Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Д-р философии, академик РАЕН, обозреватель журнала "Наука и религия" ВАЛЕНТИН НИКИТИН: "Нам есть чему поучиться у Грузинской Церкви: готовность Илии II передать церковные земли народу - это великий почин, дело святое и богоугодное"


"Портал-Credo.Ru": Слышали ли Вы о недавнем сенсационном заявлении грузинского Патриарха Илии II о том, что он готов передать все церковные земли народу?

Валентин Никитин: Да, я уже слышал, что в минувшее воскресенье, 29 августа, Его Святейшество и Блаженство Католикос-Патриарх всей Грузии Илия II в проповеди заявил о готовности передать находящиеся в церковной собственности земельные угодья своему народу. Эту инициативу он, насколько мне известно, выражал еще несколько лет тому назад, так что ничего сенсационного в принципе (во всяком случае, для меня) в этом заявлении нет. Сильный резонанс вызван, вероятно, тем, что на этот раз сказано это было в Цминда Самеба – в тбилисском кафедральном соборе во имя Святой Троицы, при большом стечении народа за патриаршим богослужением. Этот колоссальный храм обычно бывает заполнен до отказа, а помещается в нем более 15 тысяч человек!

То есть, больше, чем в храме Христа Спасителя в Москве?!

– Да, примерно на 5 тысяч человек больше. Невероятно, но факт. Поразительно и то, что собор был сооружен в маленькой Грузии самоотверженными усилиями строителей примерно за тот же срок, что и возрожденный храм Христа Спасителя – самый большой храм России.

– Как вообще стала возможна такая важная инициатива?

– Она стала возможна благодаря тому, что глава Грузинской Церкви заручился ранее поддержкой в этом вопросе со стороны президента Грузии Михаила Саакашвили, с которым неоднократно говорил об этом. Еще более важным, на мой взгляд, является то обстоятельство, что еще в 2001 году, благодаря взаимопониманию и сотрудничеству Патриарха Илии II и Э. Шеварднадзе, между Грузинской Церковью и государством было заключено специальное Конституционное соглашение. Согласно этому конкордату, государство не только признало церковным имуществом храмы и монастыри вместе с землей, на которой они расположены, но и освободило Церковь от налога на землю и от налога на имущество.

– Были ли для этого предложения исторические предпосылки?

Исторически так сложилось, что цари-христиане из династии Багратиони (восходящей к библейскому царю Давиду) считали своим долгом жертвовать Церкви земельные угодья. А тому или иному отдельному храму (а их на грузинской земле великое множество) дарили земли местные феодалы. Эта благочестивая традиция поддерживалась в Грузии долгие века. В итоге, если суммировать земли, подаренные Церкви, то окажется, что вся грузинская земля является церковной собственностью. Следует подчеркнуть еще одно важное обстоятельство. Грузинская Православная Церковь всю свою более чем 1500-летнюю историю была фактически субъектом грузинской государственности и гарантом национальной идентичности.

Многие столетия в Грузии шла созидательная работа по осуществлению симфонии Церкви и государства, давшая удивительные плоды. Грузия никогда не являлась чисто секулярным государством, даже в годы правления меньшевистского правительства Ноя Жордания, председателя Грузинской Демократической Республики (1918-1921). За исключением сравнительно краткого периода советизации. Но тогда Грузия не была независимым государством.

Патриарх Илия II сказал о том, что Грузинская Церковь имеет в своем распоряжении "несколько тысяч гектаров земли". И что он лично готов подарить их тем людям, которые "создадут там села XXI-го века". Что он под этим подразумевал? Как Вы можете прокомментировать эти цифры и эти конкретные слова?

Патриарх не является феодалом и как монах, давший обет бессребренничества и нестяжательства, не может быть собственником. Но он имеет полное право от лица Церкви, как ее законный и Богом данный глава, распоряжаться церковной собственностью. Это не щедрый жест, а акт его доброй благочестивой воли. Патриарх очень обеспокоен и встревожен положением грузинского крестьянства, особенно ухудшившимся в последние годы из-за кризиса в области виноградарства. Ситуация еще более обострилась после трагической войны 2008 года. В Грузии, увы, как и в России, идет процесс разорения деревни, вымирания крестьянства, обезлюдивания страны… Патриарх Илия является духовным лидером своей страны, авторитетнейшим вождем нации именно потому, что проявляет поистине отеческое попечение о своем боголюбивом народе. Полагаю, что речь идет не о каких-то принципиально новых экспериментальных поселениях, а о возрождении грузинского села, обустроенного современной сельскохозяйственной техникой.

Да, но предстоятель Грузинской Церкви поставил в пример конкретно опыт Израиля, где десятки лет практикуется организация так называемых кибуцев, специальных сельскохозяйственных поселений-коммун. В них трудится в основном молодежь, имеющая вкус к эксперименту и высокопродуктивным методам ведения сельского хозяйства. Может ли Церковь помочь в этом?

Церковь может помочь своему народу во всем, и не только духовным попечением и руководством, не только благими советами. Грузинская Церковь (в первую очередь, крупные монастыри) владеет хорошей, вполне пригодной для сельскохозяйственного оборота и животноводства землей. При поддержке правительства и региональных властей Церковь заявила устами своего предстоятеля о стремлении и готовности передать эти земли своему народу. Это действительно великий почин, достойный восхищения, дело святое и богоугодное. Тем более, что Патриарх Илия наметил комплексный, я бы сказал, таким образом, системный подход к решению сразу нескольких важных проблем. Он отметил, что Церковь тем самым будет реально способствовать не только заселению пустующих земель, но и решению проблемы трудоустройства, а также заполнению досуга для молодежи (согласно статистике, около 11 тысяч юношей и девушек в этом году не сумели стать студентами). Создание специальных колледжей, в которых молодые люди могли бы обучиться сельскохозяйственным ремеслам и освоить смежные специальности, обогатило бы этих молодых людей не только знаниями, но и в духовном отношении, а также помогло бы создать со временем полноценные семьи. Разве не в этом ключ к решению демографической проблемы? Ясно, что нам есть чему поучиться у Грузинской Православной Церкви.

Беседовал Владимир Ойвин,
"Портал-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования