Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Председатель КЕРООР раввин ЗИНОВИЙ КОГАН: "Д. Медведев будет более справедлив к Конгрессу еврейских религиозных организаций и общин России (КЕРООР), чем В. Путин, который отдавал предпочтение Федерации еврейских организаций России"


"Портал-Credo.Ru": Зиновий Львович, какие наиболее значимые события в религиозной жизни в 2007 году Вы могли бы отметить?

Раввин Зиновий Коган: Что касается иудаизма, то знаковым событием оказалась, как это странно бы ни прозвучало, III Европейская экуменическая ассамблея в Сибиу. Впервые в истории этих собраний, объединяющих более 3 000 представителей различных Церквей и деноминаций Европы, выступили представители от исламской и иудейской общин Старого света. Последних представлял ваш покорный слуга. Отныне участие мусульман и иудеев будет традиционным.

Вообще-то год прошел очень незатейливо. Можно вспомнить знаменитую фразу нового президента Израиля Шимона Переса: "Если раввин может выбрать себе общину, то и община может выбрать своего раввина" – фразу, которая очень важна и...легитмизирует голос простого еврея. И это правильно.

Потому что есть заповедь: "Купи себе учителя", а раввин – это учитель. А община – это высший субъект. Они могут нанять себе на работу в синагогу раввина.

– Но это и раньше было так, это ведь не особенность этого года?

– Да, это и раньше было, но мы это забываем, и то, что президент Израиля напомнил об этом, – это очень важно, мне кажется. В мире ничего нового, может быть, и нет, просто что-то ярко напоминает нам...

Если для меня лично, то в этом году Русская Православная Церковь наградила меня орденом князя св. Даниила Московского. Впервые Русская Православная Церковь награждает своим орденом раввина.

– В последнее время то вспыхивают, то опять затихают разговоры о принципиальной возможности строительства Третьего храма. Некоторые считают, что эти разговоры провокационные, другие - что без этого невозможно вообще рано или поздно обойтись. Ваше мнение, насколько реальна сегодня такая акция, и если реальна, то каковы могут быть последствия в международном масштабе?

– Эти проекты сегодня нереальные, и я бы даже больше того сказал - богохульны. Третий храм должен спуститься с небес, и на все это есть и будет Божья воля, а проливать кровь своих и других людей ради возникшей идеи и сейчас построить храм на том месте, где стоит мечеть, это, по меньшей мере, провокация. Глупость просто.

– Можно ведь и так сформулировать: Третий храм будет нерукотворным?

– Именно это я и хотел сказать. Он должен быть нерукотворный, и уже вечный – навсегда.

– И, согласно Талмуда, возникновение Третьего храма должно свидетельствовать о пришествии Мошиаха?

– Совершенно верно. Он станет местом прихода Мошиаха.

– Год закончился, начинается следующий. В марте сменится президент России - и уже более-менее известно, кто будет новым. Чего Вы ожидаете от 2008 года? Изменится ли религиозная ситуация с приходом нового президента в лучшую или в худшую сторону, или останется прежней?

– Я связываю большие надежды – если не сказать огромные – с избранием президентом Дмитрия Анатольевича Медведева. Я его уже знаю по работе в комиссии при правительстве по взаимодействию с религиозными организациями. Он председатель этой комиссии. Думаю, он будет более справедлив к нашей организации - Конгрессу еврейских религиозных организаций и общин России (КЕРООР) - по сравнению с Владимиром Владимировичем, который отдавал предпочтение Федерации еврейских организаций России (ФЕОР). А все же традиционный иудаизм представляет КЕРООР, или, по крайней мере, должен это делать. И у КЕРООР есть все шансы именно это сделать. Я надеюсь, что не будет предпочтений никому, ни КЕРООР, ни ФЕОР, а все будут равны перед законом и перед президентом. Это очень важно.

– Какие события в Вашей общине предполагаются в следующем году?

– Мы подготовили программу общенациональной работы с молодежью. Помимо молитв стариков в синагоге, мы хотели бы оказывать всяческое содействие молодежи – и религиозной, и светской.

Мы должны также подготовить программу духовно-нравственного воспитания, дать возможность реализовать свое право молодежи и школьникам познакомиться с культурой иудаизма. Это вызов времени, и мы должны ответить на этот вопрос. Хватит заниматься кирпичами, надо больше заниматься людьми. Синагога - это люди.

– Как Вы расцениваете недавнее заявление Патриарха Алексия II на Московском епархиальном собрании о том, что якобы патриархия уже договорилась с министерством образования и науки о введении "Основ православной культуры" в обязательную учебную программу? Я знаю, что многие неправославные религиозные организации категорически против обязательного изучения ОПК в средней школе. Считают, что этот предмет может изучаться в школах, но только в качестве факультативного, и оплата его преподавания должна идти только за счет той религиозной организации, которую представляет этот курс. В данной ситуации это Московская патриархия. Если в какой-то школе будут преподаваться основы иудаизма, то оплачивать это должна иудейская община, если католичество – католики...

– Я поддерживаю решимость Русской Православной Церкви Московского патриархата дать возможность детям, прежде всего, из православных семей, добровольно изучать основы русского православия, и не вижу в этом ничего дурного или взрывоопасного. Я также считаю, что при этом дети из неправославных семей могут и должны иметь право изучать одновременно основы культуры своих религий. Одновременно я считаю, что все дети - и христиане, и иудеи, и мусульмане, и буддисты, и другие - должны познакомиться с культурой мировых религий и знать о других, а не только о себе. Это все очень непросто, но, наверное, это важно и интересно. Дети должны научиться уважать себя и других. Здесь я не вижу ничего страшного.

– Московская патриархия настаивает на другом. Она требует ввести "Основы православной культуры" в обязательную сетку часов и сделать это обязательным предметом, а не факультативным, о чем говорите Вы: кто-то изучает православие, кто-то - иудаизм, кто-то - ислам, кто-то - историю религии...

– Насколько я понимаю, именно об этом и говорят сегодня лидеры Русской Православной Церкви. Кроме того, этот вопрос о преподавании религии в школе еще окончательно не решен, и будет продолжаться, видимо, двусторонний диалог между представителями религий, Минобразования и между самими религиозными движениями. Я думаю, что в последнем выступлении Патриарха был некий компромисс. Православные всегда говорили о добровольности, кстати, преподавания. Но на этот раз у детей будет выбор. Если дети из атеистической семьи, то они могут изучать мировые религии – это мое предложение. Но вообще они могут изучать этику или что-то еще. Насколько я знаю, они не столь категоричны - что все будут изучать православие. Ну, может быть, есть такие люди, которые кэтому призывают, но я не думаю, что сама Церковь на этом настаивает.

– Недавно в России была введена должность военного раввина, и даже назначен главный военный раввин - Гуревич. Как Вы расцениваете это событие?

– У нас есть министерство обороны, министерство внутренних дел, и так далее, и есть раввины и не раввины, которые готовы такую службу понести, как то: посещение лагерей, тюрем, больниц, в том числе воинских частей. Я приветствую появление капелланов, если можно так выразиться, и хорошо, когда они служат в армии в качестве военнослужащих и одновременно совмещают это с духовной службой. Что касается военных раввинов, ну посмотрим. Звучит красиво, а по сути, непонятно, дойдет ли это до реальных дел.

Синагоги посещает 2-3 % живущих в России евреев, ну пять. Это проблема, чтобы люди пришли в синагогу помолиться. Ну, разве что в праздники, чуть побольше. А что говорить о молодежи, да еще служащей в армии. Отыщи еще этого человека... Есть ли реальная потребность? Здесь больше политики пока. Но никогда не известно, чем тот или иной поступок отзовется. Поэтому я приветствую и усилия раввина Аарона Гуревича, и наших раввинов, которые тоже хотят этим заниматься. Я приветствую желание облегчить участь служащих в армии, людей, находящихся в тюрьме, - это благородно и хорошо. Если только это не чистая политика и не пиар, а что-то реальное. Но до этого еще далеко.

- Я недавно обнаружил в анонсах, что в Московской главной хоральной синагоге стали проводиться концерты классической музыки. Насколько часто это будет происходить и насколько это будет постоянным явлением?

– Это будет происходить пока нерегулярно, по возможности. Это очень хорошо, я это приветствую. То же самое будет в мемориальной синагоге на Поклонной горе, где мы, собственно, такие концерты и проводим, но пока нерегулярно. А вообще это здорово, я это только приветствую.

Беседовал Владимир Ойвин,
"Портал-
Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования