Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
16 октября 17:23Распечатать

Влас Логинов. КУДА ПРИВЕДЕТ НОВЫЙ КУРС. О вопросах, которые не вошли в повестку дня предстоящего Собора РПСЦ


Вначале имеет смысл поговорить о тех вопросах, которые в повестку дня не вошли. Итак, на Соборе не будут говорить о кризисе духовных кадров. Кризисе иночества. Кризисе духовного образования. Кризисе пустых храмов. Ведь даже на Рогожском в будний день не наберется более 2-3 десятков молящихся.

Нет в повестке дня вопроса, связанного с критическим положением в Рогожской общине. Ни для кого не секрет, что в последние годы идет процесс распада этой некогда крупнейшей и влиятельнейшей общины старообрядческой Церкви. Практически полностью свернута соборная, церковно-просветительская жизнь в общине. В центральном, крупнейшем храме России на постоянном служении находится всего лишь один престарелый священник, которого не всякий прихожанин может найти в буднее время, не говоря уже о сотнях и тысячах приходящих сюда посторонних, наивно ищущих духовного просвещения. О миссионерской, проповеднической миссии Рогожской общины не идет и речи. Отсутствует молодежная работа.

По-прежнему в повестке дня Собора нет вопросов о духовном возрождении регионов с традиционным старообрядческим населением, о пастырской работе внутри Церкви и вне её.

Другой острейшей проблемой является полное отсутствие богословской грамотности и начитанности у большинства клириков РПСЦ, а отсюда - неспособность к проповеди веры в современных условиях. Реальным шагом по исправлению этой ситуации стало создание в Москве, на Рогожской, Духовного училища, которое открылось 1 сентября 2004 года. За прошедшие годы в Духовном училище состоялось уже три выпуска, в том числе и один выпуск заочников. Несмотря на наличие нерешённых проблем в деятельности училища, несомненны и достижения. И совершенно неожиданными были прозвучавшие на очередном учебном совете РПСЦ 31 августа 2009 г. слова Митрополита Корнилия о переформировании и переименовании училища в учебный центр. Вполне уместно было бы вопрос о духовном училище рассмотреть на Соборе. Однако этот вопрос в повестке дня не предусмотрен.

Не видно попыток уврачевания произошедшего на Соборе 2007 года трагичного разделения с Церковью части верующих – старообрядцев.

В повестке дня отсутствует вопрос о церковном суде, который необычайно важен. Так, церковный суд после Собора РПСЦ 2007 года, в ходе которого ряд лиц подверглись отлучению от Церкви и запрещению, прошёл с явными нарушениями правил. Этот случай показывает, что необходимо разработать Положение о церковном суде.

По-прежнему не решённым остаётся вопрос о допустимости возведения нынешнего первосвятителя РПСЦ Митрополита Корнилия (Титова) в священные степени как бывшего члена КПСС.

Но, кроме того шлейфа вопросов, который тянется после Собора РПСЦ 2007 года, выявляются и новые.

Не стала предметом обсуждения на Соборе и странная инициатива С.Е.Деева и архиепископа Саватия (Козко) о проведении "Всеправославного Собора" на "Украине-Руси" с участием восточных патриархов и старообрядцев, во время которого "несколько православных церквей со своими патриархами" "возродят в Украине-Руси" "будущую" "единую Православную Апостольскую Кафолическую Церковь из имеющихся ныне православных патриархий" "с единым патриархом". По сути, речь идет о проекте интеграции нашего белокриницкого старообрядчества в экуменическое и апостасийное "мировое православие".

Этого вопроса в повестке нет.

Хотя представленный список вопросов к рассмотрению на Собор в большинстве своём содержит вопросы для Церкви не самые актуальные, мы всё-таки постараемся их прокомментировать.

Среди них - вопрос о прославлении в лике святых иконописцев Андрея Рублева и Даниила Черного; первопечатника диакона Иоанна Федорова.

Говоря о канонизации святых в РПСЦ, надо сказать, что она во многом носит "догоняющий характер" и совершается зачастую после того, как эти же святые бывают канонизированы в РПЦ МП.

Говоря об отношениях между Московской старообрядческой митрополией и Белокриницкой, надо сказать, что они начали обостряться с 1996 года из-за принятия Московской митрополией в свою юрисдикцию находящегося в г. Сиднее (Австралия) старообрядческого прихода, а также создания Московской митрополией в 2002 году Аугсбургской и всея Германии епархии, правда, впоследствии, в 2005 году упраздненной. Белокриницкая митрополия считала это недопустимым вторжением на свою каноническую территорию.

За этими разногласиями стоит не только спор о канонических территориях и финансовых отчислениях из старообрядческих приходов Европы, США и Австралии в ту или иную митрополию, но и разное понимание того, где в современном мире находится центр и где лучше сохранились традиции древлеправославного христианства - в России или в зарубежной диаспоре.

Отношения ещё более осложнились после Собора РПСЦ 2007 года, в результате которого группа лиц вышла из молитвенного общения с Московской митрополией и сразу стала апеллировать к митрополии Белокриницкой.

Какие шаги могут быть предприняты Митрополитом Корнилием на Соборе 2009 года по улучшению отношений с Белокриницкой митрополией?

Скорее всего, он согласится со всеми требованиями Браилы: признает Митрополита Леонтия всестарообрядческим первоиерархом, подтвердит их каноническое право на все территории за пределами СНГ, при условии полного отказа Митрополита Леонтия и Белокриницкой митрополии от какой-либо поддержки и контактов с группами, "отделившимися" от РПСЦ.

Вопрос о протоколе встреч с инославными - единственный важный вопрос, связанный с нынешними нестроениями в РПСЦ, который включен в повестку дня.

"Протокол встречи клириков РПСЦ с инославными священнослужителями" начал разрабатываться с 2005 года и до сих пор не принят. Но даже если "Протокол" будет принят, вряд ли он сможет приостановить "дрейф" РПСЦ в сторону РПЦ МП до тех пор, пока не будет дана четкая богословская оценка современного состояния вероучения и практики "господствующего исповедания".

Именно отсутствие такой оценки и приводит к полной неясности относительно формы и содержания контактов официальных лиц РПСЦ с официальными лицами РПЦ МП. Принятие в этих условиях "Протоколов встреч с инославными" является попыткой бороться со следствиями, а не с причиной проблемы.

В повестке дня есть вопрос "О проповеди веры Христовой в современном мире". Не постараются ли под видом "проповеди в современном мире" легализовать участие Митрополита Корнилия и других представителей РПСЦ в таких сомнительных мероприятиях, как "Всемирные русские соборы", выставки с участием никонианских иерархов и т. д.?

На обсуждение Собора вынесен вопрос "Об отношении к введению в школьные программы предмета "Духовно-нравственное воспитание".

Велика вероятность, что именно с предложением "одобрить введение в школьные программы предмета "Духовно-нравственное воспитание" будет призывать в своём выступлении на Соборе Митрополит Корнилий, уверяя, что это необходимо для "православного единства", "борьбы с духовными угрозами" и т. д.

Среди вопросов, представленных к Собору, есть такой, как "О вреде пьянства и мерах по борьбе с ним", который предварительно рассматривался на Совете митрополии 30 апреля – 1 мая 2009 года, и там же было принято странное решение о запрещении на церковных трапезах крепких спиртных напитков. Это решение свидетельствует либо о том, что руководство РПСЦ разделяет еретические взгляды древних "сектантов" – "аквариев" или более близких к нам "трезвенников", либо о неуклюжей попытке продемонстрировать поддержку "генеральной линии", начатой РПЦ МП в начале 2009 года компании по борьбе с пьянством.

Среди вопросов на Собор есть такой оригинальный, как "Об установке лампады у порога Судных врат в Иерусалиме".

Актуальность вопроса осознаётся с трудом. Что за этим стоит? Желание кого-то за церковный счет совершить паломничество в Святую Землю? Скрытая попытка получить признание со стороны "мирового христианства"?

Предложенная установка лампады у порога Судных врат в Иерусалиме напрямую воспрещается церковными правилами, например, 71 Апостольским правилом. Славянская Кормчая: "Аще который христианин принесет масло в соборище жидовское, или в церковь еретическу, или в поганску в праздник их, или кадила, или свещю вожжет, да отлучится". Толкование Вальсамона: "В другом месте сказано, что нет никакого общения верному с неверным (2 Кор. 6. 14-15). Посему и настоящее правило говорит, что подлежит отлучению тот христианин, который празднует вместе с каким бы то ни было неверным, или возжигает елей, или светильник при их ложном богослужении; потому что таковый почитается единомысленным с неверными".

В заключение надо сказать, что подбор вопросов на Собор РПСЦ 2007 года, а также содержание интервью, данного первоиерархом РПСЦ Митрополитом Корнилием (Титовым) 9 октября 2009 года в Великом Новгороде, не дают оснований надеяться на изменение "нового курса" старообрядческой митрополии, направленного на достижение "православного единства" с РПЦ МП.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования