Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

«Что такое экстремизм? Пусть меня научат…» Некоторые комментарии к Декларации Митрополита Феодора


Когда у Суздаля отбирали храмы, «не представившиеся представители» силовых структур пригласили суздальских клириков в Москву — «поговорить». Из всех клириков поехал только один о. А. со словами «послушаем, что они скажут» и «неудобно, если вообще никто не приедет».

Мне удалось увидеть о. А. часа через три после этой встречи. Я с трудом узнала его. Он осунулся, весь дрожал и с трудом мог говорить. Вскоре он перешел в РПЦ МП. 

Их обучают нехитрым приемам воздействия на психику собеседника. Простые приемы, на самом деле. Вроде, ничем и не пугали, а человек уже боится. Не каждый, конечно, человек. Нормального мальчика так легко не испугаешь. Но когда «на встречу с ФСБ» отправились Преосвященные Феодор и Иринарх, не следовало на это надеяться.

Результатом встречи стала вчерашняя «декларация» предстоятеля РПАЦ Митрополита Феодора (Гинеевского), которую в блогосфере сопоставляют исключительно с «декларацией» митрополита Сергия (Страгородского). С одной стороны, да, масштаб не тот, концептуальный уровень на порядки слабее, и опасностей таких, с какими сталкивался Сергий, Митрополит Феодор даже не представляет. С другой стороны, Сергий в своей «декларации» не шел на «сдачу» гонителям поименно своих собратьев и соратников, а Митрополит Феодор – пошел.

Разберемся по порядку. Очевидно, что Митрополит Феодор является не единственным и, возможно, не главным автором «декларации». По его собственному признанию, документ появился в результате беспрецедентного давления группы духовенства, которая не заинтересована в превращении РПАЦ в «мученицу», а хочет сохранить свою нынешнюю относительную стабильность и «модус вивенди» в отношениях с местными властями. Какие-то высокие идеалы «Церкви Новомучеников» или «блаженства гонимых» оказались здесь явно неуместны. В любом случае, этот документ знаменует собой переход его авторов из стана гонимых в стан гонителей. «Стокгольмский синдром» — братание с гонителями как раз после того, как они добились максимального унижения и умаления РПАЦ (изъятие храмов и мощей в Суздале).

Одна из ключевых фраз «декларации» Феодора – «Государство пытается защитить своих граждан, в нашей стране происходит то же самое, поэтому мы не считаем, что было совершено насилие над нашей совестью. Если нам будут указаны факты экстремизма и будут сделаны соответствующие замечания, они будут, несомненно, учтены и исправлены». Эта фраза созвучна с самой знаменитой фразой из «декларации» Сергия – «Нам нужно не на словах, а на деле показать, что верными гражданами Советского Союза, лояльными к Советской власти, могут быть не только равнодушные к Православию люди, не только изменники ему, но и самые ревностные приверженцы его… Мы хотим быть православными и в то же время сознавать Советский Союз нашей гражданской Родиной, радости и успехи которой — наши радости и успехи, а неудачи — наши неудачи». Конечно, сформулировано по-разному, но интенция одинаковая: мы будем исполнять все «замечания», которые нам сделает это государство. Причем тут нет даже обтекаемых оговорок из «Социальной концепции» РПЦ МП, где все-таки содержится напоминание о том, что «замечания» государства иногда могут вступать в противоречие с заповедями Божиими, и тогда они не подлежат исполнению. Из суздальской «декларации» следует, что можно даже отказаться, ну если не от Евангелия (будем надеяться!), то, скажем, от обличительных слов святителя Филарета в адрес РПЦ МП и советской России, аще такие слова будут признаны ФСБ «экстемистскими». По этому признаку суздальская «декларация» выглядит более сергианским документом, чем Социальная концепция РПЦ МП, где минимум необходимых оговорок все же сделан.

Первая часть «декларации» посвящена «Порталу-Credo.Ru», который был в постоянном контакте с Митрополитом Феодором. Обстоятельные беседы главного редактора с первоиерархом о последних событиях в Суздале имели место 6 и 11 сентября. При этом все замечания, которые сделал Митрополит к первоначальной версии новостей о событиях 6 сентября, были учтены, а тексты новостей изменены. Неточности были связаны не со злым умыслом, а с отсутствием прямой связи с Суздалем во время обыска и допроса, поэтому до редакции долетали лишь крупицы информации, и порой в искаженном виде. Одним из основных источников информации стал тот же протоиерей из Железноводска Роман Новаковский, который является идеологом «декларации» и теперь обвиняет Портал в искажении информации. Ложью являются слова авторов документа о том, что сотрудники Портала «редко прислушиваются» к замечаниям Митрополита Феодора. Подобные замечания и сам Митрополит делал крайне редко, признавая независимость Портала, но если уж он их делал, то Александр Солдатов их исполнял. Более того, Митрополит неоднократно просил Александра составлять либо редактировать его послания и другие документы за его подписью, что вряд ли было бы возможно, если бы между ними существовало то недоверие и непослушание, которое теперь придумывают авторы «декларации». (К слову, орфография и стиль «декларации» — это характерный образец того, как выглядят суздальские тексты до их встречи с пером Александра Солдатова: «Ознакомившись с публикациями… – мною были замечены некоторые неточности» — «Подъезжая к станции, с меня слетела митра».)

С одной стороны, Митрополит Феодор заявляет, что в представленном ему решении суда о проведении оперативно-розыскного мероприятия говорилось о его проведении в отношении Церкви, а он сам был допрошен в качестве подозреваемого, с другой стороны – что при всем этом «претензий к Церкви нет». Похоже, он – может быть, незаметно для себя – оказался вовлечен в какую-то «оперативную игру» и исполняет в ней не самую красивую роль.

Вслед за силовиками из ФСБ Митрополит перелагает основную ответственность за «претензии со стороны государства» на своего же собрата по вере – верное чадо РПАЦ Александра Солдатова. Как это соотносится с заповедями христианам «не судиться перед внешними» и даже «жизнь положить за друзей своих»? Тут сама же Церковь выдает своего же брата гонителям на расправу, при том что гонители предъявляют этому брату заведомо лживые и незаконные обвинения. Александр известен своей законопослушностью, к которой всегда призывал и Церковь. Да, он говорил на одном из церковных собраний о коррумпированности российских судов и о «псевдогосударстве», но с каких пор коррумпированность государственных органов перестала подлежать критике?

В 2014 году, когда стало известно о преследовании Александра Солдатова за фильм «Приставное благочестие», который был снят в интересах РПАЦ и с участием самого Митрополита, первоиерарх РПАЦ всячески возмущался этому преследованию и порывался выступать в суде в защиту своего брата. От этого выступления тогда удержал Митрополита сам Александр Солдатов. Из нынешней «декларации» можно понять, что РПАЦ солидаризуется с решением Октябрьского суда о признании фильма «экстремистским». Тут уже один шаг до признания всей деятельности Солдатова по защите святых мощей «экстремизмом». Видимо, РПАЦ на самом деле горела благочестивым желанием как можно быстрее сдать ненужные мощи Росимуществу, но только движимый экстремистскими мотивами «господин» Солдатов ей в этом мешал. В такой постановке вопроса можно усмотреть не только отречение от своего брата во Христе и предательство его в руки гонителей, но и некоторое кощунство в отношении преподобных Евфимия и Евфросинии Суздальских, чьи мощи защищал Солдатов, пустивший ради этой защиты «под откос» всю свою земную карьеру, привычный быт и прочие «ценности», ради которых его теперь предают его же собратья.

Истинная Церковь, водимая Духом Святым, является «столпом и утверждением Истины». От нее человечество, в частности, узнает, «насколько вредна и опасна для чтения» та или иная религиозная литература. Митрополит Феодор передает эту учительную функцию Церкви ФСБ, ожидая именно от этой структуры информации о том, что вредно, а что нет. Таким образом, подменяется источник учения и авторитета в Церкви, что в точности воспроизводит действия митрополита Сергия по передаче управления Церковью из рук Христа в руки ОГПУ.

В своей «декларации» Митрополит Феодор, как и требует ФСБ, дистанцируется от своего американского архиепископа Андрея (Маклакова), который стал жертвой незаконных преследований со стороны той же ФСБ, просидев целые сутки в «обезьяннике» Внуково и принудительно выдворенный из РФ. ФСБ через владимирские и суздальские газеты повела целую кампанию травли и клеветы против архиепископа Андрея, причем РПАЦ в суде пыталась отстаивать его честь и достоинство. Но это было в 2014 году. Теперь же Митрополит Феодор пишет, что архиепископ Андрей имеет какое-то «особое мнение», которое отличается от позиции Архиерейского Синода и первоиерарха в России. И в этом контексте Феодор совершенно неожиданно, по-новому трактует суть сергианства: «Митрополит Сергий Страгородский [ограничивал свободу слова] митрополита Антония Храповицкого... Всем известно, что именно требования митрополита Сергия Страгородского раскололи единую Греко-Восточную Российскую Православную Церковь не только за рубежом, но и на Родине».

Продолжая линию, подспудно начатую еще при Митрополите Валентине, Феодор публично осуждает Архиерейское совещание РПАЦ. Он основывается на постановлении Архиерейского Синода РПАЦ за № 52 от 5 сентября 2005 г. «о лишении игумена Григория (Лурье) священного сана». Существует обширная литература о том, почему это постановление нельзя считать законным и каноничным. Но если рассуждать в такой логике, то и Митрополиты Валентин и Феодор «лишены сана», потому что соответствующее определение вынес Архиерейский Собор РПЦЗ 1996 года. В каждом конкретном случае надо разбираться, насколько каноничным и обоснованным является подобное определение, а не формально прикрываться номером бумаги.

Из «декларации» выясняется, что еще «Митрополит Валентин неоднократно ставил об этом [о «лишении сана» о. Григория (Лурье)] в известность отдел Юстиции РФ». Со стороны выглядит трагикомично: одна гонимая «неканоническая» Церковь доказывает своим гонителям, что другая гонимая «неканоническая» Церковь по-настоящему «неканонична».

На самом деле не только Митрополит Валентин, но и Митрополит Феодор в тяжелые для нашего прихода дни отправлял в госорганы бумаги против нас, в лучших сергианских традициях используя безбожные власти для борьбы с внутрицерковными оппонентами. А клирик РПАЦ о. Роман Новаковский недавно рассказал в «Фэйсбуке», как он звонил властям, требуя лишить нас регистрации. Он пишет, что говорил чиновникам по телефону: «В середине 2000-х г., Вам (в Минюст) и в Прокуратуру были высланы документы с требованием прекратить незаконное употребление Лурье аббревиатуры РПАЦ. Но ни вы, ни прокурор не выполнили свою работу».

Удивляет и настойчивость Митрополита Феодора в повторении фразы «АС РПАЦ не может выступать от имени нашего Синода». Насколько нам известно, за всю историю Архиерейского совещания РПАЦ оно не предприняло ни одной попытки выступить от имени Суздальского Синода РПАЦ.

Наконец, финал «декларации»: «Необходимо помнить и знать, что наша юрисдикция естественно не имеет, и не могла иметь ни прямого, ни косвенного отношения к экстремизму. Он не завещан нам Христом». Наверное, большой неожиданностью для авторов документа будет узнать, что упомянутый здесь Христос был казнен государственной властью своей страны как раз за то, что в современной России могли бы назвать «экстремизмом» – за «провозглашение себя» Царем, угрозы «разрушить Храм», обличения (весьма резкие, неполиткорректные) священноначалия официальной Церкви своей страны. Интересно, что в Суздале не считают «экстремизмом» такие заповеди Христа, как отсечение руки и вырывание глаза, «если они соблазняют тебя», отвержение своих близких и домашних ради Христа, ненависть ко всему мирскому, верность Ему «даже до смерти» и т.п.

И последнее — дата. 12 сентября, день св. Александра Невского, именины Александра Солдатова.

С днем ангела, дорогой Александр!

Монахиня Ксения,
для «Портала-Credo.Ru»

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!

 


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования