Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Исполнительный директор ИАЦ "Время и мир" ВАЛЕРИЙ (ИСМАИЛ) ЕМЕЛЬЯНОВ "Российские выборы-2007 продемонстрировали место и значение национал-клерикализма в нашей стране"


"Портал–Credo.Ru": Каковы на Ваш взгляд основные итоги уходящего 2007 года для мусульман России?

Валерий (Исмаил) Емельянов: Прежде всего, о главном итоге для всех россиян: это апробация уникальной российской технологии – выборы без выбора. Для верующих людей всех конфессий это событие продемонстрировало место и значение клерикализма и национал-клерикализма в нашей стране. Как ни старались "всемирные соборяне", другие деятели из околоцерковно-общественной среды, казаться фактором, значимым для общественной и политической жизни, им не удалось подняться выше роли рядовых агитпроповских зазывал. Не больше и не меньше. Об этом хотя бы свидетельствует тот факт, что в новый парламент не прошли сидевшие там в предыдущей каденции депутаты, известные своими клерикальными взглядами.

Думается, что в современном российском обществе, которое пусть с большими натяжками, но во многом открытое, во многом информационное, в чем-то гражданское, попытка создания новой общей идеологии на основе православия обречена в конечном итоге на провал. В современном контексте это серьезно дискредитирует и Церковь, и государство, так как гражданам становится очевидно, что Церковь все-таки имеет явные политические амбиции (хотя и публично отрицает это), а государство не в состоянии предложить обществу в начале XXIвека свежие идеи, направленные на прогресс и модернизацию, предпочитая обращаться к подзабытым клерикальным мифологемам эпохи упадка империи Российской. Думается, что здравомыслящие люди как в Церкви, так и, прежде всего, в государственной власти это все-таки понимают.

Что касается мусульман, то, по крайней мере, к чести одной из их организаций – Совета муфтиев России - следует заметить, что они проявили выдержанность, не выйдя за рамки общего призыва прийти на выборы. Что же касается участия в кампании по поддержке лично Путина некоторых представителей Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ), возглавляемого Талгатом Таджуддином, председателя Координационного центра мусульман Северного Кавказа (КЦМСК) Исмаила Бердиева и бывшего депутата Абдул-Вахеда Ниязова, то это их личная позиция, поскольку в исламе эти деятели не являются догматическими авторитетами и их позиция ни на йоту не отражает позицию большинства верующих. А для г-на Ниязова, уже давно маргинализовавшегося в политике, это еще один способ громко о себе напомнить. Насколько этот способ оказался удачным - другой вопрос…

Очевидно, что российские мусульмане участвовали в избирательных кампаниях, мотивируя свой выбор не религиозными установками, а политическими реалиями страны и региона проживания. Дело в том, что в исламском праве существует принцип "подчинения султану", согласно которому мусульмане, живущие в нешариатском государстве, полностью подчиняются законам и установкам власти, если, конечно, они не противоречат принципам шариата. Поскольку никто из кандидатов из политического мэйнстрима не предлагал всем гражданам в обязательном порядке пить вино, закусывать его свининой, в обязательном порядке по воскресеньям ходить к обедне, а детей отдавать на курсы по основам православия, то мусульмане и проголосовали так, как предписывает генеральная политическая линия.

– Какое событие Вы считаете самым важным для мусульман мира?

– Это, прежде всего, тот факт, что процесс израильско-палестинского урегулирования вновь вплотную подошел к обсуждению проблем статуса Иерусалима и его святынь. Эта проблема, в значительной мере имеющая более религиозно-символическое, чем конкретно-политическое и, тем более, экономическое значение. Но именно ее нерешенность способна подорвать целиком все еще недостроенное здание палестинско- израильского урегулирования. Наверняка 2008 год с учетом условий, выдвинутых на конференции в Аннаполисе, станет временем активных действий по данной проблеме. Положение осложняется еще и тем, что в нынешней ситуации любой еврейский, либо мусульманский лидер, рискнувший пойти на мало-мальский компромисс по этому вопросу, рискует подвергнуться остракизму со стороны родной политической элиты и широких слоев общества. Между тем, никакого иного возможного решения, кроме передачи Священной купели (Храмовой горы и Старого города) либо под кондоминиум Палестина-Израиль, либо под дееспособное международное управление, не существует.

Хорошо сказал один деятель в начале прошлого столетия: "Иерусалим не принадлежит никому, ибо он принадлежит всем". Это был отец-основатель сионизма Теодор Герцль.

Беседовал Владимир Ойвин,
"Портал–Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования