Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
16 мая 15:40Распечатать

Михаил Тульский. КОНФЕССИОНАЛЬ-НЫЙ ПОРТРЕТ КАЗАХСТАНА. Часть первая - Статистика


 

Соотношение религиозной принадлежности и национальности

По данным переписи 1999 г., этнические мусульмане составили около 9 170 тысяч человек из 14 953 тысяч постоянных жителей или 61,3 %, что значительно выше, чем по переписи 1989 г., когда этнические мусульмане составляли 47,6 % населения Казахстана (мы используем данные переписи 1989 г., скорректированные Агентством по статистике РК). Этнические мусульмане представлены в республике казахами (7 985 тысяч в 1999 г.), узбеками (370,7), татарами (249), уйгурами (210,3), азербайджанцами (78,3), турками (75,9), дунганами (36,9), курдами (32,8 тысяч), чеченцами (31,8), таджиками (25,7), башкирами (23,2), ингушами (16,9), киргизами (10,9) и другими национальностями (остальные "мусульманские нации" насчитывают менее 5 тысяч человек каждая). При этом в Казахстане в период между переписями 1989-го и 1999 гг. выросло только количество казахов, узбеков, турок, уйгуров, дунган и курдов, почти неизменной осталась численность таджиков. Наиболее заметным было уменьшение численности татар и башкир (в 1989 г. их было 320,7 и 40,9 тысяч соответственно), уезжавших из Казахстана вместе с русскими (да и смертность у татар здесь почти такая же, как у русских). Между переписями сократилось и число чеченцев (49,1 тысяч в 1989 г.), однако часть из них последние годы возвращается в Казахстан, что вызывает как беспокойство местного населения (во время опроса "Комкона-2" в ноябре 2002 г. 74,3 % жителей Астаны и такой же процент казахов одобрили запрет на въезд чеченских беженцев и 16,3 % – не одобрили), так и казахских спецслужб.

Этнических православных насчитывалось в 1999 г. примерно 5 255 тысяч человек (35,1 %) против 7 325 тысяч (45,2 %) в 1989 г. В первую очередь это русские (4 479,6 тысяч), украинцы (547,1), белорусы (111,9), молдаване (19,5), мордва (16,1), армяне (14,8), греки (12,7) и другие (чуваши, удмурты, марийцы, грузины и осетины; численность каждого из остальных этнически православных народов не превышает 1 тысячи). Численность всех православных народов снижается, наиболее резко – численность греков (в 1989 г. их было 46,3 тысяч).

Численность этнических католиков и протестантов превышала 510 тысяч человек (3,4 %) против 1 128 тысяч (7 %) в 1989 г. В первую очередь это немцы (353,4 тысяч), поляки (47,3) и другие европейские народы. В последние десятилетия протестантами и отчасти католиками стали практически все верующие корейцы (99,7 тысяч). Численность всех католическо-протестанских народов уменьшается: немцев – особенно сильно (в 1989 г. их было 946,9 тысяч), поляков – медленнее (в 1989 г. – 59,4 тысячи). Только количество корейцев остается практически неизменным (в 1989 г. – 100,7 тысяч).

Этнических буддистов-ламаистов (тибетских буддистов) и в 1989 г, и сейчас насчитывается около 3 тысяч: это буряты, калмыки, алтайцы и монголы.

Евреев в 1989 г. было 19,9 тысяч (из них 795 бухарских, 391 горских, 186 грузинских и 62 крымских еврея), в 1999 г. осталось лишь 6,8 тысяч. Однако считать евреев этническими иудеями вряд ли стоит: все социологические опросы в странах бывшего СССР и переписи в Эстонии и Литве показывают, что большинство евреев являются неверующими; а переписи и опросы в таких разных странах, как РФ, США, Болгария и Эстония везде показывают одну и ту же тенденцию: на 2 евреев-иудеев приходится 1 еврей-христианин. В итоге из числа евреев Казахстана в лучшем случае четверть – иудеи. Только среди сефардов (бухарские, горские, грузинские, крымские и другие азиатские евреи), вероятно, преобладают иудеи.

К 2002 г. доля казахов в населении Казахстана выросла до 55,8 %, а общая доля этнических мусульман – примерно до 63,8 %; доля этнических православных упала до 33,3 %, этнических католиков и протестантов – до 2,8 %, численность евреев к 2002 г. упала до 4 тысяч.

Религиозность населения и статистика религиозных объединений

Уровень религиозности населения Казахстана в 1990-е гг. рос: по данным опросов населения, в конце 1980-х гг. верующими называли себя не более 23 %, в 1995 г. – 39,7 % (в т. ч. узбеки – 75,8 %, казахи – 47,1 %), в 2000 г. – более 63 %. Однако, по данным опроса, проведенного в ноябре 2001 г., после событий 11 сентября и визита Папы, доля считающих себя мусульманами резко снизилась: с 50,6 % до 39,8 %. Даже небольшой рост доли назвавших себя христианами с 12,5 % до 15,1 % не смог выправить тенденцию общего падения религиозности. К осени 2002 г. доля верующих упала еще больше – до 53,3 %. Отчасти снижение числа тех, кто называет себя мусульманами, произошло и в результате активзации исламских экстремистов на юге Казахстана, с которыми ни коим образом не хочет ассоциировать себя большинство казахов. Такие колебания религиозности вполне закономерны: подавляющее большинство называющих снбя верующими являются таковыми исключительно на словах. По данным опроса 1995 г., на вопрос "участвуете ли вы в деятельности религиозных организаций и в какой форме?" только 1,5 % казахстанцев ответило положительно, еще 2 % участвовало в проведении общественных и политических акций, связанных с религиозными организациями, а 85,3 % совсем не участвовали в деятельности религиозных организаций.

По данным опроса жителей Алматы в октябре 2002 г., 69 % граждан ответили, что поддерживают призыв муфтия Казахстана запретить продажу спиртного в Рамадан, однако только 4 % привели для этого духовные и религиозные мотивы (62 % мотивируют свою поддержку необходимостью борьбы с алкоголизмом, не связывая эту борьбу с религией); 13 % не согласились с муфтием, в том числе 5 % мотивировали это тем, что являются сторонниками светского государства, а 2 % – тем, что они немусульмане.

По классификации Совета по связям с религиозными объединениями при Правительстве Республики Казахстан, зарегистрированные в стране религиозные объединения 60 конфессий обычно подразделяются на исламские, Русскую Православную Церковь (РПЦ МП), Римско-Католическую Церковь, Союз евангельских христиан-баптистов (ЕХБ), лютеран, адвентистов седьмого дня (АСД), свидетелей Иеговы, пятидесятников, а также "новообразования" (неопротестанты, в том числе харизматы; бахаи, Общество сознания Кришны, Церковь последнего Завета и т.д.) и "другие" ("немногочисленные религиозные формирования").

Динамика численности религиозных объединений в Республике Казахстан (по данным минюста РК к началу соответствующего года)

Год

1989

1993

1997

1.07.2001

Всего

671

977

1642

2502

Ислам

46

296

826

1282

Русская Православная Церковь

62

131

196

218

Евангельские христиане-баптисты

168

162

141

218

Лютеране

171

152

81

36

Адвентисты седьмого дня

36

36

45

62

Свидетели Иеговы

27

33

52

120

Пятидесятники

42

36

19

32

Римско-Католическая Церковь

42

66

74

66

"Новообразования"

13

21

131

370

Другие

64

44

77

80

Среди исламских религиозных объединений 1 277 принадлежат к суннитскому исламу, 1 – к шиитскому, 1 - к суфийскому и 3 ахмадийских. Православие, кроме РПЦ МП, представлено 3 приходами Русской Православной Церкви Заграницей, 11 приходами старообрядцев (Белокриницкое согласие – 4, беспоповцы-часовенные – 2, поморцы – 3, Древлеправославная Церковь – 1). Кроме того, существует один приход Армянской Апостольской Церкви. Помимо римо-католиков зарегистрировано 2 прихода греко-католиков. Из числа ЕХБ 174 общины принадлежат Союзу ЕХБ Казахстана и 44 – Совету церквей ЕХБ (СЦ ЕХБ). Кроме адвентистов седьмого дня (АСД) зарегистрирована и одна община адвентистов-реформистов. Зарегистрированы также 3 общины меннонитов, 6 – методистов и 40 – Новоапостольской Церкви. Из 32 общин пятидесятников 5 принадлежат евангельским христианам в духе апостолов, 11 – христианам веры евангельской, 3 – "Детям Бога", 8 – корейским пятидесятникам Сун Бок Ым, 3 – миссии Сиона, 2 – Церкви Бога, 1 – Церкви Голгофы.

В число "новообразований" входят 148 общин пресвитериан (почти исключительно корейских): Церковь "Благодать" – 15, миссия "Благодать" – 26, Косин-миссия – 8, миссия Эммануила – 8, миссия Назарянина –3, миссия Надежды – 5, миссия Спасения – 2, республиканские центры пресвитериан – 3, остальные пресвитериане (в основном нецентрализованные) имеют 78 общин. Миссия "Агапе" имеет 30 общин, Церковь "Новая жизнь" – 41, Церковь "Новое небо" – 1, Церковь хороших новостей – 6, Церковь "Живой лозы" – 5, христианское общество "Свет Мира" – 3, Собрания Бога – 7, "Салям Атырау" – 1, Церковь Урожая – 1, Церковь Иисуса Христа – 3, Церковь полного Евангелия – 6, Возрождение и свобода во Христе – 2, Евангелическая Церковь "Вефиль" – 4, Библейская Церковь – 2, Христианское братство – 2, Ассоциация Света – 24, храм Мухаббата – 1, Центр "Арок" – 1, Корейско-американская миссия в Казахстане – 1, Сообщество Любви – 1, Церковь евангельских христиан "Рахим" – 1, Внеконфессиональная миссия возрождения – 1, мормоны – 1, другие нетрадиционные протестанты – 32 общины.

Буддисты имеют 3 общины, из них 2 тибетского буддизма (буряты, калмыки, алтайцы, монголы) и 1 – вон-буддизма (корейцы). Иудеи – 11 общин.

Нетрадиционные нехристианские религии представлены бахаи (25 общин), кришнаитами (14), вайшнавами-некришнаитами (5), "Трансцендентальной медитацией" (1), Церковью объединения (2), "Белым братством" (1), Церковью последнего завета (2) и Церковью саентологии (5).

Зарегистрированы также 7 религиозных фондов и благотворительных обществ: общество "Назком", Библейская лига Казахстана, фонд "Продовольствие для жизни", отделение Фонда просвещения, Фонд "Веди" (филиал Фонда славянской письменности и культуры Клыкова), два отделения Общества распределения литературы.

Всего из 2 502 зарегистрированных религиозных организаций 1 702 зарегистрированы минюстом и 800 – областными, городскими и районными акиматами. На 1 июля 2001 г. зарегистрированы также 254 миссионера (в основном протестантских) и 2 182 культовых здания (из них 1406 мечетей). К концу 2001 г. число зарегистрированных религиозных объединений выросло до 2 517, а общее число действующих религиозных общин (включая незарегистрированные), по данным Совета по связям с религиозными объединениями при Правительстве РК, составило 4 686 (подавляющее большинство незарегистрированных общин – мусульманские).

По данным собственной статистики религиозных организаций, в 1998-2000 гг. в Казахстане число римо-католиков выросло с 335,8 до 360 тысяч (из них являются членами общин около 3 % - например, в Атырау и Актюбинске числятся 20 тысяч католиков, хотя там всего два священника и 600 прихожан, остальные считаются "пассивными" католиками); с 1990 г. по 2002 г. количество общин АСД выросло с 30 до 72, а адвентистов в них – с 1 667 до 3 807 человек. Только пресвитериан "Благодати" в конце 1990-х гг. было 7 тысяч, методистов – более 300 человек, приверженцев Новоапостольской Церкви – 2,5 тысячи, бахаи – более 600, кришнаитов – 500, мунитов и виссарионовцев по 100 человек. Харизматов из "Новой жизни" в 2001 г. было 4 тысячи. В 1997-2001 гг. количество общин Свидетелей Иеговы выросло с 81 до 121, число крещеных иеговистов выросло с 10 585 до 12 992, а посещающих собрания иеговистов – с 29 710 до 31 969 человек. Союз ЕХБ Казахстана насчитал у себя в 1998 г. 197 общин с 11 227 верующими (из них только в Алматы более 60 этнических казахов). По оценке "Всемирной христианской энциклопедии" (2001 г.) Дэвида Баррета (основанной на статистике Церквей) в Казахстане насчитывается 35 тысяч протестантов и евангеликов, 82 тысячи пятидесятников и харизматов.

В итоге можно сделать вывод, что на 2002 г. 38 % населения Казахстана составляют мусульмане, 12 % – православные, 2 % – католики, 1 % – протестанты (баптисты, лютеране, адвентисты, пресвитериане, пятидесятники, харизматы и другие); 0,1 % – иеговисты и 0,1-0,2 % – все остальные (христианские новообразования и нехристиане).

(продолжение следует)


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования