Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
01 октября 16:40Распечатать

Роман Лункин. ПРАВОСЛАВНЫЙ «ВАХХАБИЗМ». Член Совета при Минюсте РФ вновь разжигает религиозную рознь


Считается, что в исламе ваххабизм – это течение, которое выступает за возвращение к чистоте "первоначального ислама" безо всяких позднейших наслоений. Самые радикальные ваххабиты рассматривают остальных мусульман как отступников от чистоты веры и даже как врагов. В России действует свое радикальное "сектоведческое" движение, представители которого ради борьбы за "чистоту веры" идут на весьма радикальные шаги, на нагнетание напряженности в религиозной сфере. О методах и стиле этого движения напомнило опубликованное "Порталом-Credo.Ru" "опровержение" "сектоведа" Александра Кузьмина, которое стало его реакцией на мою статью "Дурной сон под маской православия", содержащей описание той конфликтной ситуации, которую Кузьмин создал в Саратовской области, организовав кампанию против протестантских церквей и, в частности, против церкви "Слово жизни".

Очевидный вред диалогу РПЦ МП с протестантскими Церквами России и престижу светской власти Александр Кузьмин наносит тем, что выступает не только в качестве "православного сектоведа", но и как член Совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Минюсте РФ.

В своем "опровержении" "сектовед" доказывает то, что пятидесятники не являются протестантами, ссылкой на саратовскую православную "антисектантскую" конференцию 2005 года, а также на то, что лютеране не считают "Слово жизни" протестантами, по крайней мере, "традиционными". Ни к каким научным и историческим данным Кузмин не прибегает, ограничиваясь довольно наивными, с точки зрения социологии и религиоведения, аргументами. Эксперт должен рассматривать религиозную ситуацию, отношения протестантов с православными и их самих прежде всего с позиций социологии религии. А если кто-то не любит какие-то религиозные движения, то это его право, но назначать столь предвзятого человека экспертом в Совет при Минюсте РФ - глупость.

Очевидно, что представителей саратовской власти деятельность Кузьмина пугает, а поэтому сами они отмежевались от "сектоведа".

Не могу сказать, что вопросы, которые я задавал чиновникам в мэрии и областной администрации или хотел задать представителям епархии, были особенно острыми или трудными. Но они были насущными.

Представитель областной администрации Маргарита Лозгачева подошла к оценке ситуации с точки зрения Конституции РФ и действующего законодательства. В интервью автору она отметила, что власть общается со всеми зарегистрированными религиозными объединениями и старается не допускать конфликтов, а произошедшее – личный конфликт Кузьмина со "Словом жизни". Как отметила Лозгачева, областная администрация выступает за мирное сосуществование конфессий, и лично ей не очень нравится деятельность Кузьмина. Если бы местная православная епархия лучше работала в миссионерском плане, полагает чиновник, люди не шли бы в "секты", но русские люди часто именно там находят утешение. По мнению Лозгачевой, в РПЦ МП миссионерская деятельность "не очень хорошо поставлена", люди ходят в церковь по праздникам, согласно традиции, и все. Однако, подчеркнула Маргарита Лозгачева, раздувать конфликты в прессе – это также не способ разрешения проблемы.

Православную миссию священников Даниила Сысоева и Дионисия Габбасова пятидесятники приветствовали. Пасторы церкви "Слово жизни" Павел и Дмитрий Тарановы нормально воспринимали богословскую критику пятидесятничества со стороны отца Дионисия и отца Даниила. Представители этой пятидесятнической церкви бывают на встречах, которые проводятся в храме "Утоли моя печали" в Саратове. После нескольких бесед действительно некоторые из "Слова жизни" ушли в РПЦ МП под влиянием проповеди православных отцов. Однако когда членов "Слова жизни" начинают обвинять в убийствах, самоубийствах, зомбировании и т.д., то многих это отвращает от православия. Потому что их начинают ругать так же, как это было в "совковых" атеистических брошюрках, теми же словами, с той же ненавистью. Пятидесятники вполне сознавали в беседах с православными священниками, что их считают еретиками, но некоторые, наверное, и перешли в православие, поскольку не было в священниках звериной ненависти, какая наполняет тексты Кузьмина. Это бессильная ненависть зиждется на незнании богословия, отсутствии религиоведческой квалификации и на твердой уверенности в том, что патриотизм заключается в борьбе с христианами-еретиками. Глава Правозащитного центра Всемирного русского народного собора Роман Силантьев упрекал критиков Совета при Минюсте РФ, что они называют "экспертов Дворкина" чуть ли ни фашистами, однако какие ассоциации может вызывать "сектовед" Кузьмин, готовый "взорвать" межконфессиональный баланс в одном из российских регионов, а в будущем – и во всей стране.

Другой эпизод, связанный с деятельностью Дворкина и Кузьмина, не менее показателен. Центр Иринея Лионского, которым руководит Дворкин, и его адвокат Александр Корелов поддержали распространение экстремистской листовки активистов молодежной общественной организации "Молодая гвардия Единой России" против Общества сознания Кришны. Основанием для текста листовки послужила информационная справка "сектоведа" Кузьмина. 23 сентября 2009 года Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда своим определением отменила решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 29 января 2009 года о признании антикришнаитской листовки экстремистским материалом. Хотя вряд ли это последнее решение в этом деле. Суд рассмотрел жалобы А.В. Кузьмина и активистов организации "Молодая гвардия Единой России". Интересы "сектоведа" Кузьмина представлял адвокат Дворкина - Александр Корелов.

Предвзятость этого решения очевидна, так же как и ксенофобский характер листовки и справки Кузьмина. Удивительно, как можно не признавать материал экстремистским, если в нем говорится следующее: "Кришнаиты готовы "убивать по религиозным мотивам"… Фанатично преданные, забывшие русскую культуру, изменившие под воздействием секты свои представления о том, что такое добро и зло, кришнаит, по мере своего пребывания в секте, получает непоправимый урон своей психике, своему моральному облику и физическому здоровью. Встречаясь с кришнаитами, помните, что эти люди - жертвы психологического насилия, для которых осознание случившегося с ними - непосильная задача". Общество сознания Кришны, согласно листовке и справке Кузьмина, представляет собой "тоталитарную секту кришнаитов, известную по всему миру преступлениями против человека и общества - финансовыми махинациями, трудовой и сексуальной эксплуатацией, торговлей оружием и наркотиками, убийствами и другими противоправными деяниями… Секта кришнаитов представляет собой яркий пример античеловеческой организации".

Из текста следует, что либо автор листовки и справки, либо Общество сознания Кришны должны быть осуждены. Однако автор продолжает разжигать рознь по отношению к официально зарегистрированным в России религиозным объединениям, к которым у представителей власти нет претензий.

Очевидно, что дело не в самих по себе словах "сектант" и "еретик" – христиан-протестантов или других верующих каждый имеет права считать такими. Дело в том, что кто-то старается превратить РПЦ МП в символ нетерпимости, хотя даже ее священноначалие призывает к активному диалогу с инаковерующими. Глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества РПЦ МП отец Всеволод Чаплин 22 сентября на круглом столе в Славянском правовом центре резонно заметил, что в атаках на религиозные меньшинства "часто бывает виновата не одна сторона". Подобные столкновения отравляют религиозную атмосферу, заявил отец Всеволод.

Здравая православная проповедь, как показывает пример отца Даниила Сысоева, приносит свои плоды, хотя большинство слушателей все равно остаются протестантами - баптистами или пятидесятниками. Но почему они должны продолжать чувствовать себя в России "гражданами второго сорта"?


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования