Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
02-06-2004 17:00
 
Сергей Бычков. Архимандрит Киприан (Керн). Воспо- минания. М., Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 2002.

Сегодняшнее время благодатно уже тем, что к нам постепенно возвращаются духовные сокровища, накопленные русской эмиграцией. Причем, это не только беллетристика, но философия и богословие. Одна из незаслуженно забытых фигур – архимандрит Киприан (Керн) (1899-1960). "Общество любителей церковной истории" уcпешно переиздало его первую книгу "Крины молитвенные" (2002). Ранее, благодаря усилиям "любителей", вышлабесценная монография"О. Антонин Капустин" (1997) и его "Литургика" (1997). Православный Свято-Тихоновский богословский институт решил не отставать от "любителей" и предпринял переиздание его "Воспоминаний" (2002). В этот небольшой, любовно изданный томик вошли его воспоминания о митрополите Антонии (Храповицком), впервые опубликованные в "Вестнике Русского христианского студенческого движения" (№№ 91-92 за 1969 г.) и воспоминания о епископе Челябинском Гаврииле (Чепуре).

На самом деле архимандрит Киприан (Керн), "Кернушка", как любовно называл его митрополит Антоний, – человек редкой судьбы. Он участвовал в Гражданской войне на стороне белогвардейцев. Первоначально примыкал к РПЦЗ, окончил Богословский факультет в Белграде, был рукоположен митрополитом Антонием и направлен им в Иерусалим, где служил под началом архиепископа Анастасия. Именно он стал после смерти митрополита Антония первосвятителем "зарубежников". Но архимандрит Киприан не смог ужиться с архиепископом Анастасием.

Позже, в 1936 году, он переходит в юрисдикцию митрополита Евлогия (Георгиевского). Первоначально служил вприюте монахини Марии (Скобцовой) в Покровском храме на рю Лурмель. Митрополит Евлогий надеялся, что строгий инок сможет внести православный строй в обитель матери Марии. На самом деле совместное служение обернулось противостоянием. Оно длилось три года и в 1939 году архимандрит Киприан вместе с двумя монахинями покидает обитель матери Марии. Ее сын Юра писал в 1936 году: "Наш новый священник очень славный человек. Он очень умный, но он очень строг". Осенью 1939 года на рю Лурмель был назначен новый священник – отец Димитрий Клепинин, который погиб в нацистских концлагерях вместе с матерью Марией иее сыном.

Архимандрит Киприан начал преподавание патрологии в Свято-Сергиевском Богословском институте. Этот предмет после отъезда отца Георгия Флоровского уже после войны он вел вплоть до своей смерти. В 1950 году архимандрит Киприан защитил докторскую диссертацию, которая в этом же году была издана в Париже, - "Антропология святителя Григория Паламы".

Каждая его книга – своеобразный шедевр. Трудно сказать, какая из них глубже. Жаль, что сегодня при подготовке священнослужителей в училищах и семинариях не используется его книга "Православное пастырское служение" (1957). Его исследование, посвященное Евхаристии ("Евхаристия", 1947), до сих пор остается одним из наиболее полных и глубоких. Это классический труд, который не может обойти ни один современный литургист.

Он любил и глубоко знал Грецию, был настоящим "византийцем" по духу. Хорошее знание древних и европейских языков помогало ему глубже постичь святоотеческое наследие. Недаром последняя его книга так и называется: "Золотой век святоотеческой письменности" (1967).

Конечно, открывая книгу его воспоминаний, хотелось бы увидеть полный биографический очерк, познакомиться с библиографией его трудов. Короче говоря, раскрыть книгу, подготовленную вполне профессионально и научно. Тем более, что издателями громко заявлено, что она подготовлена Православным Свято-Тихоновским богословским институтом. Однако в этой связи читателя ждет некоторое разочарование. Не указано, что предложенные воспоминания являются перепечаткой. Более того, составители без каких-либо на то оснований претендуют на то, что воспоминания публикуются впервые! На странице 95 в примечаниях утверждается, что митрополит Евлогий скончался 10 августа 1936 года. Хотя известно, что митрополит Евлогий скончался лишь после Второй мировой войны – в 1946 году.

Но все эти мелочи блекнут по сравнению с жалкими потугами составителей поправить самого архимандрита Киприана! Когда он сообщает о разгроме митрополитом Антонием духовных академий накануне революции, составители комментируют: "Эти усилия Святейшего Синода по реформированию Академий привели к увольнению ряда профессоров. Либералы называли это "разгромом" Духовных Академий" (с. 24). Стало быть, по мнению высокоученых составителей, и архимандрита Киприана, которого они только что назвали "одним из известнейших русских богословов ХХ века", следует называть либералом, поскольку он тоже считал, что комиссия Синода разгромила Академии! Не будем забывать, что "либерал" в устах нынешних охранителей-святотихоновцев – это страшное ругательство! Почти "демократ"!

И все-таки важно, что эта книга увидела свет. Архимандрит Киприан донес до нас важное свидетельство архиепископа Гавриила (Чепура) об одном из зарубежных архиереев, книги которого сегодня в России переиздаются массовыми тиражами, – о митрополите Вениамине (Федченкове). Это свидетельство стоит процитировать полностью: "Зато епископа Вениамина (Федченкова), великого смутьяна и путанника эмигрантской церковной жизни, он представлял совершенно изумительно. Звал он его "Петухий", - и в этом есть тоже какая-то верная передача метафизической природы Вениамина". Важно, чтобы сегодняшние православные не зачитывались произведениями митрополита Петухия!


© Портал-Credo.Ru, 2002-2018. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]