Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
05 августа 12:19Распечатать

Евгений Левин. КОГО КРЕСТИЛ ВЛАДИМИР КРЕСТИТЕЛЬ? Не будь татарского нашествия, прекратившего историю Киевской Руси, не было бы и Украины


Праздничных дней в украинском календаре более, чем достаточно: тут и церковные праздники, и бывшие советские (День Победы, День Труда - 1 мая), и новые даты, появившиеся уже в период самостийности. Однако президент Ющенко решил, что еще один праздник народу не помешает. И 28 июля подписал указ: "Установить в Украине День крещения Киевской Руси - Украины, который отмечать ежегодно 28 июля, в день памяти святого равноапостольного князя Владимира".

Учитывая роль православной Церкви (или, точнее сказать, "Церквей", поскольку даже в тексте президентского указа их упомянуто целых три: Украинская Православная, Православная Церковь Киевского патриархата и Украинская автокефальная) в жизни республики, это решение Ющенко выглядит достаточно логично и, пожалуй, не привлекло бы к себе внимания, если бы не одно "но": согласно тексту указа, новый праздник получил название "День крещения Киевской Руси – Украины".

И вот тут уже промолчать не получается. И не только потому, что во времена Киевской Руси никакой "Украины" в современном значении этого слова не было и в помине.

В силу известных исторических причин современная украинская идентичность сложилась в противовес русской. Или, вернее, "общерусской", в соответствии с которой великороссы, малороссы и белорусы образуют один народ, различающийся лишь местными "говорами". Эта общерусская идентичность служила соблазном даже для лиц, тесно связанных с украинским национальным движением – например, Пантелеймона Кулиша, приглашенного (и принявшего приглашение!) на службу в Варшаву для участия в русификаторских мероприятиях правительства. И уж тем более – для массы православных крестьян, с легким сердцем голосовавших на думских выборах против польских и еврейских кандидатов - за "Союз русского народа". Так что идеологам "украинства" приходилось тратить много сил и чернил, доказывая, что украинцы составляют отдельную нацию, с отличной от "москалей"-великороссов культурой и национальной идентичностью.

Однако "Киевская Русь" является прямым отрицанием этого тезиса! Никакой "украинской" идентичности, отличной от "общерусской", во времена Владимира и Ярослава не было и быть не могло. Напротив, именно в это время территория от Волхова до днепровских порогов и от Волги до Карпат представляла из себя единое целое - и с политической, и церковно-религиозной, и "национальной" точки зрения. Причем именно равноапостольный князь Владимир делал все возможное, чтобы сделать это единство максимально зримым и "вещным". Сначала он добился религиозного единства, сперва языческого, а потом и христианского. А затем - поручил управление подвластными землями своим сыновьям, не делая при этом никакой разницы между "русскими", "украинскими" и "белорусскими" городами ("Было же у Владимира 12 сыновей. И посадил он Вышеслава в Новгороде, Изяслава в Полоцке, а Святополка в Турове, а Ярослава в Ростове, Когда же умер старший Вышеслав в Новгороде, посадил в нем Ярослава, а Бориса в Ростове, а Глеба в Муроме").

Разумеется, какие-то различия между подвластными Киеву племенами в те годы, безусловно, были. Однако то, что мы знаем из летописей, заставляет предположить, что Владимир не только не ценил этих различий, но, напротив, был совсем не прочь привести своих подданных "к общему знаменателю". Поэтому, приняв решение о строительстве городов на юге княжества, он заселил их не только представителями окрестных племен, но и выходцами с северо-востока: "И стал набирать мужей лучших от славян, и от кривичей, и от чуди, и от вятичей, и ими населил города". Так что в этом смысле духовными наследниками равноапостольного князя являются как раз не "украинцы", а их идеологические и политические противники, нещадно боровшиеся с любыми проявлениями культурно-этнической обособленности юго-западных окраин империи.

Так что написать через дефис "Киевская Русь –Украина" - означает соединить несочетаемое. Поскольку не будь татарского нашествия, прекратившего историю Киевской Руси, никакой "Украины", скорее всего, никогда бы не возникло.

Разумеется, еще сто лет назад отдельные украинские националисты, ничтоже сумняшеся, объявили Киевскую Русь "украинской державой", а ее князей и святителей – "украинцами". Тот же Василий Шульгин вспоминал открытки, где под изображением князя Святослава Игоревича и его дружины было подписано: "Не посрамим земли украинской", а также цитировал некого церковного деятеля, порадовавшего читателя следующими откровениями:

"Украинская Держава была сильна и могуча в те блаженные часы, когда свет католической веры просвещал ее население. С гордостью вспоминаем мы времена князей Владимира Великаго и Ярослава Мудраго. Основа их силы была святость святого Антония и Теодозия Печерских и прочих тогдашних Святых Мужей. Была тогда святость и высоко стояло просвещение. Появилась тогда "Правда", кодекс законов наших и "Летопись Нестора", основа истории нашей. Воздвигнуты были тогда величественные сооружения. Украинское имя славилось из края в край, а соседи с завистью смотрели на великую, могучую Украинскую державу".

Однако подобные вещи и тогда, и сейчас ничего, кроме смеха, не вызывали.

Разумеется, тот факт, что украинская идентичность в какой-то момент выделилась из "общерусской", не имеет никакого отношения к вопросу о том, являются ли современные украинцы отдельной нацией, имеющей право на самоопределение. Подобные вопросы решаются не историей, но - прежде всего - самосознанием. А существование украинского национального самосознания – факт сегодня очевидный и неоспоримый. Для его укрепления нет решительно никакой необходимости в исторических химерах. Будь то мифические "укры" или же не менее мифическая "Киевская Русь - Украина".


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования