Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Клирик РПЦ МП, член Московской Хельсинкской группы священник ГЕОРГИЙ ЭДЕЛЬШТЕЙН: "Событие года - соединение Зарубежной Церкви с Московской патриархией. Я крайне огорчен, что РПЦЗ стала такой же сергианской и замолкла"


"Портал-Credo.Ru": У нас несколько вопросов. Первый вопрос о парламентских выборах. Как Вы считаете, с точки зрения христианина, насколько они были честными, справедливыми? Надо ли было в них участвовать или тем, кто считает это большой ложью, не надо было в них участвовать вообще, дабы не создавать псевдодемократической ширмы существующему режиму?

Священник Георгий Эдельштейн: Читайте "Новую газету". Там обо всем этом сказано лучше, чем скажу я. Я советую любому человеку выписать и читать "Новую газету".

Лично я долго колебался, идти или не идти на выборы. Если бы существовал порог явки, я бы не пошел. Но так как он отменен, то я пошел и проголосовал за СПС – на виду у всех.

– Но ведь не зря же власти были так заинтересованы в обеспечении большого прихода избирателей на участки, независимо от того, как они проголосуют?

– Когда я при советской власти был членом участковой избирательной комиссии, то у меня на глазах собрали все бюллетени - не знаю, 100, 200 или 300 оставшихся бюллетеней - и за пятнадцать минут до окончания голосования бросили их все в ящик. Какая у меня гарантия, что сегодня не сделали то же самое?

– Парламентская кампания в России плавно переросла в президентскую. Как Вы оцениваете фигуру "преемника" - Дмитрия Медведева, исходя из того, что в отличие от Путина, который стал верующим человеком уже в зрелом возрасте, Медведев стал христианином, православным, с некоторым налетом неофитского синдрома, во время "перестройки", когда ему было около 20 и когда православными "становились" все? Как Вы считаете, президентство Медведева изменит ситуацию со свободой совести в ту или в другую сторону, или все останется без перемен?

– Я думаю, что Дмитрий Медведев знает, с какого боку его хлеб намазан маслом, и не ошибется – не будет кусать с противоположной стороны. Владимир Владимирович Путин сотрудничает с Московской патриархией и поддерживает ее не потому, что он православный, верующий человек. В противном случае он не позволил бы Московской патриархии занимать ее сегодняшнюю позицию. Это позиция брежневская, андроповская, черненковская. Это позиция стагнации, разрушения Церкви, потому что сергианство было и остается ложью и разрушением Церкви. Как наша патриархия была сергианской в 30-е, 40-е, 70-е годы, так она и остается сергианской сегодня. У нас сегодня по всей стране разгул "деструктивных сект", и они собирают все новых и новых последователей не потому, что они сильны, а потому что мы слабы. Нам нечего противопоставить всем этим мунитам, иеговистам, саентологам и так далее.

Если бы Владимир Владимирович Путин был действительно глубоко верующим православным христианином, то он бы сказал вслух, не административными способами, не подавляя, а сказал бы вслух, что такое Московская патриархия. Я думаю, что если Медведев будет честным человеком, как сейчас говорят, не связанным слишком тесными узами с силовыми структурами, в которых служат – или, во всяком случае, служили – руководители сегодняшней Московской патриархии, то положение улучшится, и значительно улучшится. Я убежден, что Православная Церковь действительно может очень много сделать для сегодняшней России. Поживем - увидим.

– Кончается 2007 год. Какое событие в религиозной жизни России Вы назвали бы наиболее значимым?

– Самым значимым является соединение Зарубежной Церкви с Московской патриархией. Я крайне огорчен, что РПЦЗ стала такой же сергианской, какой является Московская патриархия. РПЦЗ до мая нынешнего года смела, хотя бы вполголоса, но говорить правду. Сегодня это та же самая сергианская Церковь. Забыты такие люди, как соловецкие епископы и исповедники, забыт отец Николай Эшлиман, забыта вся группа вятских исповедников. Помните, о ком я говорю? Если взять парижский журнал "Вестник РХД", то письма вятских верующих печатались, и говорилось, что это единая линия: Собор 1917-18 годов - раз; обращение к советскому правительству соловецких епископов-исповедников – два; Николай Эшлиман – три. Рядом епископ Гермоген (Голубев), ну и, наконец, вятские исповедники, их руководитель, который умер на тюремной койке. Учитель математики в одной из вятских школ, он был осужден просто за то, что он говорил правду, больше ни за что. Так вот пусть Зарубежная Церковь сегодня скажет об этом. Они же все эти имена выбросили, они замолчали об этом.

– О. Георгий, а как Вы восприняли такое событие, как появление на Бутовском полигоне НКВД офицера КГБ Владимира Путина и известного некоторым его коллегам под псевдонимом "Дроздов" Патриарха Алексия II, участвовавших в молебне Новомученикам? Как относиться к этому на фоне официального преемства непрерывной линии ЧК-ОГПУ-НКВД-МГБ-КГБ-ФСБ?

– Участники могут быть активными и пассивными. Молчание о правде – это пассивная, но ложь, не так ли? Сегодня мне очень стыдно, что мы до сих пор не покаялись перед Новомучениками и Исповедниками. Мы сделали вид, что мы их причислили к лику святых, мы их "простили". До сегодняшнего дня у нас в великих героях и спасителях Церкви ходит митрополит Сергий (Страгородский). До сегодняшнего дня у нас появляются хвалебные статьи о митрополите Николае (Ярушевиче). Давайте посмотрим, что говорил митрополит Сергий на пресс-конференции в 1930 году. Точно то же он повторил в книге "Правда о религии в России", которая вышла в 1942 году.

Я бы очень просил Вас и "Портал-Credo.Ru" обратиться к исследователям с вопросом: а как появилась книга "Правда о религии в России" в 1942 году? Кто собрал эти материалы, издал эти материалы под грифом "Московская патриархия"? Ведь в 1942 году каждый килограмм бумаги был лимитирован. Кто подписывал лимиты на бумагу? Кто подписал книгу в печать, кто эту книгу издавал? Как эта книга редактировалась, как она проходила цензуру и т.д.? Я никогда ответа на эти вопросы не встречал. Эта книга тогда стоила дешевле буханки хлеба. Она вышла в 1942 году, еще до встречи Сталин с тремя митрополитами. В этой книге и митрополит Сергий, и митрополит Николай повторили злобную клевету на российских Новомучеников и Исповедников. И до сего дня нигде, ни в одном официальном издании Московской патриархии, я не видел опровержения той пресс-конференции февраля 1930 года, которую давал митрополит Сергий. И я не видел, чтобы где-то официальные представители Московской патриархии рассказали бы что-либо о книге "Правда о религии в России". То есть, мы до сегодняшнего дня не покаялись перед Новомучениками и Исповедниками, мы не сказали, что наши официальные представители, лидеры Московской патриархии, злобно клеветали на них и что они за это подлежат церковному суду.

– Но они же умерли?

– Простите, Иван Грозный умер, но когда мощи митрополита Филиппа вносили в Москву, то, наверное, государь попросил прощения у митрополита Филиппа, который тоже умер, за то, что сделал государь Иван Грозный, который к тому времени уже умер.

– Суда, в том числе и Церковного, не может быть над мертвым.

– Мы должны судить не мертвого, мы должны сказать свое слово о том, что это была клевета, это была злобная клевета. По учению Православной Церкви, когда мы служим Божественную литургию, то рядом с нами у престола стоит вся Церковь. Эту Божественную литургию с нами совершает вся полнота Церкви. И мы не можем сказать, что здесь, у престола, рядом стоят и митрополит Сергий, злобно клеветавший на Новомучеников, и митрополит Николай, злобно клеветавший на Новомучеников, и те, которых они вольно или невольно убили. Не может митрополит Казанский Кирилл стоять рядом с митрополитом Сергием, который много раз говорил: "Я с ним рядом не встану, я с ним литургию служить не буду". До сих пор мне непонятно, я имею право молиться за петроградского митрополита Иосифа (Петровых), или нет? Мое церковное начальство мне приказало: "Нет, не имеешь права за них молиться. Они раскольники, они отступники". Было специальное постановление Синода за подписью митрополита Сергия и всех членов Синода - "За них не молиться, проскомидию не совершать, панихиды не совершать" и т.д. А вот Зарубежная Церковь причислила митрополита Иосифа к лику святых. Вот мы сейчас "единая Церковь". Иосиф (Петровых) святой или нет? Мученик или нет? Архиепископ Димитрий мученик или нет? Епископ Алексий (Буй) мученик или нет? Священник Анатолий Жураковский – вышла о нем книга – он мученик или нет? Он тоже иосифлянин (входил в круг приверженцев митрополита Иосифа (Петровых) – Ред.) и погиб в лагере.

Давайте вернемся к Бутовскому полигону. До тех пор, пока мы перед Новомучениками не покаялись, мне совершенно непонятно их положение в нашей Церкви. Сергианство - это сергианство, и вопрос, кто все-таки своим подвигом спасал нашу земную Церковь – соглашатели, которые сотрудничали с КГБ, или Новомученики? Одно с другим не согласуется. Или – или...

Я ничего не имею против КГБ. Я могу это везде громко сказать. Против КГБ нынешнего. Я категорически против участия Церкви в любых гебешных затеях. Я против того, что мы ведем секретную игру. По моей оценке, Патриарх Алексий II или любой другой наш иерарх – сотрудник КГБ, который это скрывает, который врет, – намного хуже любого открытого офицера КГБ. Путин этого не скрывает: он хотя бы не лжет. Сергей Иванов - генерал КГБ - не лжет. А Патриарх лжет. И все члены Синода, которые были, а может, и остаются сексотами – сотрудниками КГБ – лгут...

Беседовал Владимир Ойвин,
"Портал-
Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования