Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Глава Харьковско-Полтавской епархии УАПЦ архиепископ ИГОРЬ (ИСИЧЕНКО): "Всем православным Церквям на постсоветском пространстве не хватает веры в собственные силы. Веры, что Церковь может строиться без помощи государства"


"Портал-Credo.Ru": Скажите, пожалуйста, какое событие или процесс, происходивший в Вашей Церкви в уходящем году, Вы могли бы обозначить как важнейший, главный? Чем 2007 год войдет в историю Украинской Автокефальной Православной Церкви в первую очередь?

Архиепископ Игорь: В прошедшем году в жизни нашей епархии, наверное, самым знаковым событием было очень удачное паломничество по монастырям Западной Украины, которое мы провели вместе с группами прихожан разных наших приходов. Это была достаточно трудная поездка, и в то же время событие, которое позволило встретиться людям из разных местностей и побывать у икон, которые сейчас находятся на "канонической территории" разных юрисдикций. Это были и новый монастырь Украинской Автокефальной Православной Церкви на Святой горе под Золочевым, и православные церкви во Львове, в Золочеве, в Николаеве, и греко-католические монастыри, которые предоставили нам возможность отслужить возле чудотворных икон литургию.

- Почаевскую лавру не посещали?

- В прошлом году одна из групп, участвовавших в нашем паломничестве, посетила Почаевскую лавру и получила там такой отрицательный заряд, после которого, думаю, ей не скоро захочется вновь туда приехать...

С другой стороны, у нас было построено - и я их освятил - в прошлом году больше церквей в нашей епархии, чем за все прошлое время. Мы открыли нижний храм в Киеве, освятили церкви на Харьковщине (в поселке Ковшаровка около Купянска) и в Каневе. Я освятил также несколько престолов. Важность этого в наших условиях связана с тем, что практически наша епархия развивается без помощи "административного ресурса" или богатых спонсоров.

До последнего времени складывалась такая интересная ситуация, когда президентская администрация поддерживала УПЦ Киевского патриархата, кабинет министров - УПЦ Московского патриархата, что, конечно, с какой-то стороны казалось и кажется дискриминационным для нашей Церкви. С другой стороны, имеет место такой уникальный зазор, который дает возможность существовать достаточно свободно от власти и надеяться лишь на собственные силы. Мне кажется, это как раз то, чего сейчас не хватает всем православным Церквям на постсоветском пространстве - веры в собственные силы. Веры, что Церковь может строить без помощи государства. Пока мы не откажемся от идеи о том, что со введением Закона Божия все станут православными, и не начнем сами учить детей массово в православных приходах, мы не получим нового поколения православных. Тем более, что опыт дореволюционной России и некоторых других стран свидетельствует: уроки религии в школе чревата двоякими последствиями: ведь у человека, который изучает Евангелие на одном уровне со скучными обязательными предметами, - и к Закону Божию, к Евангелию - будет вырабатываться соответствующее отношение. Как к чему-то формальному, чужому.

- Вы упомянули о влиянии политического фактора на церковную жизнь. Сказали о том, что прежняя диспозиция законодательной и исполнительной власти в Украине была где-то выгодной для Вашей Церкви. Сейчас, в результате досрочных парламентских выборов, Вы получили новую диспозицию. Чего Вы ждете? Каких-нибудь, может быть, инноваций, изменений в религиозной политике державы после этой переконфигурации власти в Киеве? И, в частности, как Вы оцениваете деятельность Движения "За Помiсну Україну", которое возглавляет брат президента Петр Ющенко?

- К деятельности политиков, которые стараются, подкупая священнослужителей, материально помогая им лично или их Церквям, административно создавая какие-то преференции для них, - нельзя не относиться критически. Мы уже имеем печальный опыт президента Кравчука, нанесшего огромный вред процессу, который сегодня мог бы уже привести к достаточному сближению украинских Церквей и естественному формированию предпосылок для создания Поместной Церкви. Для поколений, воспитанных историческим материализмом, понимание Церкви как части надстройки, которая лишь декорирует базис, наверное, неизживаемо. Люди, прошедшие школу соответствующего воспитания - через партию, комсомол, - несут в себе этот ментальный стереотип, который они стараются использовать уже в новых условиях.

Безусловно, деятельность Петра Андреевича Ющенко можно рассматривать по-разному. Может быть, в ней есть какой-то конструктивный элемент. Но ведь Петр Андреевич предстает перед всеми не просто как политический деятель или как народный депутат. Он - родной брат президента. И таким образом его появление сигнализирует о поддержке церковно-политического проекта высшей властью. Когда человек, активно помогавший на протяжении последних двух лет Киевскому патриархату и отмеченный его наградами, выдвигает лозунги создания Поместной Церкви, это воспринимается иными православными юрисдикциями не более как попытка поднять статус Киевского патриархата до уровня канонически признанной Вселенским православием Церкви. Я думаю, что реально в инициативах Петра Андреевича Ющенко никто, кроме все тех же людей из все той же Украинской Православной Церкви Киевского патриархата, участия не будет принимать. И это весьма прискорбно: сама идея-то, безусловно, перспективна в плане выхода из кризиса.

Кроме того, есть в разного рода церковно-политических объединениях и один опасный момент. Когда начинают объединяться "против кого-то", то это вряд ли может создать здоровый психологический климат, а самое главное - здоровую духовную атмосферу. И когда православные в Западной Украине объединяются против католиков, и когда православных Украины призывают объединиться против православных России, - это одинаково опасно. И очень многое в церковно-политических противостояниях Украины связано с тем, что негативные тенденции, которые присутствовали в период борьбы за освобождение Украины в конце 80-х - начале 90-х гг., переносятся и в церковную сферу.

Стереотипы "украинец - православный", "украинец - греко-католик" так же опасны, как и "русский - православный". Деятели Московского патриархата должны в украинских условиях всегда учитывать опасность того, что однозначное позиционирование православия как структур, связанных с Москвой, и отталкивание идентичной украинской церковной традиции может просто привести де факто к признанию последствий Брестского Собора для обеих Церквей - то есть, к разделу Украины на греко-католическую Украинскую национальную Церковь и этнически русскую - промосковскую по своей политической ориентации - Православную Церковь, которая, очевидно, будет уменьшаться. Не знаю, насколько это осознаваемо и насколько это предусматриваемо теми политиками, которые формируют подобную альтернативу, выбрасывая из любых переговорных процессов украинские Церкви, игнорируя их и унижая любым способом.

Я уже говорил о том, что выбор статуса нашей епархии был вынужденным. Он, безусловно, временный, и представляет собой лишь попытку зафиксировать свое каноническое положение как приходов, отдающих себя в подчинение центру в диаспоре, который уже находится под омофором Вселенского патриархата с 1995-го года.

- Каковы Ваши планы на 2008 год? Есть ли у Вас какая-то программа из четких пунктов и последовательных шагов, программа упорядочивания статуса Вашей епархии и вообще нормализации церковной жизни Украинской Автокефальной Православной Церкви?

- Сейчас главная проблема УАПЦ - это созыв Поместного Собора. Канонического Поместного Собора, которым руководил бы духовный глава Церкви, избранный нами в 2000 году, то есть Митрополит Константин. По уставу нашей Церкви такие соборы должны проводиться каждые три года. Они проходили в 1990, 1993, 1997, 2000 годах. Но с 2000 года соборы не проводились. Наша епархия не будет вмешиваться в дела епархий, отказавшихся выполнять решения Собора 2000 года. Но ко мне часто обращаются люди из тех епархий: они не считают себя другой Церковью. Недавно, буквально на днях, я получил письменное решение львовского краевого братства апостола Андрея Первозванного с просьбой обратиться к Блаженнейшему Митрополиту за указом о проведении Поместного Собора - и с просьбой, чтобы он возглавил этот Поместный Собор.

К сожалению, разного рода церковно-политические игры мешали нормализации церковной жизни. Сначала секретариат президента Ющенко жил иллюзиями о том,

что та часть Церкви, которая отказалась подчиняться американскому митрополиту, объединится с Киевским патриархатом. Это было невозможно и нереально, и оставалось только ждать, когда это станет явным для всех. Планы провалились. Потом, когда пришел премьер Виктор Янукович, его стали кормить обещаниями объединиться с УПЦ Московского патриархата. Теперь наступил интригующий момент - премьер Янукович ушел в лидеры оппозиции. Как будет себя вести эта группа, которая пришла к руководству УАПЦ после смены премьера? Я думаю, они что-нибудь придумают. Во всяком случае, я знаю, что абсолютное большинство наших прихожан голосовали на этих выборах за Блок Юлии Тимошенко и вправе ожидать, что этот Блок сможет быть более конструктивным в церковно-государственных взаимоотношениях. Позволяет это допускать и то, что Юлия Владимировна более осторожна в своей церковно-политической риторике. Она не допускает таких прямолинейных вмешательств в церковную жизнь, как ее предшественники.

Беседовал Александр Солдатов

"Портал-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования