Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
01 августа 14:41Распечатать

Валерий Емельянов. МУФТИИ ПОМОГУТ ПРЕЗИДЕНТУ. Встречаясь с мусульманскими деятелями Северного Кавказа, Медведев продемонстрировал свое желание формировать самостоятельную политику. Хотя бы в религиозных вопросах


Честно говоря, мало кто ожидал, что глава государства так быстро отреагирует на предложение главы Координационного совета мусульман Северного Кавказа Исмаила-хаджи Бердиева о проведении отдельной встречи главы государства с представителями мусульман этого региона. Сам этот факт свидетельствует, что мусульманское направление в деятельности Дмитрия Медведева – это не просто дань протокольной практике, но попытка выстроить если и не политику, то, по крайней мере, четкую линию поведения в отношении религиозных общин. В этом убеждает многое на этой встрече, хотя бы то, что она прошла в здоровой, спокойной атмосфере, без характерных для предшественника Медведева сентенций про сортир и радикальное обрезание.

Похоже, в Кремле после почти двадцатилетней и временами очень жесткой практики начали догадываться, что реальные проблемы с исламом как религией если и возникнут, то именно на Кавказе, а отнюдь не в тюркском ареале Поволжья или Сибири. Ислам на Кавказе – более значимая и более живая составляющая национальной культуры и быта, чем в других регионах страны, хотя и здесь советская эпоха сделала свое дело. И, кстати, тот факт, что во встрече участвовали как главы мусульманских общин, так и главы регионов, тоже по-своему красноречив. Он демонстрирует куда более тесную связь власти с мусульманским фактором на Кавказе, чем в татаро-башкирских регионах.

Разговор на встрече шел также о тех проблемах, которые являются по-настоящему насущными для мусульман и могут быть решены с помощью государства, и только в тесном взаимодействии с ним. Речь идет о постоянном и мощном присутствии ислама и мусульман в медийном пространстве, а также о проблемах мусульманского образования.

Только в случае наличия у российских мусульман мощного и постоянно действующего информационного ресурса можно будет решить хоть в какой-то мере проблему очищения имиджа ислама в российском обществе от предрассудков, а то и просто преднамеренных искажений. В этом случае некоторым самозваным исламоведам будет труднее в менторской тональности, "со своей колокольни" поучать мусульман, как они должны себя вести, как проявлять лояльность к государству российскому, и кто из них ваххабит, а кто нет.

Уже почти десятилетие назад была предпринята попытка создания подобного рода СМИ, и не самые безуспешная, между прочим. Однако за ними не стояло замыслов на долговременное развитие, это были всего лишь атрибуты предвыборных кампаний ряда деятелей, именовавших себя "мусульманскими политиками". Как только их избирательная кампания заканчивалась, причем заканчивалась провалом, все медийные проекты тут же сворачивались. А те немногочисленные передачи на исламскую тематику, что сегодня еще сохранились, носят этнокультурологический, а не религиозный характер, чего совсем недостаточно для представления объемного и полного образа ислама, который, в первую очередь, все же религия покорности Всевышнему. Очевидно, встреча в Сочи станет стимулом для реального и незамедлительного перевода в практическую плоскость вопроса о российско-мусульманском информационном пространстве.

Второй из важнейших вопросов, обсуждавшихся на встрече, касался мусульманского образования, а если говорить более конкретно – получения такового нашими соотечественниками-мусульманами за рубежом. Не секрет, что эта проблема с тех пор как появилась почти двадцать лет назад, стала, что называется, общим местом. А в последнее время все более активно говорят о том, что чуть ли ни все, обучающиеся в зарубежных мусульманских учебных заведениях, приезжают оттуда "загруженными" экстремистской идеологией. Спору нет, в ряде учебных заведений Саудовской Аравии, а в последнее время и в таком солидном и уважаемом в мусульманском мире учебном заведении, как каирский аль-Азхар, усилилось влияние ультрасалафитских объединений, проповедующих, быть может, ислам в несколько более консервативной форме, чем бы российской власти хотелось. Однако представление о ведущих зарубежных исламских учебных заведениях как рассадниках экстремизма в корне неверно. Все-таки, как ни крути, в целом отечественная система мусульманского образования, имеющая еще советские корни, серьезно отстает от того, что преподается за рубежом, особенно в том, что касается арабского языка или исламского права – фикха. Зачастую те имамы, которые заканчивали медресе в советское время, выходили из него не столько со знанием арабского языка, сколько таджвида (науки о чтении Корана). Они оказывались не в состоянии использовать язык, когда шла речь о чтении более сложной богословской литературы с целью вынесения богословских решений, да и просто контактов с мусульманами из других стран. Кстати, не лишним будет напомнить, что проблема обучения в зарубежных исламских центрах возникла во многом на почве "ревнительного" отношения имамов советской формации к своим молодым коллегам, получившими более аутентичное исламское образование и часто более успешными в своей проповеднической деятельности.

И поэтому представляется, что возведение тотальной полосы отчуждения вокруг получения образования за рубежом и людей, получивших такое образование, было бы неверным. Более правильным видится подход, кстати, высказанный одним из участников встречи с президентом, что необходимо посылать молодых мусульман на учебу за рубеж только после нескольких лет обучения в России, во время которого они смогут объективно продемонстрировать свои интеллектуальные и моральные качества.

И, напоследок, еще одно маленькое размышление, навеянное встречей главы государства с мусульманскими деятелями в "Бочаровом ручье". Ведь это событие, по правде говоря, свидетельствует, что глава государства пытается сформировать самостоятельную политику, пусть даже в отдельно взятой религиозной сфере. С учетом его специфического положения в сложившемся на данный момент аппаратном раскладе в высшей российской власти, при котором основные механизмы руководства не находятся в руках высшего руководителя государства, этот шаг более чем знаковый. И, разумеется, если Медведев желает выстроить обновленную и самостоятельную линию в религиозных вопросах, то она по определению не должна быть уже набившей оскомину "православно-патриотической". По-видимому, это будет поиск некоего баланса, пусть пока и между религиями, носящими спорное определение "традиционных".


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования