Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
12 октября 14:12Распечатать

Андрей Захватов. СЛЕЗА РЕБЕНКА. Конфликт в Боголюбово не дает покоя владимирским СМИ


Комментарии к письму воспитанницы Свято-Боголюбского женского монастыря Вали Перовой президенту России вот уже месяц не сходят со страниц владимирской прессы. В последних числах сентября и в первой декаде октября все рейтинговые газеты областного центра, кроме коротких "информашек" о событии, выделили для своих материалов о конфликте по целой полосе, а то и по две (как областной "Призыв"). И при внимательном прочтении владимирских газет становится видно вот что.

При подготовке материала в газете "Хронометр", вышедший 29 сентября, журналистка Олеся Сауткина выслушала мнения всех сторон, включая саму девочку-подростка:

"Почему думают, что письмо писала не я? Письмо это я сама написала! В приюте оставляли всех насильно, - рассказывает корреспонденту "Хронометра" беглянка Валентина Перова. - Говорили, "если пришел, то уходить не должен". А я хотела уйти, хотела на волю. Только вот ни паспорта, ни полиса, тем более сотового телефона у меня не было - это называлось бесовщиной. О будущем пока не думала, но в приют точно не хочу!

"Боголюбовский монастырь - достаточно проблемная обитель, - разъясняет и отец Андрей, пресс-секретарь Владимирской епархии. — Это - некий оплот противления. Туда ездили с проверкой, говорили с детьми, с воспитателями. Вроде все довольны, все умеренно. Устав у них есть новый, составленный епископом, а как уж живут, соблюдают ли его, это уже внутренний процесс. Что в душах творится, известно только Богу. Что же касается письма Вали Перовой, то это ее личное дело. Может, сама писала, может, и манипулирует кто-то девочкой.

В монастыре же считают, - пишет Олеся Сауткина, что все это — и побег, и письмо, — задумано недоброжелателями отца Петра.

"Валя в первый класс пошла в 9 лет, и не могла написать такого письма, — убеждена мать Антония. — У нас есть ее сочинения, не ее это стиль. Мы наказываем послушниц за провинности, но не так сурово, как пишет Валя. Ни о каких 1000 поклонов и речи быть не может. 3, 6 или 12 — это да. Ей хотелось в мирскую жизнь, она заглядывалась на прихожан. Вот и сбежала. Но пока не поняла конфликта, который раздувается вокруг нее. Жалко девочку — ей потом с этим жить".

По словам матушки Антонии, - продолжает журналистка, - девушки, достигшие совершеннолетия, вполне свободно могут выбрать дальнейший путь. Были случаи, по словам монахини, кто-то покидал обитель, но кто-то и оставался.

Но, предоставив слово всем вовлеченным в конфликт сторонам, избежать нападок читателей на интернет-форуме журналистке "Хронометра" не удалось, и ей пришлось ответить, что "…мы не "клеветали" и "хулу" ни на кого не возводили. Мы дали мнения разных людей, чтобы наши читатели сами могли сделать выводы и сформировать свое мнение по проблеме. К тому же, если вы внимательно прочли материал, то должны были заметить, что нигде, заметьте, нигде в тексте не упоминается слово "Бог".

В отличие от "Хронометра", "Комсомольская правда во Владимире", вышедшая 7 октября, явно приняла сторону оппонентов архимандрита Петра, между строк призывая наказать "фанатичного старца":

Описав восторг девочки от посещения кинотеатра в Москве, газета поведала, что "на прошлой неделе в интернете появилось заявление игумена Сергия (Рыбко). Он сравнил порядки в Боголюбовском монастыре с режимом Пол Пота. Заявление жесткое, но то, что в Боголюбовской обители происходят вещи мрачные – факт". И что "степень агрессивности, с которой проводится в жизнь идея отца Петра, хорошо видна в Интернете. Сунься в полемику вокруг письма Вали Перовой Федор Михайлович Достоевский, со своим "ни одна идея не стоит слезы ребенка", ему бы досталось по полной программе: "проводник псевдолиберальных ценностей", "пособник гнилого Запада", "растлитель малолетних", "проклятый ювенал", наконец "просто сумасшедший". Но за всем этим гомоном все чаще стоит вопрос: а почему не сказала своего слова Патриархия? Насколько угодны Богу детские молитвы во славу России из-под палки фанатичного старца?

Интересно, что несколькими днями ранее, 3 октября, та же "Комсомольская павда" предоставила слово первого замредактора журнала "Человек и закон" Николаю Бондаренко, выступившего, по сути, в защиту архимандрита Петра:

"Целесообразно было бы провести лингвистическую экспертизу письма девочки. Если вскроются факты подлога и клеветы на монастырь, Общественная Палата – а историю взял под контроль ее руководитель Анатолий Кучерена – должна отреагировать на действия своего члена Зыкова и решить, может ли он находиться в этом органе".

Областная газета "Призыв" в посвященной конфликту статье 6 октября прокомментировала его намного сдержаннее "Комсомолки" и привела разъяснение монахини Свято-Боголюбского монастыря матери Антонии:

"У нас есть разрешение от социальных органов о проживании детей на территории монастыря или вместе с родителями, или вместе с опекунами. Надо совместными усилиями вырабатывать какую-то единую систему, и под нее, соответственно, уже все будут подстраиваться. И мы с радостью на это откликнемся".

Через 2 дня, 8 октября, тот же "Призыв" дал слово председателю Совета Всероссийской общественной организации "Много деток – хорошо" Татьяне Боровиковой: "У нас есть большие сомнения, что это письмо писала Валентина Перова".

Что ж, чем закончится "разбор полетов" - покажет уже ближайшее время. Однако хочется заметить, что 25 сентября, когда конфликт в Боголюбово еще не попал в центр внимания СМИ, религиовед Михаил Воронов в той же владимирской газете "Призыв" писал:

"Россия переживает "монашеский бум": количество монастырей почти достигло дореволюционной цифры 1000. Во Владимирской области их уже около 40. Наша губерния - самая монашеская в стране. …Русское монашество ведет свою историю практически с начала принятия русскими христианства. Мы заимствовали на Востоке наиболее строгие формы аскезы (например, русские монахи вообще не употребляют мясной пищи).

Рассказав о сложившихся в русских монастырях порядках, ученый подчеркнул, что "в Русской Православной Церкви понимают, что не дисциплиной и даже не соблюдением устава созидается монастырское братство, а только любовью, да и сами уставы свидетельствуют о любви".

С этим заключением ученого - очень хочется согласиться. И хочется верить, что история Вали Перовой закончится не в суде, а без суда, и закончится не новым скандалом, а примирением сторон.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования