Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Философ, культуролог ГРИГОРИЙ ПОМЕРАНЦ и поэт ЗИНАИДА МИРКИНА: "Игумен Вениамин (Новик) был открыт всем движениям современности"


"Портал-Credo.Ru": Григорий Соломонович, Вы были знакомы с покойным игуменом Вениамином (Новиком), расскажите, пожалуйста, о нем.

Григорий Померанц: Смерть Вениамина (Новика) потрясла меня. Во время последнего большого разговора в Покровском на конференции, которую мы решили оставить и провести несколько часов в номере втроем с Зинаидой Александровной, я спросил, сколько ему лет. Оказалось, что 60. Я думал, лет ему 45-48. Казалось, что жить ему еще лет 30-40, по крайней мере, как я прожил до 90. Движения быстрые, талия гибкая, подрясник сидел как влитой. Видимо, что-то точило его изнутри.

Мне жаль его учеников, которые, говорят, любили своего инспектора в Ленинградской духовной академии. Жаль, что этот пост ему пришлось оставить и свести занятия к литературной деятельности.

Я с восхищением прочел его статью о Георгии Федотове и отметил для себя несколько новых черт замечательного мыслителя. Хотя и раньше читал Федотова и писал о нем.

Отец Вениамин поражал широтой и глубиной своих знаний. Как-то мне потребовалось что-либо узнать об одном из отцов V века. Я наудачу открыл Новика и сразу получил всю информацию.

В то же время он был открыт всем движениям современности, трезво их оценивал и находил для событий сдержанное и точное слово.

Зинаида Миркина: Дело в том, что он нам написал письмо, прочитав мою статью о Мене. В этом письме, точную цитату я не помню, он совершенно соглашался со мной, если говорить о внутреннем чувстве, о том, как человек себя ощущает в духовном пространстве. Но если думать об общественной работе, если думать об обществе, то приходится идти на какие-то компромиссы — это неизбежно. Это смысл этого письма.

- А о чем шла речь в Вашей статье о Мене?

- Я писала о нем много очень хорошего, но говорила, что я не хочу после смерти сглаживать все. У нас был некий спор, к которому мы не возвращались. У нас был такой спор о Церкви: при первом знакомстве я сказала, что я была счастлива познакомиться с таким священником, живя до сих пор вне Церкви, хотя абсолютно внутри веры, внутри Христова всего. Но мне кажется, что историческая Церковь очень много испортила, очень много сделала неправильно. "Что Вы, Зиночка, - сказал Мень. – Вы просто не знаете Церкви! Церковь сохранила предание!" Я сказала: "Буду счастлива, если Вы окажетесь правы".

Больше на протяжении долгих лет нашей дружбы мы никогда не возвращались к этому разговору. А после его смерти я прочла его интервью в "Комсомольской правде" напечатанное посмертно, где он говорил о том, что "нынешний клерикализм смыкается с фашизмом".

То есть в статье было и о моем чувстве, что я не могу быть внутри организованной Церкви - о наших с Менем расхождениях. На что Новик сказал: "Вы совершенно правы в духовном отношении, но если думать о том, что надо быть в обществе, надо как-то влиять, то нужен какой-то компромисс".

Беседовал Владимир Ойвин,
"Портал-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования