Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Декан факультета религиоведения Свято-Филаретовского института (Москва) МАРГАРИТА ШИЛКИНА: "СФИ предлагает альтернативную концепцию религиоведческого образования"


Портал-Credo.Ru: Как Вы относитесь к введению в светских общеобразовательных школах России "Основ православной культуры"?

Маргарита Шилкина: Если это действительно основы православной культуры, это нормально, только лучше бы, чтобы это были основы не православной культуры, а основы российской культуры, культуры России, где основной раздел должен быть посвящен православной культуре, но не только им все надо ограничивать. Должны быть соответствующие материалы по исламской, языческой, буддийской, какой-то еще культуре.

Если это основы культуры, то это нормально. Если же основы вероисповедания, то это запрещено законом, потому что школа отделена от Церкви до сих пор, что, может быть, и неправильно, но это закон, который надо исполнять. Поэтому если преподавание "Основ православной культуры" переходит в преподавание основ православия, то это вообще недопустимо. А такие тенденции у некоторых неопытных преподавателей присутствуют. Но такие же тенденции присутствуют и у мусульман, и у представителей иных религий.

- О Свято-Филаретовском институте, основанном о. Георгием Кочетковым, в прессе стали упоминать довольно редко после того, как улеглись страсти вокруг "гонений на кочетковцев" и спора за здание, которое занимает институт. Чем живет Ваше учебное заведение сейчас, что нового в учебном процессе, научной работе?

- В первую очередь, стоит сказать об изменениях в наших традиционных осенних конференциях. Раньше мы проводили широкие церковно-научные форумы, в которых участвовало до тысячи человек. В этом году, сохранив этот опыт, провели в августе конференцию о свободе как даре Духа и призвании, под эгидой не только института, но прежде всего Преображенского содружества братств и журнала "Вестник РХД". А в институте и Музее древнерусского искусства имени Андрея Рублева успешно прошла всероссийская конференция с участием зарубежных специалистов по теме: "Церковное искусство, его восприятие и преподавание". Мы надеемся, что такие академические конференции по различным темам также станут традицией института.

Завершились вступительные экзамены на богословском факультете и в Богословском колледже СФИ, и 9 сентября прекрасной лекцией О.А. Седаковой "Церковность искусства и свобода творчества" для десятков студентов открылся новый учебный год в магистратуре, бакалавриате и колледже.

Но, может быть, одной из самых важных перемен для нас является развитие религиоведения. Двухлетний факультет дополнительного профессионального образования по религиоведению открылся в прошлом учебном году для всех желающих, независимо от их вероисповедания. А в этом году мы открыли заочное отделение факультета и Религиоведческий колледж с двумя отделениями: общего религиоведения и миссионерским. Во время школьных каникул предполагаем проводить интенсивные недельные курсы по религиоведению для желающих, в первую очередь - учителей средних школ и колледжей.

- Но ведь в Москве уже есть несколько факультетов и кафедр религиоведения. Зачем еще один? Что нового вы можете предложить по сравнению с ними?

- СФИ предлагает альтернативную концепцию религиоведческого образования. Во-первых, она поливариантна: недельные курсы, годичный колледж с вечерними занятиями два раза в неделю, двухлетний факультет высшего дополнительного образования с интенсивными вечерними занятиями четыре раза в неделю. Тот, кто изберет заочную форму, получит полный аудиокурс лекций, возможность консультаций и экзаменов по Интернету. Для взрослого человека это очень удобно, можно подобрать интенсивность учебы по своим силам, а если заинтересовался – пойти дальше. Ну а, во-вторых, самое главное отличие в том, что мы говорим о религии как о духовном опыте человека. Не как о "форме культуры", не как об "опиуме для народа", не как о "форме национальной идеологии", а как о неотъемлемом свойстве природы человека, непосредственно выражающем его тяготение к высшему измерению бытия.

Мы будем говорить о религии как о форме живого отклика на вопросы, неотвратимо звучащие для человека из мира священного и вечного, о причинах существования различных видов религиозного опыта, об их конфликтности и возможной солидарности, о религиозности темной и светлой, наконец, о том, может ли являться истина в религии, или же все это только исторические и культурные особенности прошлых эпох, а также личные "странности". Сейчас интерес человека к этим вопросам чрезвычайно велик, но те обманки массовой бытовой религиозности, которые мы видим на поверхности социальной жизни, отталкивают всякого живого человека. Религия не призвана формулировать национальные идеи или заботиться о нравственном очищении народа, не ее задача – воспитание толерантности, как, впрочем, и не ее задача порождать межрелигиозные конфликты методами прозелитизма, контрмиссии, невежественных выступлений представителей любых религиозных организаций. И для верующего, и для неверующего человека одинаково важно различение религии как социальной системы, организации, с одной стороны, – и внутреннего духовного опыта общения, открытости, достоинства и свободы личности, осмысленности и радости своего бытия, с другой. Взрослый разговор со взрослыми современными образованными людьми об этих проблемах и есть задача нашего факультета. Зачисление на него происходит по результатам тестирования и вступительного собеседования.

Беседовал Борис Колымагин,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования