стоит приход в честь иконы Божией Матери "В скорбех и печалех Утешение" РПАЦ. Община его насчитывает около 50 человек - как бывших прихожан храма св. Александра Невского в Гатчине (РПЦЗ), так и вновь пришедших из РПЦ МП. Настоятель – автор этих строк, протоиерей Алексий Лебедев. Богослужения проводятся по воскресным и праздничным дням и проходят в центре города, в оборудованном в отдельном здании домового храма.

На пятой позиции община св. прав. Иоанна Кронштадтского, настоятель - священник Павел Симаков. Община с осени 2000 года находится в "акефальном" состоянии, поминая не конкретного епископа, а "православное епископство" в целом, и насчитывает около 30 человек, ведя при этом большую социальную работу. В частности, силами общины устанавливаются памятные кресты на местах, связанных с историей Катакомбной Церкви в России.

На шестом месте - домовой храм св. новопреподобномученицы Елизаветы юрисдикции РПЦЗ(А). Общину этого храма создал покойный протоиерей Валентин Савицкий, а сегодня настоятелем здесь служит священник Георгий Галецкий. Службы проходят в старой квартире в центре города. В службах участвует и священник Александр Щипакин.

Седьмой в списке стоит община в честь иконы Божией Матери "Державная" под настоятельством иеромонаха Варсонофия (Капралова). Община поминает епископа Антония (Рудей), Бэлцского и Молдовского, главу РПЦЗ (В-А). Около двух лет назад епископ Антоний, будучи иерархом РПЦЗ(В), совершил единоличную хиротонию нового епископа, из-за чего с ним прервали общение два других епископа "витальевской ветви" - Владимир и Анастасий. Община небольшая, службы проводятся на квартире, но регулярно. Иногда в этой общине гостит и архимандрит Алексий (Макринов), бывший кандидат во епископы еще единой РПЦЗ, так и не сподобившийся епископского сана в силу деликатных причин. Его паства не превышает десятка человек.

Восьмой было бы верно упомянуть общину в честь Сретения Господня под настоятельством священника Олега Прокопова, которая входит в РосПЦ (Синод Митрополита Антония (Орлова)). В общине несколько десятков человека, службы совершаются по воскресным и праздничным дням в квартирном храме на севере города.

Девятой идет не так давно отделившаяся от общины о. Варсонофия одноименная община в честь "Державной" иконы Божией Матери, подчинения РПЦЗ(В), фактическим первоиерархом которой является архиепископ Владимир (Целищев). Некоторое время она состояла только из мирян, но сейчас здесь служит священник Алексий Хоробрых, перешедший из "Бостонского" Синода ИПЦ (Holy Orthodox Church in North America - HOCNA). Службы, традиционно для ИПЦ, совершаются в квартирном храме. Этот же батюшка проводит богослужения и в храме святых Царственных Мучеников в Стрельне, в котором нет своего настоятеля.

Десятой стоит община святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, которая располагает квартирным храмом. Причт храма составляют священник Александр Смирнов и диакон Иоанн Данилов, наличие которого является большой редкостью для неофициального православия. Община входит в РПЦЗ(А) и состоит в основном из бывших сторонников либеральной АПЦ и бывших прихожан РИПЦ, перешедших в РПЦЗ(А) вслед за иеромонахом Игнатием (Крутковым). Вообще, относительная многочисленность общин РПЦЗ(А) в городе на Неве очевидно связана с наличием неподалеку от Петербурга (в Псковской области) резиденции архиепископа Софрония (Мусиенко), носящего титул Санкт-Петербургского. При архиепископе Софронии несет свое постоянное служение и упомянутый выше иеромонах Игнатий.

Этим исчерпывается список приходов ИПЦ в Петербурге, в которых налажено регулярное богослужение. Формально в городе присутствуют и другие общины различного подчинения, но богослужения там проходят мирским чином или крайне редко, с помощью приезжих священников. Из греков-старостильников, в частности, представлены "матфеевцы" ("николаиты" и "кирикиты"), но их считанные единицы.

Общая численность прихожан ИПЦ в Петербурге формально невелика: около 500 – 1000 человек, но стоит отметить, что фактически все они являются так называемым "активом", т.е. воцерковленными и сознательными христианами, а домовые храмы ИПЦ практически не имеют случайных "захожан". Несмотря на отсутствие литургического общения между Синодами ИПЦ, общины достаточно тесно общаются между собой, обмениваясь прихожанами, информацией и литературой.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования